Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с образовательными организациями как фактор противодействия коррупции
Авторы: Бороздин Михаил Сергеевич, Раковская Юлия Вячеславовна
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
Дата публикации: 24.06.2015
Статья просмотрена: 275 раз
Библиографическое описание:
Бороздин, М. С. Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с образовательными организациями как фактор противодействия коррупции / М. С. Бороздин, Ю. В. Раковская. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8386/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с образовательными организациями в качестве фактора противодействия коррупции. Рассматривается опыт министерства социального развития Оренбургской области по взаимодействию с отдельными образовательными организациями Оренбургской области.
Ключевые слова: противодействие коррупции, орган исполнительной власти, образовательные организации, субъект Российской Федерации, Оренбургская область.
Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрены нормы-дефиниции о коррупции и противодействии коррупции. Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение аналогичных деяний от имени или в интересах юридического лица. Субъектами, осуществляющими противодействие коррупции, являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах своих прав и обязанностей.
Указанные субъекты при противодействии коррупции взаимодействуют между собой. Особенно интересным является взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества. Не случайно одним из принципов противодействия коррупции является сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными и физическими лицами (статья 3), [1] что сообразуется с подпунктом «а» пункта 5 Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы [2].
Работа по противодействию коррупции проводится в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в различных формах: назначение ответственных лиц; проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; размещение проектов нормативных правовых актов на официальном сайте для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, для общественного обсуждения; работа по выявлению случаев несоблюдения требований к служебному поведению, предотвращению или урегулированию конфликта интересов государственными гражданскими служащими, лицами, уволенными с государственной гражданской службы; представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; работа с подведомственными учреждениями по разработке и утверждению планов противодействия коррупции; работа антикоррупционных комиссий; разработка и ознакомление сотрудников с кодексом этики и служебного поведения; внесение в государственные контракты и хозяйственные договоры стандартных антикоррупционных оговорок; анализ и обобщение письменных и устных обращений граждан; проверки с целью исключения возможностей хищений в учреждениях; формирование наглядного тематического материала по вопросам противодействия коррупции и размещение его в доступном для граждан месте; разъяснительная работа с работниками по формированию отрицательного отношения к проявлениям коррупции, исключению любых форм подарков от граждан; жесткий контроль за соблюдением законодательства при предоставлении услуг; проведение «круглых столов», семинаров, собраний, разъясняющих профилактических бесед; выставки рисунков, оформление стендов по антикоррупционной направленности; разработка памяток; проведение тестирования сотрудников на знание основ законодательства о профилактике и противодействии коррупции; подготовка статей по противодействию коррупции; оказание бесплатной юридической помощи в рамках полномочий и другие мероприятия.
Такие формы наличествуют в работе министерства социального развития Оренбургской области [3] как органа исполнительной власти Оренбургской области [4], функционирующем в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 183-ук «Об утверждении положения о министерстве социального развития Оренбургской области». [5] Исходя из практики, необходимо отметить, что особо актуальными формами противодействия коррупции остаются формы с участием общественности.
Неслучайно Н. И. Матузов и А. В. Малько относят к составным элементам гражданского общества личность, семью, школу, церковь, частную жизнь граждан и ее гарантии, институты демократии, общественные объединения, политические партии и движения, систему воспитания и образования, свободные средства массовой информации, негосударственные социально-экономические отношения и другие элементы. [6] Взаимодействие органов государственной власти Оренбургской области с институтами гражданского общества при противодействии коррупции в Оренбургской области предусмотрено статьями 4, 7 Закона Оренбургской области от 15.09.2008 № 2369/497-IV-ОЗ «О противодействии коррупции в Оренбургской области», [7] пунктами 69, 71 Плана мероприятий по противодействию коррупции в Оренбургской области на 2014–2016 годы. [8] На основании законодательного акта Оренбургской области о противодействии коррупции и на основании Плана мероприятий по противодействию коррупции в Оренбургской области на 2015–2016 годы принят приказ министерства социального развития Оренбургской области от 17.07.2014 № 285 «Об утверждении плана мероприятий по профилактике и противодействию коррупции на 2014–2016 годы министерства социального развития Оренбургской области».
Помимо указанных выше форм с 2014 года министерством социального развития Оренбургской области активно используется взаимодействие с образовательными организациями в виде заключения соглашений о порядке взаимодействия министерства социального развития Оренбургской области с образовательной организацией при проведении мониторинга законодательства и его правоприменения.
Такие соглашения заключены с: 1) НОУ СПО «Оренбургский юридический колледж (техникум)» (03.10.2014); 2) Оренбургским институтом (филиалом) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» (10.10.2014); 3) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» (15.10.2014); 4) Гуманитарным юридическим колледжем ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (18.11.2014); 5) Юридическим факультетом ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (также заключено 18.11.2014).
В настоящее время ведётся работа по заключению аналогичного соглашения с Орским филиалом Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА».
Согласно соглашению министерство социального развития Оренбургской области: представляет образовательной организации проекты нормативных правовых актов Оренбургской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан с целью проведения их научно-правовой экспертизы; использует результаты научно-правовых экспертиз в нормотворческой деятельности; принимает студентов образовательной организации для прохождения учебной и производственной практик в органах социальной защиты и учреждениях социального обслуживания граждан в Оренбургской области в порядке и на условиях, определенных в дополнительном соглашении; принимает участие в организации и проведении научных конференций, круглых столов, научных семинаров и лекций, посвященных проблемам правового регулирования в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан. Образовательная организация: по предложению министерства участвует в проведении мониторинга законодательства в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан и его правоприменения в части оценки правового регулирования в соответствующей сфере, наличии пробелов и коллизий в федеральном и региональном законодательстве; проводит научно-правовые экспертизы нормативных правовых актов Оренбургской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, использует полученные результаты в образовательной и научной деятельности; направляет студентов для прохождения учебной и производственной практики в органах социальной защиты и социального обслуживания граждан в Оренбургской области в порядке и на условиях, определенных в дополнительном соглашении; принимает участие в организации и проведении научных конференций, круглых столов, научных семинаров и лекций, посвященных проблемам правового регулирования в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан.
В рамках заключенных соглашений министерством социального развития Оренбургской области проведено семь мероприятий: четыре лекции для студентов образовательных организаций (две — по вопросам проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Оренбургской области и их проектов в сфере социальной защиты и социального обслуживания, две — по вопросам подготовки нормативных правовых актов Оренбургской области в сфере социального обслуживания граждан в связи с вступлением с 1 января 2015 года в законную силу нового Федерального закона о социальном обслуживании), одно практическое занятие со студентами (по вопросам проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Оренбургской области и их проектов в сфере социальной защиты и социального обслуживания), участие в двух «круглых столах» в образовательных организациях по аналогичным вопросам.
В настоящее время органы государственной власти и органы местного самоуправления крайне редко используют такую форму взаимодействия с гражданским обществом, несмотря на её актуальность, творческую и образовательные составляющие. В связи с этим предлагаем органам государственной власти и органам местного самоуправления рассмотреть вопрос об активизации заключения такого рода соглашений, а также вопрос о реализации в их рамках мероприятий по противодействию коррупции. Реализация соглашений о порядке взаимодействия органа власти с образовательной организацией при проведении мониторинга законодательства и его правоприменения дает основание говорить о взаимоотношении как о факторе противодействия коррупции.
Литература:
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» // Российская газета. № 293. 24.12.2014.
2. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 14.04.2014. № 15. Ст. 1729.
3. Официальный сайт министерства социального развития Оренбургской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.msr.orb.ru/menu_items/2237. — Проверено: 09.06.2015.
4. Закон Оренбургской области от 16.11.2005 № 2706/470-III-ОЗ (ред. от 29.04.2015) «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» // Оренбуржье. № 53. 30.04.2015.
5. Указ Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 183-ук (ред. от 09.12.2014, с изм. от 07.05.2015) «Об утверждении положения о министерстве социального развития Оренбургской области» // Оренбуржье. № 194. 18.12.2014.
6. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2004 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
7. Закон Оренбургской области от 15.09.2008 № 2369/497-IV-ОЗ (ред. от 28.10.2013) «О противодействии коррупции в Оренбургской области» // Оренбуржье. № 179. 07.11.2013.
8. Постановление Правительства Оренбургской области от 27.05.2014 № 334-п «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в Оренбургской области на 2014–2016 годы» // Официальный портал Правительства Оренбургской области «Оренбуржье» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/ActualThema/Korruption/npa/9/. — Проверено: 09.06.2015.
Ключевые слова
субъект Российской Федерации, Оренбургская область., противодействие коррупции, образовательные организации, орган исполнительной власти, Оренбургская областьПохожие статьи
Основные направления подготовки субъекта Российской Федерации к реализации нового федерального закона о социальном обслуживании граждан (на примере Оренбургской области)
В статье излагаются основные направления подготовки субъекта Российской Федерации к реализации нового законодательства о социальном обслуживании на примере опыта Оренбургской области.
Эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан
В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъе...
Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога)
Данная статья посвящена рассмотрению педагогических условий организации взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога).
Направления совершенствования государственной политики по развитию конкуренции в Республике Башкортостан
В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта ра...
Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона
Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. В данной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, реги...
Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)
В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...
Государственная молодежная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области)
В данной статье на основе анализа доктрины, нормативных правовых актов Российской Федерации, практики реализации анализируется специфика государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На примере Оренбургской области автором исс...
Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Авторы поднимают проблему взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. В целях оптимизации взаимодействия с родителями разработана модель взаимодействия родителей и педагогов ...
Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность
Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...
Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения
В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование со...
Похожие статьи
Основные направления подготовки субъекта Российской Федерации к реализации нового федерального закона о социальном обслуживании граждан (на примере Оренбургской области)
В статье излагаются основные направления подготовки субъекта Российской Федерации к реализации нового законодательства о социальном обслуживании на примере опыта Оренбургской области.
Эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан
В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъе...
Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога)
Данная статья посвящена рассмотрению педагогических условий организации взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога).
Направления совершенствования государственной политики по развитию конкуренции в Республике Башкортостан
В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта ра...
Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона
Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. В данной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, реги...
Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)
В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...
Государственная молодежная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области)
В данной статье на основе анализа доктрины, нормативных правовых актов Российской Федерации, практики реализации анализируется специфика государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На примере Оренбургской области автором исс...
Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Авторы поднимают проблему взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. В целях оптимизации взаимодействия с родителями разработана модель взаимодействия родителей и педагогов ...
Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность
Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...
Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения
В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование со...