Законодательство СНГ: государственные тайны и государственные секреты
Авторы: Вус Михаил Александрович, Макаров Олег Сергеевич
Рубрика: 6. Информационное право
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 09.11.2015
Статья просмотрена: 1125 раз
Библиографическое описание:
Вус, М. А. Законодательство СНГ: государственные тайны и государственные секреты / М. А. Вус, О. С. Макаров. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 70-75. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9065/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье обсуждается становление и развитие национального законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты государственных секретов (государственной тайны). Обращается внимание как на определённую схожесть регулирование института защиты государственных секретов в национальных законах, так и на проявляющиеся различия. Акцентируется внимание на роли модельного закона СНГ, актуальности и перспективах работы по его совершенствованию.
Ключевые слова: государственные секреты, государственная тайна, понятийный аппарат, национальные законы, модельный закон СНГ, комментарий.
Национальная безопасность государства в немалой степени зависит сегодня от сбалансированной информационной политики и от умения регулировать такой ценнейший ресурс, как информация. Понятие тайны сопутствует государству на всех этапах его развития. Задачей государства является формирование разумного механизма защиты различных видов информации и установление правовых рамок действия институтов тайн.
В недавние времена в СССР понятием государственные секреты объединялись государственная и служебная тайна, однако законодательного определения этих правовых категорий не было. Защита тайн осуществлялась, главным образом, на основе принципа «максимальной секретности», в соответствии с которым доступ ко многим видам информации был жестко ограничен, а вопросы оборота и защиты тайн регламентировались подзаконными актами, в большинстве своём закрытыми. [1, с. 28–30]
Сегодня институт государственной тайны уже не является «фигурой умолчания». Образование после распада СССР самостоятельных независимых государств повлекло развитие в них национальных законодательств, и одними из первых были приняты национальные законодательные акты в сфере защиты государственных секретов. Вместе с формированием базового законодательства формировалось и новое представление об ответственности за его нарушение.
Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов было заключено государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) при его образовании; тогда же появились первые национальные законы «О защите государственных секретов» в Республике Казахстан [8] и в Узбекской Республике [9]. Годом позже были приняты закон «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» [10] и закон «О государственных секретах» в Республике Беларусь [11], затем появился закон «О защите государственных секретов» и в Туркменистане [12].
Первым национальным законом на постсоветском пространстве, имеющим предметом своего регулирования институт государственной тайны, стал закон Российской Федерации «О государственной тайне» (1993) [13]; годом позже законы «О государственной тайне» появились в Украине [14] и в Республике Молдова [15]. В 1996 г. закон «О государственной тайне» был принят в Азербайджанской Республике [16]. В том же году законодатель Республики Армения принял закон «О государственной и служебной тайне» [17], объединивший в одном законе сферы правового регулирования государственной и служебной тайн.
Национальные законодательства развиваются. В 1997 г. закон Российской Федерации «О государственной тайне» получил новую редакцию, а в Республике Казахстан в 1999 г. на смену ранее действовавшему пришел новый национальный закон «О государственных секретах» [18]. В 2003 г. был принят закон «О государственной тайне» в Республике Таджикистан [19].
Институт государственных секретов является национальным правовым институтом. Однако интеграционные процессы, а также потребности обеспечения безопасности от новых угроз регионального и глобального характера (терроризм, наркобизнес и др.) требуют расширения международного информационного обмена, в том числе в сфере государственных секретов. Сотрудничество государств — участников СНГ в различных сферах требует определённой международной унификации при установлении степеней и грифов секретности, единства подходов к пониманию ценности защищаемой государством информации, что послужило основанием для принятия Модельного закона СНГ. Такой Модельный закон «О государственных секретах» был принят Межпарламентской Ассамблеей СНГ (МПА СНГ) в 2003 г. [2, с. 230]; прототипом для него послужил одноимённый закон Республики Казахстан (1999).
Преамбула Модельного закона СНГ гласит, что этот закон определяет правовые основы и единую систему защиты государственных секретов в интересах обеспечения национальной безопасности, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственным секретам, их засекречиванием, распоряжением ими, защитой и рассекречиванием. Однако вследствие того, что Модельный закон был принят уже после принятия в большинстве государств — участников СНГ своих национальных законов, говорить о его влиянии на развитие национального законодательства можно весьма условно.
После принятия Модельного закона СНГ «О государственных секретах» в ряде государств Содружества были приняты новые национальные законы, пришедшие на смену ранее действовавшим. В Азербайджанской Республике (2004) [20] и в Республике Молдова (2008) [21] ― это новые Законы «О государственной тайне». В 2010 году в Республике Беларусь на смену ранее действовавшему был принят новый закон «О государственных секретах» [22]. И только в Республике Таджикистан разработан и принят новый закон «О государственных секретах» (2014) [23], признавший утратившим силу существовавший ранее в этой Республике закон «О государственной тайне».
В настоящее время в государствах — участниках СНГ имеют место четыре модели базовых законов: «О государственных секретах», «О государственной тайне», «О государственной и служебной тайне» и «О защите государственных секретов» со своими предметами правового регулирования и понятийным аппаратом, что иллюстрирует приводимая ниже Таблица.
В законодательствах государств-участников СНГ используются сегодня термины и «государственные секреты» и «государственная тайна». В обыденной лексике и в межличностных отношениях понятия «секрет» и «тайна» трактуются как синонимы [3, с. 733; 815]. Однако, как отмечают исследователи, будучи перенесены в сферу публичных отношений и закреплены в нормативно-правовых актах эти понятия воспринимаются «не всегда, как нечто тождественное». [4, с. 96] Представляется, что в условиях проявляющейся либеральной тенденции пересмотра существовавшего ранее паритета открытой, общедоступной информации и информации с ограниченным доступом это способно повлечь определённые коллизии.
Вследствие того, что системы защиты государственных секретов в государствах, образовавшихся на пространствах бывшего СССР, имеют общие истоки (выросли из системы защиты информации, существовавшей в ранее единой стране), регулирование института защиты государственных секретов в национальных законах, действующих в настоящее время в государствах СНГ, во многом сходно. Так, например, несмотря на определённые различия и уровень разработанности соответствующих актов, в целом процедуры засекречивания и рассекречивания законодателями государств — участников СНГ понимаются одинаково. Во всех этих государствах при разделении сведений на категории используется оценочный (экспертный) подход к определению критерия дифференциации.
За четверть века, истекшие после образования независимых государств на постсоветском пространстве, определённые изменения произошли в обществе, экономике, технологиях, изменения внешних и внутренних угроз безопасности государств. Для сферы защиты государственных секретов характерны сегодня проблемы, общие для всех демократических государств: коммерциализация информации и глобальная информатизация общества привносят свои негативные аспекты. Всё более актуальными становятся формирование правовых регуляторов, обеспечивающих организационно-технические аспекты защиты государственных секретов в условиях ускоряющегося информационного обмена и новых информационных технологий и правовое обеспечение развивающихся международных отношений по поводу защиты государственных секретов. [5, с. 495–496]
С момента принятия ныне действующих национальных законов в обсуждаемой сфере в их редакции в большинстве государств — участников СНГ вносились различные изменения и дополнения. И как следствие самостоятельного развития этих суверенных государств в их национальных законодательствах уже проявляются определенные индивидуальные черты (различия). В новом законе Республики Таджикистан, например, в отличие от Модельного закона СНГ, понятие служебная тайна не определяется, это понятие используется в Гражданском кодексе Республики Таджикистан как объект права интеллектуальной собственности. Для целого ряда категорий сведений, относимых к государственным секретам, новым законом в Республике Таджикистан установлен постоянный срок засекречивания.
Защита государственных секретов является средством обеспечения суверенитета и безопасности государства, поэтому её правовое регулирование требует глубокого теоретического осмысления. В закон Республики Казахстан «О государственных секретах», например, явившийся прототипом Модельного закона СНГ, только за период 2001–2014 гг. было внесено 19 изменений, откорректировавших редакции половины его статей [24]. Модельный же закон СНГ остаётся неизменным с момента своего принятия. Это поставило вопрос о необходимости его развития и совершенствования. [6, с. 195]
Таблица
Государственная тайна и государственные секреты (базовые понятия в национальных законах государств — участников СНГ)
Моделизаконодательногорегулирования |
I. Законы «О государственных секретах» |
II. Законы «О государственной тайне» |
III. Закон «О государственной и служебной тайне» |
IV. Законы «О защите государственных секретов» |
||||||||||||||
Национальное государство |
Модельный закон МПА СНГ |
РеспубликаБеларусь |
РеспубликаКазахстан |
Республика Таджикистан |
Азербайджанская Республика |
РеспубликаМолдова |
Российская Федерация |
Украина |
РеспубликаАрмения |
КыргызскаяРеспублика |
Республика Узбекистан |
Туркменистан |
||||||
№ |
БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ * |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
1. |
Государственные секреты |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|||||
2. |
Государственная тайна |
+ + |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
3. |
Служебная тайна |
|
+ |
+ |
||||||||||||||
4. |
Военная тайна |
|
|
+ |
|
|||||||||||||
5. |
Негосударственные секреты (Другие тайны) |
+ |
|
|||||||||||||||
Число степеней секретности для засекречиваемых сведений |
3 |
4 |
3 |
|||||||||||||||
* В национальных законах имеют место определённые различия в содержательных трактовках отдельных базовых понятий.
Программой разработки проектов модельных законодательных актов и рекомендаций в целях сближения и гармонизации законодательства государств — участников СНГ на 2015–2016 гг. предусмотрена разработка Комментария к Модельному закону «О государственных секретах». Перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств в области военного сотрудничества и безопасности включает разработку дополнений в Модельный закон «О государственных секретах» и разработку Рекомендаций по совершенствованию национального законодательства государств — участников СНГ о государственных секретах. [7, с. 92, 95]
Интернациональным коллективом специалистов России и Беларуси подготовлен проект Комментария к Модельному закону «О государственных секретах», содержащий обширный фактографический материал, который может быть использован как при разработке дополнений в этот Модельный закон, так и в работе над Рекомендациями по совершенствованию национального законодательства государств — участников СНГ. Проект Комментария прошёл экспертизу в Парламентах государств — участников СНГ, одобрен парламентскими комиссиями и выносится на очередное пленарное заседание МПА СНГ [25].
Литература:
- Государственная тайна и её защита в Российской Федерации / Под ред. М. А. Вуса и А. В. Фёдорова. — СПб.: Изд-во «Юридический центр-Пресс», 2007. — 752 с.
- Информационный бюллетень МПА СНГ. 2003, № 31. С. 230–261.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. Ин-т рус.яз., Русский Фонд Культуры. — М.: Азъ Ltd., 1992. — 960 с.
- Редкоус В. М. К вопросу о понятии государственной тайны по законодательству государств — участников СНГ // Право и государства: теория и практика. 2007. № 11(35). С. 95–99.
- Макаров О. С. Актуальные вопросы теории защиты государственных секретов // EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук), 2013. № 10 (37). Т.1. С. 494–505.
- Юсупов Р. М., Вус М. А. К вопросу о совершенствовании модельного законодательства о государственных секретах в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ // Власть. 2015, № 7. С. 194–196.
- Информационный бюллетень МПА СНГ. 2014, № 59. С. 92–99.
- Закон «О защите государственных секретов Республики Казахстан» от 19.01.1993 г. (утратил силу).
- Закон Республики Узбекистан «О защите государственных секретов» от 07.05. 1993 г. № 848-XII.
- Закон Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» от 14.04.1994 № 1476-XII.
- Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» от 29.11.1994 г. (утратил силу!)
- Закон Туркменистана «О защите государственных секретов» от 24.11.1995 г. № 84-I.
- Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. (действует в редакции Федерального закона от 06.10.1997 г. № 131-ФЗ).
- Закон Украины «О государственной тайне» от 21.01.1994 г. № 3855-ХII (действует в редакции Закона от 21.09.1999 г. № 1079- XIV).
- Закон Республика Молдова «О государственной тайне» от 17.05.1994 г. (утратил силу).
- Закон Азербайджанской Республики «О государственной тайне» от15.11.1996 г. (утратил силу).
- Закон Республики Армения «О государственной и служебной тайне»от 30.12.1996 г. № ЗР-94.
- Закон Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15.03.1999 г. № 349–1.
- Закон Республики Таджикистан «О государственной тайне» от 22.04.2003 г. (утратил силу).
- Закон Азербайджанской Республики «О государственной тайне» от 07.09.2004 г. № 733-IIQ.
- Закон Республики Молдова «О государственной тайне» от 27.11.2008 г. № 245.
- Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» от 19.07.2010 г. № 170-З.
- Закон Республики Таджикистан «О государственных секретах» от 18.03.2014 г. № 1185.
- См. информационный ресурс: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=1012633#pos=1;-283
- Постановление Постоянной комиссии по обороне и безопасности МПА СНГ от 15.10.2015 г. № 8.
Ключевые слова
Государственная тайна, комментарий, государственные секреты, понятийный аппарат, национальные законы, модельный закон СНГ, комментарий.Похожие статьи
К вопросу о модельном законе «О государственной тайне»
Обсуждаются вопросы развития и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ о государственной тайне.
Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды
В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...
Судебная защита информационных прав
В данной статье рассматривается вопрос судебной защиты информационных прав граждан, как основного права граждан Российской Федерации, указанного в Конституции. Здесь также раскрывается само понятие информационных прав, а также выводятся принципы защи...
Понятие, функции и признаки банковской тайны
В статье изложены основные понятия, функции и современное понимание института банковской тайны, которые изложены в действующем законодательстве. В процессе анализа нормативно-правовых актов было выявлено, что четко определенное понятие банковской тай...
Роль наблюдателей в избирательном праве РФ
Настоящая статья посвящается рассмотрению института наблюдателей, а также определение его роли в избирательном праве. Автором раскрывают такие вопросы, как понятие и сущность избирательного права, история создания, а также проблемы функционирования д...
К вопросу о сближении законодательства в сфере защиты прав потребителей стран —участниц ЕАЭС: на примере норм права Российской Федерации и Республики Казахстан
Статья посвящена проблеме правового регулирования гарантий защиты интересов потребителя в условиях сближения законодательства стран-участниц ЕАЭС и совершенствования законодательства в данной сфере. В рамках предпринятой попытки исследования данной п...
Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации
В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...
Конституционные основы налогового права зарубежных стран
В статье рассматриваются конституционные основы налогового права зарубежных стран. Делается вывод о том, что доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В период экономических кризисов существенно возрастает роль...
К вопросу о понятии конституционной идентичности
Проводится комплексный доктринальный анализ понятия «конституционная идентичность», в том числе различные позиции как отечественных, так и зарубежных ученых в области конституционного права, сравниваются положения отечественной и зарубежной правовой ...
Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия
В статье рассматривается необходимость разработки информационного кодекса Российской Федерации и его апробация, в связи с тем, что активное развитие современных технологий связано не только с большим объёмом информации, но и с конкурирующей информаци...
Похожие статьи
К вопросу о модельном законе «О государственной тайне»
Обсуждаются вопросы развития и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ о государственной тайне.
Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды
В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...
Судебная защита информационных прав
В данной статье рассматривается вопрос судебной защиты информационных прав граждан, как основного права граждан Российской Федерации, указанного в Конституции. Здесь также раскрывается само понятие информационных прав, а также выводятся принципы защи...
Понятие, функции и признаки банковской тайны
В статье изложены основные понятия, функции и современное понимание института банковской тайны, которые изложены в действующем законодательстве. В процессе анализа нормативно-правовых актов было выявлено, что четко определенное понятие банковской тай...
Роль наблюдателей в избирательном праве РФ
Настоящая статья посвящается рассмотрению института наблюдателей, а также определение его роли в избирательном праве. Автором раскрывают такие вопросы, как понятие и сущность избирательного права, история создания, а также проблемы функционирования д...
К вопросу о сближении законодательства в сфере защиты прав потребителей стран —участниц ЕАЭС: на примере норм права Российской Федерации и Республики Казахстан
Статья посвящена проблеме правового регулирования гарантий защиты интересов потребителя в условиях сближения законодательства стран-участниц ЕАЭС и совершенствования законодательства в данной сфере. В рамках предпринятой попытки исследования данной п...
Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации
В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...
Конституционные основы налогового права зарубежных стран
В статье рассматриваются конституционные основы налогового права зарубежных стран. Делается вывод о том, что доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В период экономических кризисов существенно возрастает роль...
К вопросу о понятии конституционной идентичности
Проводится комплексный доктринальный анализ понятия «конституционная идентичность», в том числе различные позиции как отечественных, так и зарубежных ученых в области конституционного права, сравниваются положения отечественной и зарубежной правовой ...
Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия
В статье рассматривается необходимость разработки информационного кодекса Российской Федерации и его апробация, в связи с тем, что активное развитие современных технологий связано не только с большим объёмом информации, но и с конкурирующей информаци...