Экологические проблемы водных объектов Волгоградской области
Авторы: Сорокина Елена Ивановна, Маковкина Лилия Николаевна
Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 23.10.2015
Статья просмотрена: 3536 раз
Библиографическое описание:
Сорокина, Е. И. Экологические проблемы водных объектов Волгоградской области / Е. И. Сорокина, Л. Н. Маковкина. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8970/ (дата обращения: 16.11.2024).
По оценкам Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд. человек на Земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд. человек не имеют достаточного доступа к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 процентов и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды.
В 2012 г. по сравнению с 2013 г. ситуация с состоянием как подземных, так и поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения и качеством воды в местах водозабора существенно не изменилась и продолжает оставаться неудовлетворительной. В целом по Российской Федерации не соответствовало санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам 35,7 % поверхностных источников питьевого водоснабжения (в 2012 г. — 36,8 %) и 15,8 % подземных (в 2012 г. — 16,4 %).
Согласно Конституции Российской Федерации, водное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения водными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Приведенные положения Конституции Российской Федерации детализируются в ВК РФ. В частности, в статье 2 ВК РФ установлено, что водное законодательство состоит из ВК РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ВК РФ.
Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ВК РФ, другим федеральным законам.
Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных ВК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены ВК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение ВК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
На основании и во исполнение ВК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
Под охраной водных объектов понимается система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (статья 1 ВК РФ). Как отмечается в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году», на территории России выявлено 6206 участков загрязнения подземных вод.
Загрязнение 2260 участков (36 % общего количества) связано с деятельностью промышленных предприятий, 975 участков (16 %) — с сельскохозяйственной деятельностью, 796 участков (13 %) — с коммунальным хозяйством, 444 участков (7 %) — в результате подтягивания некондиционных природных вод при нарушении режима их эксплуатации, 677 участков (11 %) обусловлено совместной деятельностью промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных объектов, а для 1054 участков (17 %) источник загрязнения подземных вод не установлен. Действующим законодательством установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием, согласно которому, использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду (пункт 2 статьи 3 ВК РФ).
Объектами охраны окружающей среды являются, в том числе, поверхностные и подземные воды (статья 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
По мнению М. М. Бринчука, понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количестве свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. Критерием загрязненности воды является ухудшение ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появление вредных веществ для человека, животного и растительного мира.
В отличие от загрязнения, которое затрагивает качество воды в водоемах, под засорением понимается поступление в водоем посторонних нерастворимых предметов (древесины, шлаков, металлолома, строительного мусора и т. п.), не изменяющих качество воды. Юридических критериев для определения засорения вод законодательство не устанавливает, предоставляя тем самым органам по регулированию использования и охране вод в каждом конкретном случае с учетом местных условий решать вопрос о засорении водных объектов.
Тогда как под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям запаса воды в морях и озерах и т. п.
Состояние водных ресурсов Волгоградской области можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Водоемы страдают от сточных вод, которые сбрасываются недостаточно очищенными или совсем не пройдя предварительную очистку. Основной вклад в загрязнение водного фонда осуществляют жилищно-коммунальные хозяйства и промышленные предприятия.
Особое опасение вызывает качество поверхностных вод, которые не соответствуют нормативам. При проведении анализа проб воды, отмечается превышение содержания вредных веществ таких, как фенолы, соединения металлов, аммонийный и нитритный азот, нефтепродукты, хлориды.
Ежегодно в реки Волгу и Дон происходит выброс свыше 200 млн. куб. сточных вод. Качество воды крупных речных артерий Волго-Донского бассейна, а также их притоков признано умеренно загрязненной или условно чистой.
Крупнейшими загрязнителями водных ресурсов, в основном выступают жилищно-коммунальные и сельские хозяйства, а также чёрная металлургия, сбрасывающие сточные воды, недостаточно либо вовсе их не очистив. Кроме того, на некоторых предприятиях просто недостаточная пропускная способность очистных сооружений, разница между реальной и необходимой пропускной способностью в целом по области может составлять 75 млн. кубических метров в год, понятно, что эта разница сбрасывается в водоёмы, не проходя даже условной обработки.
Помимо этого для нашей области остро ставится проблема охраны и использования подземных вод. В Волгоградской области насчитывается четыре основных очага загрязнения: в Светлоярском районе, городе Волжском, селе Орловка и городе Суровикино. Загрязнение первых трёх обуславливается наличием поблизости прудов-накопителей стоков предприятий южного, Волжского и северного промышленных узла соответственно. Загрязнение подземных вод в г. Суровикино объясняется близким расположением базы минеральных удобрений и неправильным обращением (хранением и применением) отходов животноводства. Сложная экологическая ситуация определяется промышленным развитием области. Удельные показатели образования токсичных отходов составляли к началу 2000-х гг. в среднем 11,2 т на 1 кв. км. и 472 кг на 1 чел.
В районах размещения животноводческих комплексов напряженная водоохранная обстановка. Очень важна проблема утилизации вредных и токсичных промышленных отходов, создание специализированных полигонов по их обезвреживанию, переработке и захоронению. Волгоградская область России входит в число наиболее уязвимых и затронутых опустыниванием районов Нижнего Поволжья.
Также маловодье реки Волги грозит серьезными проблемами Волгоградской области. Из-за нехватки воды в столице региона уже возник конфликт между владельцами частных подворий и дачниками, угроза гибели Волго-Ахтубинской поймы. В пяти районах Волгоградской области, а также на части Кировского района Волгограда в ближайшее время может быть объявлен режим чрезвычайной ситуации. Причина — катастрофическое маловодье Волги, приведшее к дефициту водных ресурсов. Из-за недостаточного сезонного сброса воды через плотину Волжской ГЭС у волгоградцев, проживающих на левом берегу Волги, а также дачников и раньше возникали проблемы. Однако маловодье 2015 года побило все рекорды. Как сообщают местные информагентства, уже в апреле приток воды в Волгоградское водохранилище составлял всего 10 % от нормы. «Максимальные сбросные значения через Волгоградский гидроузел весной 2015 года составили до 16 тыс. куб. м в секунду. И это вместо необходимых 25–27 тыс. куб. м. Таких низких сбросных значений не было зарегистрировано за весь срок эксплуатации Волжской ГЭС, построенной в 1961 году».
Маловодье 2015 года угрожает перебоями с обеспечением водой на территории Среднеахтубинского, Ленинского, Светлоярского, Палласовского и Старополтавского районов.
Уже сегодня зафиксировано недостаточное заполнение водой ериков, протоков и озер, большинство из которых являются единственными источниками хозяйственно-бытового водоснабжения жителей этих районов.
Рациональное использование водных ресурсов в настоящее время имеет ряд насущных проблем, таких как: неудовлетворительное состояние большинства источников водных ресурсов; не соблюдение законодательства в области регулирования водохозяйственной деятельности; не совершенность тарифной политики, как в части водопользования и водоотведения, так и в части штрафных и предупредительных санкций; нехватка финансовых ресурсов; коррупция и хищение финансовых ресурсов; малое использование инновационных и энергосберегающих технологий очистки воды; отсутствие квалифицированных кадров и как следствие большое количество неадекватных решений в области водопользования.
Подобная ситуация требует целого комплекса мероприятий, которые позволили бы решить сложившиеся проблемы и обеспечить: — удовлетворение потребностей в водных ресурсах всех категорий водопользователей, в том числе за счет повышения рациональности и обеспечения комплексности использования воды;
поэтапное улучшение качества воды и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов, решение проблем охраны водных экосистем путем сокращения поступления загрязняющих веществ в водные объекты;
модернизацию и строительство производственной инфраструктуры водохозяйственного комплекса с учетом передовых мировых достижений;
повышение конкурентоспособности отечественной продукции и технологий на внутреннем и мировом рынке, увеличение объемов научно-технических разработок, развитие инновационной активности предприятий и организаций водохозяйственного комплекса и сопряженных видов экономической деятельности.
Для улучшения состояния водного фонда Волгограда и области следует проведение мероприятий по оперативному выявлению и обеззараживанию загрязненных водоемов, осуществление строительства новых очистных сооружений и проведение реконструкции старых, благоустройство и приведение к санитарным нормам прибрежных зон.
Руководство региона, специалисты, ученые считают, что необходимо также:
защита поверхности земли и грунтовых вод при выборе места для свалки твёрдых бытовых отходов;
строительство на территории Волгоградской области мусороперерабатывающих заводов, так как подобные заводы смогут ликвидировать свалки твёрдых бытовых отходов, загрязняющие почву, воздух и водоёмы.
Литература:
- Борисов А. А. Экологическое право конспект лекций/ Борисов А. А.- М.: 2015,-237с.
- Бринчук М. М. Экологическое право учебник/ Бринчук М. М. -М.: 2010,- 431с.
- Доклад Администрации области «Об экологической ситуации в Волгоградской области в 2010 году».