Понятие товарного знака и исключительного права на него | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Авторское право и смежные права

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 02.07.2015

Статья просмотрена: 1231 раз

Библиографическое описание:

Нургалеев, М. С. Понятие товарного знака и исключительного права на него / М. С. Нургалеев. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8413/ (дата обращения: 15.11.2024).

В литературе высказываются различные точки зрения относительно момента возникновения, как самого товарного знака, так и его прообразов. Некоторые авторы склоняются к теории о том, что товарный знак зародился во времена рыцарских турниров, где рыцари использовали геральдические символы на своей амуниции. Для отличия одних участников от других.

Другие же ученые предполагают, что в качестве прообраза товарных знаков стоит рассматривать такие обозначения как клеймо [1]. Клеймо использовали мастера-ремесленники для обозначения изготовленной ими продукции. Людям было не безразлично, чьи товары покупать, ведь умение, навыки и мастерство были различными. Наибольшее значение клеймо приобрело в период зарождения купечества. Купец, как правило, закупал товар у производителя и увозил его достаточно далеко от места производства. В этом случае только клеймо могло указать на производителя реализуемой продукции. Таким образом, уже в те времена клеймо выполняло функции, присущие в настоящее время товарному знаку, а именно самую главную функцию индивидуализации товаров [2].

Со временем, рамки производства стали расширяться, появились новые области техники и знаний, и использование товарных знаков резко возросло. Первые законы, регулирующие систему правовой охраны товарных знаков, были приняты во второй половине XIX в.: Во Франции такой закон был принят в 1857, в Великобритании — в 1883г., в Германии — в 1894г., в США — в 1881 г.

Первый Российский закон о товарных знаках был принят в 1830г. и получил название «О товарных клеймах», позднее в 1896г. он был доработан и принят более совершенный закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)».

Развивалась международная торговля и, конечно же, международное законодательство не стояло на месте. В 1883г. была подписана Парижская конвенция об охране промышленной собственности, а в 1891г. появилось Мадридское соглашение о международной регистрации фабричных и товарных знаков. В связи с развитием торговых и экономических процессов данные нормативно-правовые акты претерпели большое количество изменений, эти изменения происходят и по сей день, но остается неизменным лишь то, что эти базовые соглашения позволяют регулировать вопросы, связанные с правовой охраной объектов интеллектуальной собственности на международном уровне, упрощают и унифицируют многие процедуры, дают колоссальные возможности для правообладателей.

Далее для нашей страны наступил Советский период, во времена которого роль товарного знака была заметно снижена. В Советском союзе было законодательство, регулирующее товарные знаки, но в виду отсутствия конкуренции, как таковой, оно особой роли не играло. По большей части законодательство регулировало «моральную» сторону товарного знака, а именно запрещало использовать символику «контрреволюционного и порнографического содержания», ложные и способные вводить в заблуждение знаки и т. п. Ближе к 1991году были предложены большие поправки, которые содержались в Законе СССР «О товарных знаках», который так и не вступил в силу, ввиду развала Советского Союза.

Большая часть положений данного закона перешла в закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и НМПТ», который действовал в РФ, до момента принятия четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которая регулирует вопросы, связанные с товарными знаками в настоящее время.

Таким образом, товарный знак проделал большой путь от насечки принадлежности к определенному роду, до индивидуализации колоссального количества товаров и услуг.

Изучив историю появления товарного знака, стоит рассмотреть и понятие исключительного права на него. Ведь товарный знак — это не просто картинка, слоган или красивое слово, это еще и сложный объект, права на который возникают, не автоматически, как в случае с авторским правом, а только после регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Исключительное право — это право имущественное и абсолютное. Это значит, что исключительным правом регулируются лишь отношения, имеющие стоимостную оценку, а абсолютность заключается в том, что у правообладателя есть исключительное право и данное право обращено к неограниченному кругу лиц, обязанных соблюдать его права. Объектом исключительного права являются результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и приравненные к ним средства индивидуализации (СИД), субъектом — правообладатель. При раскрытии содержания исключительного права законодатель намеренно избегает терминологии, которая свойственна отношениям собственности на традиционные (материальные) объекты. Таким образом, исключительное право охраняет нематериальный объект, к которому невозможно применение термина «владение», как в праве на материальные объекты, исходя из специфичности объекта исключительного права, который по сути своей «виртуален». Его нельзя продать, выбросить в мусор или поставить на стол, как это можно сделать с реальной вещью, но это не значит, что с товарным знаком нельзя совершать никаких действий. Именно для этого и существует исключительное право — аналог права собственности для РИД и СИД. Исключительное право предоставляет владельцу три правомочия — два из которых являются позитивными, а одно — негативным. К первым двум относится право на использования объекта интеллектуальной собственности и право на распоряжения исключительным правом. К негативному правомочию относится право запрета использования объекта интеллектуальной собственности.

Исключительное право отчуждаемо и поэтому оно и является тем объектом, который участвует в обороте (или, по словам В. Ф. Яковлева и Е. А. Суханова, исключительные права «способны оформлять оборот «интеллектуальной собственности») [3].

Как считает известный правовед В. А. Дозорцев, «исключительность» права имеет не филологическое, а юридическое значение. «Исключительное» право надо понимать в том смысле, что оно обозначает имущественное право, принадлежащее исключительно одному лицу или нескольким точно обозначенным в соответствии с законом лицам [4].

И. А. Зенин пишет что, исключительные абсолютные права обеспечивают их обладателям легальную монополию на совершение различных действий (по использованию результатов их творчества и распоряжению ими) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия [5].

По мнению В. А. Дозорцева, исключительное право — не просто абсолютное право по типу права собственности на новый (нематериальный) объект, а право с новым содержанием даже на первом этапе его становления. Первая задача исключительного права — обеспечить обособление объекта как условие товарного оборота. Вторая задача заключается в том, чтобы создать правовой механизм для самого товарного оборота, соответствующий специфики объекта [6].

Рассмотрев само понятие исключительного права можно перейти к основному объекту данного исследования — товарному знаку.

Для начала стоит сказать, что собой представляет товарный знак. В соответствии со ст.1477 ГК РФ товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Стоит сказать, что действие исключительного права на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, распространяется на всю территорию Российской Федерации.

В то же время для признания права на товарный знак в другом государстве правообладателю необходимо произвести регистрацию знака в соответствующем государстве, согласуясь с национальным законодательством каждой конкретной страны. Зарегистрированный в одной стране товарный знак остается независимым и несвязанным юридической судьбой с аналогичными регистрациями, осуществленными, в том числе, в стране происхождения (принцип независимости знаков).

В отдельных случаях на территории РФ признается исключительное право на товарные знаки в порядке, установленном международными договорами. Так, согласно ст. 6 bis Парижской конвенции в отношении общеизвестных товарных знаков возможно признание исключительных прав без государственной регистрации. Общеизвестные товарные знаки получают расширенную правовую охрану.

ГК РФ предусмотрена также возможность осуществления международной регистрации товарного знака, в частности, используя Мадридскую систему, состоящую из Мадридского соглашения и Протокола к Мадридскому соглашению, являющегося самостоятельным соглашением [7].

В соответствии со ст. 1478 ГК РФ обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом не уточняется, идет ли речь только о российских юридических и физических лицах, однако следует иметь в виду, что Россия как член Парижской конвенции по охране промышленной собственности предоставляет иностранным юридическим и физическим лицам равные права с юридическими и физическими лицами РФ. Вместе с тем в Парижской Конвенции подчеркивается, что субъектами права на товарный знак могут быть не все физические лица, а только те, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Под таковыми понимаются лица, деятельность которых направлена на систематическое извлечение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется территориальными подразделениями Федеральной налоговой службы [8].

В ГК предусмотрено субъект права на коллективный товарный знак. В качестве такого субъекта ГК РФ указывает объединение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые образуют новое юридическое лицо, которое может функционировать в гражданском обороте, а не простую кооперацию нескольких производителей товара. При этом такими объединениями не признаются акционерные общества и товарищества, созданные несколькими предприятиями [2].

Характерной особенностью исключительного права является его ограниченное по времени действие. Этим исключительное право отличается от бессрочного по своей природе права собственности.

После окончания срока действия исключительного права объекты, в отношении которых оно действовало, могут свободно использоваться всеми лицами без чьего-либо согласия и разрешения.

Принцип срочности исключительных прав проводится законодателем с большой дифференциацией в зависимости от конкретных видов результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлено исключительное право. Для нас же будет интересен срок действия исключительного права на товарные знаки.

Так п.1 ст.1491 ГК РФ устанавливает, что исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Также в п.2 ст. 1491 ГК РФ установлен порядок исчисления срока действия товарного знака и его продления. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

Данная формулировка говорит нам о том, что, по сути, товарному знаку в РФ предоставляется бессрочная охрана, что в корне отличает его от многих других результатов интеллектуальной деятельности. Но, как и в отношении иных РИД, правовая охрана товарного знака может прекратиться в ряде случаев. В соответствии со ст. 1514 ГК РФ правовая охрана товарного знака прекращается:

1)        В связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак, если правообладателем не подано ходатайство о продлении правовой охраны товарного знака;

2)        На основании решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками;

3)        На основании решения Суда о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;

4)        На основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица — правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя — правообладателя;

5)        В случае отказа правообладателя от права на товарный знак;

6)        На основании принятого по заявлению заинтересованного лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

 

Литература:

 

1.         http://ru.wiktionary.org/wiki/тамга

2.         «Право интеллектуальной собственности» учебник, под ред. Близнеца И. А.- с. 960, М. «Проспект» 2011г.

3.         Алексеев С. С., Васильев А. С., Голофаев В. В., Гонгало Б. М. «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С. А.). — 2-е изд., перераб. и доп». — «Проспект; Екатеринбург: Институт частного права», 2010 г.

4.         Дозорцев В. А. «Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации». М.: Статут, 2003.

5.         Алексеев С. С., Васильев А. С., Голофаев В. В., Гонгало Б. М. «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С. А.). — 2-е изд., перераб. и доп». — «Проспект; Екатеринбург: Институт частного права», 2010 г.

6.         Дозорцев В. А. «Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации». М.: Статут, 2003.

7.         Абова Т. Е., Богуславский М. М., Светланова А. Г. «Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. Части III, IV ГК РФ» — Ин-т государства и права РАН. — 6-е изд., перераб. и доп. — «Издательство Юрайт», 2011 г.

8.         Гаврилов Э. П., Городов О. А., Гришаев С. П. «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая». — «Проспект», 2009 г.

Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, ГК РФ, знак, интеллектуальная собственность, лицо, Парижская Конвенция, интеллектуальная деятельность, Мадридское соглашение, правовая охрана, Российская Федерация.