Конституционная регламентация семейного права в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 03.07.2015

Статья просмотрена: 4010 раз

Библиографическое описание:

Берая, И. О. Конституционная регламентация семейного права в России / И. О. Берая. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8452/ (дата обращения: 16.10.2024).

История развития брачно-семейных отношений тесным образом связано с историей развития общества. Государство разными религиозными или правовыми способами оказывало влияние на функционирование института семьи. Не опровержима особая значимость семейно-правовых отношений в обществе. Так же неоспоримо и то, что Конституция как основной закон государства является базой норм многих отраслей права, в том числе и семейного права. В связи с чем, роль Конституции и его основополагающих принципов играет важнейшую роль для развития и совершенствования норм права.

Первыми актами, послужившими фундаментом брачно-семейного законодательства послереволюционной России, были декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917. Первый из декретов установил юридическую силу гражданских браков, зарегистрированных в органах записи гражданского состояния, провозгласил свободу заключения брака, равенство супругов в личных и имущественных правах. Декрет так же закрепил принцип единобрачия и приравнял права детей, рожденных вне брака с рожденными в браке [1]. Декрет от 19 декабря 1917 г. свободу расторжения брака. Брак мог быть расторгнут по обоюдной просьбе супругов в ЗАГСе, а по желанию одного из супругов в суде [2].

В первые Конституционное закрепление принципов касающихся семейного права произошло с принятием Конституции РСФСР от 21.01.1937 когда в статье 126 женщины были уравнены в правах с мужчинами и государство обеспечивало охрану интересов матери и ребенка [3]. Продолжение конституционного закрепления семейных норм произошло с принятием Конституции СССР от 07.10.1977. Статья 53 Конституции провозгласила, что семья находится под защитой государства, брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Статья 66 определила обязанности граждан СССР заботиться о воспитании детей, готовит их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества и обязанность детей заботиться о родителях и оказывать им помощь [4].

События, произошедшие в 90-х годах XX столетия на постсоветском пространстве, обусловили принятие 12 декабря 1993 годаz в России Конституции Российской Федерации. В соответствии со статье 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [5, с. 3]. Ряд статей Конституции РФ расширили регламентацию отрасли семейного права:

-          (ст.7) Обеспечиваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

-          (ст.19) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;

-          (ст.38) Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о родителях. Материнство и детство, семья находится под защитой государства [5, с. 5, 7, 12].

Одним из видов специальных юридических гарантий защиты прав и интересов граждан являются обращения граждан в органы государственной власти. На современном этапе конституционного развития России право граждан на обращения, так же получило закрепление в Основном законе страны. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [5, с. 10].

Закрепленное в рассматриваемой статье право граждан Российской Федерации является важным средством осуществления и защиты конституционных и других прав и свобод граждан, укрепления связей государственного аппарата с населением, одной из форм решения вопросов защиты прав семьи и участников семейно-брачных отношений. Это касается социальной защиты детей, детей оставшихся без попечительства родителей, многодетных семей, малообеспеченных семей, граждан, потерявших кормильца.

Право на обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления дает возможность решения вопросов вне судебном порядке, что обеспечивает возможность удовлетворения личных интересов граждан компетентными органами. В свою очередь обязанностью должностных лиц, которым они направлено, обращение гражданина или его представителя, является внимательно в установленном порядке рассмотреть обращение и принять по нему законное и обоснованное решение.

Обращения граждан способствуют усилению контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, отвечающих за реализацию тех или иных прав граждан, а это в свою очередь способствует борьбе с бюрократизмом и волокитой при решении вопросов защиты прав и законных интересов граждан. Вышеуказанная статья Конституции реализуется статьями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон). Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения данных обращений [6].

Легальное закрепление термина «обращение гражданина» содержит ст. 4 Федерального закона под которым понимается обращение, направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. При этом обращения обрекают письменную, устную или электронную форму; обращения, именуются предложение, заявление или жалобой. При этом каждый из видов обращения обладает своей спецификой; наличие адресата письменного обращения, им может быть государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо данных органов; адресатом же устного обращения выступают только государственные органы или органы местного самоуправления.

Институт обращений граждан в органы власти выполняет три функции:

1.         Правозащитная функция заключается в том, что обращения как юридический институт являются одним из средств защиты прав граждан: они позволяют предупредить правонарушение, а если оно уже совершено — устранить его последствия и восстановить нарушенное право. Правозащитная функция, вне всякого сомнения, является определяющей, центральной.

2.         Информационная функция: обращения граждан являются источником аналитической информации, позволяющий уточнить приоритеты законотворческой деятельности, использовать новые подходы для поиска решения наиболее актуальных социально-экономических проблем.

3.         Коммуникативная функция заключается в следующем: обращения граждан могут быть средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, с помощью которого граждане получают возможность так или иначе воздействовать на властные решения, участвовать в процессе их принятия.

Специальные обращения граждан регламентируются отдельным законодательством. Их отличает: предмет обращения, форма, специальные сроки подачи и документы, которые необходимо предоставить, специальные органы, рассматривающие такие обращения, процедурные особенности рассмотрения, уплата государственной пошлины и др.

К примеру, жалобы на нарушение порядка предоставления государственных услуг регулируются постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации». Правила определяют процедуру подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных слуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии).

 Действие правил распространяется на жалобы, поданные с соблюдением требований Закона об организации предоставления муниципальных и государственных слуг. Приведены требования к содержанию жалоб. Они подаются в письменной форме, в т. ч. при личном приеме заявителя, или в электронном виде. Жалобы принимаются в месте, где заявитель подавал запрос на предоставление услуги, либо там, где он получил результат [7].

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно решить вопрос без волокиты. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить возникший вопрос.

Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные [8, с. 12]. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан. Подобная форма применяется в России, когда Президент РФ отвечает в прямом эфире на вопросы заданные по телефону, через Интернет и посредством телемостов. Данный правовой институт функционирует и служит эффективным средством демократизации общества и формирования правового государства.

Подводя итоги вышеизложенного приходим к выводу:

1.         Семья — это объект правовой охраны;

2.         Семья охраняется в первую очередь со стороны государства экономическими, социальными и правовыми гарантиями;

3.         Задача правовой охраны семьи носит комплексный характер. Она реализуется многими отраслями права (нормами гражданского права, уголовного права, трудового права, права социального обеспечения, жилищного права и т. д..)

Этому обязывает Конституция РФ и международные обязательства, участницей которых является Российская Федерация. Всеобщая декларация прав человека стала основополагающим документом для стран, стремящихся к соблюдению международных норм и неотъемлемых свобод человека. Статья 16 Всеобщей декларации прав человека гласит, что мужчины и женщин, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью [9]. Данная статья обуславливает право мужчины и женщины на вступление в брак именно для создания семьи. Как принято считать счастливые браки заключаются на «небесах», но реалии развития истории человечества показывают необходимость защиты семьи и семейных правоотношений со стороны государства, так как обеспечение и защита прав человека является одним из важнейших составляющих для жизнеспособности всех систем — политических, экономических, социальных и др.

 

Литература:

 

1.         Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»// Сайт Консультант плюс. http://mail.yandex.ru/?win=172&clid=2191302 (дата обращения 22.05.2015);

2.         Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 19 декабря 1917 «О расторжении брака»// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=4308&req=doc (дата обращения 22.05.2015);

3.         Конституция РСФСР от 21.01.1937// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=3228&req=doc (дата обращения 15.06.2015);

4.         Конституции СССР от 07.10.1977// Сайт Консультант плюс. http://www.consultant.ru/popular/conscccr/ (дата обращения 15.06.2015);

5.         Конституция Российской Федерации. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005 (Библиотека Российского законодательства);

6.         Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в редакции от 24.11.2014)// Сайт Консультант плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171254/ (дата обращения 05.04.2015);

7.         Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172134 (дата обращения 10.05.2015);

8.         Бородин И. А. «О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод» / И. А. Бородин // Военно-юридический журнал. — 2007. — № 8;

9.         Всеобщая декларация прав человека /Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805 (дата обращения 20.06.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, обращение граждан, орган, гражданин, Конституция РФ, обращение, брак, семья, устное обращение.