Законодательство СНГ: государственные тайны и государственные секреты | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 6. Информационное право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 09.11.2015

Статья просмотрена: 1125 раз

Библиографическое описание:

Вус, М. А. Законодательство СНГ: государственные тайны и государственные секреты / М. А. Вус, О. С. Макаров. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 70-75. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9065/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В статье обсуждается становление и развитие национального законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты государственных секретов (государственной тайны). Обращается внимание как на определённую схожесть регулирование института защиты государственных секретов в национальных законах, так и на проявляющиеся различия. Акцентируется внимание на роли модельного закона СНГ, актуальности и перспективах работы по его совершенствованию.

Ключевые слова: государственные секреты, государственная тайна, понятийный аппарат, национальные законы, модельный закон СНГ, комментарий.

 

Национальная безопасность государства в немалой степени зависит сегодня от сбалансированной информационной политики и от умения регулировать такой ценнейший ресурс, как информация. Понятие тайны сопутствует государству на всех этапах его развития. Задачей государства является формирование разумного механизма защиты различных видов информации и установление правовых рамок действия институтов тайн.

В недавние времена в СССР понятием государственные секреты объединялись государственная и служебная тайна, однако законодательного определения этих правовых категорий не было. Защита тайн осуществлялась, главным образом, на основе принципа «максимальной секретности», в соответствии с которым доступ ко многим видам информации был жестко ограничен, а вопросы оборота и защиты тайн регламентировались подзаконными актами, в большинстве своём закрытыми. [1, с. 28–30]

Сегодня институт государственной тайны уже не является «фигурой умолчания». Образование после распада СССР самостоятельных независимых государств повлекло развитие в них национальных законодательств, и одними из первых были приняты национальные законодательные акты в сфере защиты государственных секретов. Вместе с формированием базового законодательства формировалось и новое представление об ответственности за его нарушение.

Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов было заключено государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) при его образовании; тогда же появились первые национальные законы «О защите государственных секретов» в Республике Казахстан [8] и в Узбекской Республике [9]. Годом позже были приняты закон «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» [10] и закон «О государственных секретах» в Республике Беларусь [11], затем появился закон «О защите государственных секретов» и в Туркменистане [12].

Первым национальным законом на постсоветском пространстве, имеющим предметом своего регулирования институт государственной тайны, стал закон Российской Федерации «О государственной тайне» (1993) [13]; годом позже законы «О государственной тайне» появились в Украине [14] и в Республике Молдова [15]. В 1996 г. закон «О государственной тайне» был принят в Азербайджанской Республике [16]. В том же году законодатель Республики Армения принял закон «О государственной и служебной тайне» [17], объединивший в одном законе сферы правового регулирования государственной и служебной тайн.

Национальные законодательства развиваются. В 1997 г. закон Российской Федерации «О государственной тайне» получил новую редакцию, а в Республике Казахстан в 1999 г. на смену ранее действовавшему пришел новый национальный закон «О государственных секретах» [18]. В 2003 г. был принят закон «О государственной тайне» в Республике Таджикистан [19].

Институт государственных секретов является национальным правовым институтом. Однако интеграционные процессы, а также потребности обеспечения безопасности от новых угроз регионального и глобального характера (терроризм, наркобизнес и др.) требуют расширения международного информационного обмена, в том числе в сфере государственных секретов. Сотрудничество государств — участников СНГ в различных сферах требует определённой международной унификации при установлении степеней и грифов секретности, единства подходов к пониманию ценности защищаемой государством информации, что послужило основанием для принятия Модельного закона СНГ. Такой Модельный закон «О государственных секретах» был принят Межпарламентской Ассамблеей СНГ (МПА СНГ) в 2003 г. [2, с. 230]; прототипом для него послужил одноимённый закон Республики Казахстан (1999).

Преамбула Модельного закона СНГ гласит, что этот закон определяет правовые основы и единую систему защиты государственных секретов в интересах обеспечения национальной безопасности, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственным секретам, их засекречиванием, распоряжением ими, защитой и рассекречиванием. Однако вследствие того, что Модельный закон был принят уже после принятия в большинстве государств — участников СНГ своих национальных законов, говорить о его влиянии на развитие национального законодательства можно весьма условно.

После принятия Модельного закона СНГ «О государственных секретах» в ряде государств Содружества были приняты новые национальные законы, пришедшие на смену ранее действовавшим. В Азербайджанской Республике (2004) [20] и в Республике Молдова (2008) [21] ― это новые Законы «О государственной тайне». В 2010 году в Республике Беларусь на смену ранее действовавшему был принят новый закон «О государственных секретах» [22]. И только в Республике Таджикистан разработан и принят новый закон «О государственных секретах» (2014) [23], признавший утратившим силу существовавший ранее в этой Республике закон «О государственной тайне».

В настоящее время в государствах — участниках СНГ имеют место четыре модели базовых законов: «О государственных секретах», «О государственной тайне», «О государственной и служебной тайне» и «О защите государственных секретов» со своими предметами правового регулирования и понятийным аппаратом, что иллюстрирует приводимая ниже Таблица.

В законодательствах государств-участников СНГ используются сегодня термины и «государственные секреты» и «государственная тайна». В обыденной лексике и в межличностных отношениях понятия «секрет» и «тайна» трактуются как синонимы [3, с. 733; 815]. Однако, как отмечают исследователи, будучи перенесены в сферу публичных отношений и закреплены в нормативно-правовых актах эти понятия воспринимаются «не всегда, как нечто тождественное». [4, с. 96] Представляется, что в условиях проявляющейся либеральной тенденции пересмотра существовавшего ранее паритета открытой, общедоступной информации и информации с ограниченным доступом это способно повлечь определённые коллизии.

Вследствие того, что системы защиты государственных секретов в государствах, образовавшихся на пространствах бывшего СССР, имеют общие истоки (выросли из системы защиты информации, существовавшей в ранее единой стране), регулирование института защиты государственных секретов в национальных законах, действующих в настоящее время в государствах СНГ, во многом сходно. Так, например, несмотря на определённые различия и уровень разработанности соответствующих актов, в целом процедуры засекречивания и рассекречивания законодателями государств — участников СНГ понимаются одинаково. Во всех этих государствах при разделении сведений на категории используется оценочный (экспертный) подход к определению критерия дифференциации.

За четверть века, истекшие после образования независимых государств на постсоветском пространстве, определённые изменения произошли в обществе, экономике, технологиях, изменения внешних и внутренних угроз безопасности государств. Для сферы защиты государственных секретов характерны сегодня проблемы, общие для всех демократических государств: коммерциализация информации и глобальная информатизация общества привносят свои негативные аспекты. Всё более актуальными становятся формирование правовых регуляторов, обеспечивающих организационно-технические аспекты защиты государственных секретов в условиях ускоряющегося информационного обмена и новых информационных технологий и правовое обеспечение развивающихся международных отношений по поводу защиты государственных секретов. [5, с. 495–496]

С момента принятия ныне действующих национальных законов в обсуждаемой сфере в их редакции в большинстве государств — участников СНГ вносились различные изменения и дополнения. И как следствие самостоятельного развития этих суверенных государств в их национальных законодательствах уже проявляются определенные индивидуальные черты (различия). В новом законе Республики Таджикистан, например, в отличие от Модельного закона СНГ, понятие служебная тайна не определяется, это понятие используется в Гражданском кодексе Республики Таджикистан как объект права интеллектуальной собственности. Для целого ряда категорий сведений, относимых к государственным секретам, новым законом в Республике Таджикистан установлен постоянный срок засекречивания.

Защита государственных секретов является средством обеспечения суверенитета и безопасности государства, поэтому её правовое регулирование требует глубокого теоретического осмысления. В закон Республики Казахстан «О государственных секретах», например, явившийся прототипом Модельного закона СНГ, только за период 2001–2014 гг. было внесено 19 изменений, откорректировавших редакции половины его статей [24]. Модельный же закон СНГ остаётся неизменным с момента своего принятия. Это поставило вопрос о необходимости его развития и совершенствования. [6, с. 195]

 


Таблица

Государственная тайна и государственные секреты (базовые понятия в национальных законах государств — участников СНГ)

Моделизаконодательногорегулирования

I. Законы «О государственных секретах»

II. Законы «О государственной тайне»

III. Закон «О государственной и служебной тайне»

IV. Законы «О защите государственных секретов»

Национальное государство

Модельный закон МПА СНГ

РеспубликаБеларусь

РеспубликаКазахстан

Республика Таджикистан

Азербайджанская Республика

РеспубликаМолдова

Российская Федерация

Украина

РеспубликаАрмения

КыргызскаяРеспублика

Республика Узбекистан

Туркменистан

 

БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ *

 

 

 

 

 

 

1.

Государственные секреты

+

+

+

+

 

 

 

 

 

+

+

+

2.

Государственная тайна

+

+

 

+

+

+

+

+

+

3.

Служебная тайна

 

+

+

4.

Военная тайна

 

 

+

 

5.

Негосударственные секреты

(Другие тайны)

+

 

Число степеней секретности

для засекречиваемых сведений

3

4

3

 

* В национальных законах имеют место определённые различия в содержательных трактовках отдельных базовых понятий.

 

 


Программой разработки проектов модельных законодательных актов и рекомендаций в целях сближения и гармонизации законодательства государств — участников СНГ на 2015–2016 гг. предусмотрена разработка Комментария к Модельному закону «О государственных секретах». Перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств в области военного сотрудничества и безопасности включает разработку дополнений в Модельный закон «О государственных секретах» и разработку Рекомендаций по совершенствованию национального законодательства государств — участников СНГ о государственных секретах. [7, с. 92, 95]

Интернациональным коллективом специалистов России и Беларуси подготовлен проект Комментария к Модельному закону «О государственных секретах», содержащий обширный фактографический материал, который может быть использован как при разработке дополнений в этот Модельный закон, так и в работе над Рекомендациями по совершенствованию национального законодательства государств — участников СНГ. Проект Комментария прошёл экспертизу в Парламентах государств — участников СНГ, одобрен парламентскими комиссиями и выносится на очередное пленарное заседание МПА СНГ [25].

 

Литература:

  1.                Государственная тайна и её защита в Российской Федерации / Под ред. М. А. Вуса и А. В. Фёдорова. — СПб.: Изд-во «Юридический центр-Пресс», 2007. — 752 с.
  2.                Информационный бюллетень МПА СНГ. 2003, № 31. С. 230–261.
  3.                Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. Ин-т рус.яз., Русский Фонд Культуры. — М.: Азъ Ltd., 1992. — 960 с.
  4.                Редкоус В. М. К вопросу о понятии государственной тайны по законодательству государств — участников СНГ // Право и государства: теория и практика. 2007. № 11(35). С. 95–99.
  5.                Макаров О. С. Актуальные вопросы теории защиты государственных секретов // EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук), 2013. № 10 (37). Т.1. С. 494–505.
  6.      Юсупов Р. М., Вус М. А. К вопросу о совершенствовании модельного законодательства о государственных секретах в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ // Власть. 2015, № 7. С. 194–196.
  7.      Информационный бюллетень МПА СНГ. 2014, № 59. С. 92–99.
  8.      Закон «О защите государственных секретов Республики Казахстан» от 19.01.1993 г. (утратил силу).
  9.      Закон Республики Узбекистан «О защите государственных секретов» от 07.05. 1993 г. № 848-XII.
  10. Закон Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» от 14.04.1994 № 1476-XII.
  11. Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» от 29.11.1994 г. (утратил силу!)
  12. Закон Туркменистана «О защите государственных секретов» от 24.11.1995 г. № 84-I.
  13. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. (действует в редакции Федерального закона от 06.10.1997 г. № 131-ФЗ).
  14. Закон Украины «О государственной тайне» от 21.01.1994 г. № 3855-ХII (действует в редакции Закона от 21.09.1999 г. № 1079- XIV).
  15. Закон Республика Молдова «О государственной тайне» от 17.05.1994 г. (утратил силу).
  16. Закон Азербайджанской Республики «О государственной тайне» от15.11.1996 г. (утратил силу).
  17. Закон Республики Армения «О государственной и служебной тайне»от 30.12.1996 г. № ЗР-94.
  18. Закон Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15.03.1999 г. № 349–1.
  19. Закон Республики Таджикистан «О государственной тайне» от 22.04.2003 г. (утратил силу).
  20. Закон Азербайджанской Республики «О государственной тайне» от 07.09.2004 г. № 733-IIQ.
  21. Закон Республики Молдова «О государственной тайне» от 27.11.2008 г. № 245.
  22. Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» от 19.07.2010 г. № 170-З.
  23. Закон Республики Таджикистан «О государственных секретах» от 18.03.2014 г. № 1185.
  24. См. информационный ресурс: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=1012633#pos=1;-283
  25. Постановление Постоянной комиссии по обороне и безопасности МПА СНГ от 15.10.2015 г. № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): секрет, участник СНГ, государственная тайна, Таджикистан, республика, Государство, служебная тайна, СНГ, тайна, азербайджанская Республика.

Похожие статьи

К вопросу о модельном законе «О государственной тайне»

Обсуждаются вопросы развития и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ о государственной тайне.

Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды

В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...

Судебная защита информационных прав

В данной статье рассматривается вопрос судебной защиты информационных прав граждан, как основного права граждан Российской Федерации, указанного в Конституции. Здесь также раскрывается само понятие информационных прав, а также выводятся принципы защи...

Понятие, функции и признаки банковской тайны

В статье изложены основные понятия, функции и современное понимание института банковской тайны, которые изложены в действующем законодательстве. В процессе анализа нормативно-правовых актов было выявлено, что четко определенное понятие банковской тай...

Роль наблюдателей в избирательном праве РФ

Настоящая статья посвящается рассмотрению института наблюдателей, а также определение его роли в избирательном праве. Автором раскрывают такие вопросы, как понятие и сущность избирательного права, история создания, а также проблемы функционирования д...

К вопросу о сближении законодательства в сфере защиты прав потребителей стран —участниц ЕАЭС: на примере норм права Российской Федерации и Республики Казахстан

Статья посвящена проблеме правового регулирования гарантий защиты интересов потребителя в условиях сближения законодательства стран-участниц ЕАЭС и совершенствования законодательства в данной сфере. В рамках предпринятой попытки исследования данной п...

Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации

В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...

Конституционные основы налогового права зарубежных стран

В статье рассматриваются конституционные основы налогового права зарубежных стран. Делается вывод о том, что доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В период экономических кризисов существенно возрастает роль...

К вопросу о понятии конституционной идентичности

Проводится комплексный доктринальный анализ понятия «конституционная идентичность», в том числе различные позиции как отечественных, так и зарубежных ученых в области конституционного права, сравниваются положения отечественной и зарубежной правовой ...

Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия

В статье рассматривается необходимость разработки информационного кодекса Российской Федерации и его апробация, в связи с тем, что активное развитие современных технологий связано не только с большим объёмом информации, но и с конкурирующей информаци...

Похожие статьи

К вопросу о модельном законе «О государственной тайне»

Обсуждаются вопросы развития и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ о государственной тайне.

Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды

В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...

Судебная защита информационных прав

В данной статье рассматривается вопрос судебной защиты информационных прав граждан, как основного права граждан Российской Федерации, указанного в Конституции. Здесь также раскрывается само понятие информационных прав, а также выводятся принципы защи...

Понятие, функции и признаки банковской тайны

В статье изложены основные понятия, функции и современное понимание института банковской тайны, которые изложены в действующем законодательстве. В процессе анализа нормативно-правовых актов было выявлено, что четко определенное понятие банковской тай...

Роль наблюдателей в избирательном праве РФ

Настоящая статья посвящается рассмотрению института наблюдателей, а также определение его роли в избирательном праве. Автором раскрывают такие вопросы, как понятие и сущность избирательного права, история создания, а также проблемы функционирования д...

К вопросу о сближении законодательства в сфере защиты прав потребителей стран —участниц ЕАЭС: на примере норм права Российской Федерации и Республики Казахстан

Статья посвящена проблеме правового регулирования гарантий защиты интересов потребителя в условиях сближения законодательства стран-участниц ЕАЭС и совершенствования законодательства в данной сфере. В рамках предпринятой попытки исследования данной п...

Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации

В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...

Конституционные основы налогового права зарубежных стран

В статье рассматриваются конституционные основы налогового права зарубежных стран. Делается вывод о том, что доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В период экономических кризисов существенно возрастает роль...

К вопросу о понятии конституционной идентичности

Проводится комплексный доктринальный анализ понятия «конституционная идентичность», в том числе различные позиции как отечественных, так и зарубежных ученых в области конституционного права, сравниваются положения отечественной и зарубежной правовой ...

Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия

В статье рассматривается необходимость разработки информационного кодекса Российской Федерации и его апробация, в связи с тем, что активное развитие современных технологий связано не только с большим объёмом информации, но и с конкурирующей информаци...