Федеральная контрактная система. Новый закон о госзакупках: надежды и опасения
Автор: Сидорова Наталия Александровна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 09.11.2015
Статья просмотрена: 107 раз
Библиографическое описание:
Сидорова, Н. А. Федеральная контрактная система. Новый закон о госзакупках: надежды и опасения / Н. А. Сидорова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9000/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность проблемы была вызвана принятием Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] (далее Закон о Федеральной контрактной системе), который отличается более выгодными для участников условиями учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли. Он призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов.
При этом закон о Федеральной контрактной системе должен обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления. Им регулируются отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах, осуществлением закупок товаров, работ, услуг для госзаказчиков, мониторингом, контролем, аудитом за соблюдением требований, предусмотренных законопроектом. В таблице представлены основные новеллы, которые влияют на качество проведения госзакупок, в интерпретации устаревшего закона и действующего закона о Федеральной контрактной системы.
Изменения в законодательстве о госзакупках
Основные положения |
Закон о ФКС |
Закон о госзакупках |
Неограниченный доступ к информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контракта |
Предусмотрен (ст. 4, 5 закона о ФКС) |
Отсутствует, было прикрытие в качестве понятия коммерческой тайны (ст. 17.1, 17.2 закона о госзакупках) |
Публикация существенных действий (обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта) заказчика |
Обязательно (ст. 21, 24 закона о ФКС) |
Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru(ст. 16 закона о госзакупках) |
Институт общественного контроля за государственными закупками |
Запланировано создание общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков (ст. 4 закона о ФКС) |
Отсутствует |
Институт контрактной службы заказчиков |
Запланировано создание подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок (ст. 10, 36 закона о ФКС) |
Отсутствует |
Ответственность сотрудников контрактной службы |
Персональная ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законопроектом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта (в законе о ФКС не уточняется — какая именно мера ответственности будет действовать — административная или уголовная) (ст. 11 закона о ФКС) |
Ответственность не прописана конкретно, а только схематично: «лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 62 закона о госзакупках) |
Определение исполнителя контракта |
В зависимости от предмета закупки заказчик может определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников (ст. 32 закона о ФКС). Основной способ выбора исполнителя — открытый конкурс, проводимый в один этап (ст. 32 закона о ФКС). |
Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса (ст. 20 закона о госзакупках) |
Планирование на долгосрочную перспективу |
Прогнозирование и планирование предусмотрено (ст. 15–17 закона о ФКС) |
Отсутствует |
Антидемпинговые меры |
Появляется обязанность участника размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 % или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование (ст. 35, 37 закона о ФКС) |
Не были разработаны |
Обоснование цены контракта |
Предусмотрено ст. 21 закона о ФКС |
Предусмотрено ст. 19.1 закона о госзакупках |
Процедура изменения и расторжения контракта |
Возможна, но она должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте (ст. 94 закона о ФКС) |
Возможна, она должна быть обоснована заказчиком в документации о закупке (ст. 31 закона о госзакупках) |
Аудит результатов исполнения контрактов |
Предусмотрен (ст. 97–98 закона о ФКС) |
Отсутствует |
Организационная структура управления федеральной контрактной системой |
Предусмотрена (ст. 38, 39 закона о ФКС) |
Предусмотрен контроль со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ст. 17 закона о госзакупках) — по сути на практике заказчики сами контролировали процесс размещения заказа |
Таким образом, подводя итог, предлагается внести следующие предложения по усовершенствованию законодательства:
Закон без подзаконных актов выглядит примерно также, как строительный объект без подведенных коммуникаций (системы газо- и водоснабжения, электроэнергии и т. п.).
Следует принять во внимание, что для того чтобы закон заработал в полную силу, а не только на бумаге, необходимо принять не только его, но и еще более 30 отдельных дополнительных законодательных актов.
Литература:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [вступил в силу с 1 января 2014 г].
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [признан утратившим силу с 1 января 2014 г.]