Правовые основы обеспечения рационального природопользования: опыт Узбекистана | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 1141 раз

Библиографическое описание:

Ходжаев, А. А. Правовые основы обеспечения рационального природопользования: опыт Узбекистана / А. А. Ходжаев. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9128/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Рациональное природопользование является важнейшим условием устойчивого развития стран мира. Во всем мире, и в частности в Республике Узбекистан принят ряд нормативно-правовых актов, направленные на обеспечение рационального, эффективного, комплексного природопользования. Прежде всего, необходимо отметить роль Конституции в обеспечении рационального природопользования. В нем закреплены самые важные контуры экологической политики нашего государства. В частности, в нем отражены три аспекта человеческой деятельности в сфере экологии: охрана окружающей природной среды, природопользования и обеспечение экологической безопасности [1].

Так, Конституция Республики Узбекистан предусматривает такие важные правила, как обязанности граждан в сфере экологии (статья 50), учет экологических требований в пользование собственностям (статья 54), право собственности к природным ресурсам (статья 55), полномочия органов государственной власти в этой области (статьи 78, 80, 93, 98), экологические полномочия органов государственной власти на местах (статья 100) [2].

Важное правовое значение имеет ст.55 Конституции Республики Узбекистан, где прямо установлено, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством. Необходимо отметить, что конституционное закрепление принципа рационального природопользования имело место и в Конституции Республики Узбекистан от 1978 года, где за гражданами было закреплено обязанность рационального использование предоставленные им земельные участки (ст.13). Также ст.18 этой Конституции предусматривалось, что в интересах настоящего и будущих поколений в Республике Узбекистан принимаются необходимые меры для охраны и научно-обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды [3].

Подобным образом принцип рационального природопользования как важнейшее требование человеческой деятельности имело свое правовое закрепление и до принятия новой Конституции Республики Узбекистан в 1992 году. Итак, положения ст.55 новой Конституции Республики Узбекистан о принципе рационального природопользования имеет важное значение. В частности, профессор Ш. Х. Файзиев поясняет значение данного конституционного положения следующим образом: во-первых, являясь материальным базисом независимости, природные богатство стало богатством, собственностью народа; во-вторых, закрепляется важный принцип рационального пользования природными ресурсами; в-третьих, устанавливается важный принцип охраны природы государством, т. е. гарантировании государством эколого-правовых отношений [4].

В целом, конституционное закрепление рационального природопользования возлагает большую ответственность на граждан по бережному отношению к окружающей природной среде, не причинению ущерба экологической среде при использовании имущества, рациональному, научно обоснованному природопользовании.

Правовое закрепление рационального природопользования на уровне Конституции превращает его в центральный принцип экологического права и распространяет его не только на специальных природопользователей, но и на всех граждан. Т. е. все члены общества, независимо от их вида деятельности в хозяйственной и социальной сфере, должны обеспечить охрану природы и соблюдать требования рационального пользования природными ресурсами.

Если Основной Закон страны определяет основные направления экологической политики государства, то законы, принятых в соответствии и в рамках конституционных положений устанавливают основные требования, критерии и механизмы рационального природопользования. В настоящее время в Республике принято около 30 законов и более 500 подзаконных нормативно-правовых актов. Например, Земельный кодекс, законы «Об охране природы», «О недрах» (Новая редакция), «О воде и водопользовании», «Об охране и использовании растительного мира», «Об охране и использовании животного мира», «О лесе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охраняемых природных территориях» (Новая редакция), «Об отходах», «О государственном земельном кадастре», «Об экологической экспертизе», «Об экологическом контроле», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Кроме того, Трудовой, Гражданский, Уголовный кодексы и Кодекс об административной ответственности также в определенной мере направлен на обеспечение выполнение гражданам и требований рационального природопользования.

Закон Республики Узбекистан «Об охране природы» от 9 декабря 1992 года стал первым комплексным правовым актом в сфере экологии, принятый в условиях независимости. Данный закон определил правовые, экономические и организационные основы рационального природопользования и сохранения условий природной среды. Они имеют важное значение в правовом обеспечении рационального природопользования. В частности, в преамбуле Закона в качестве его задач предусматривается установление правовых, экономических и организационных основ рационального использования природных ресурсов. Соответственно для решения указанных задач в Законе закреплен ряд норм, направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Например, согласно Закону объекты природы (земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух) подлежат охране от нерационального использования (ст.2); целями охраны природы является также создание благоприятных условий для рационального неистощительного природопользования в интересах эффективного и устойчивого социально- экономического развития республики (ст.3); стимулирование рационального природопользования и охраны природы признан принципом, которому руководствуются местные органы государственной власти, министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации, фермерские и кооперативные хозяйства, а также отдельные лица в процессе хозяйственной, управленческой и иной деятельности (ст.4); земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством (ст.5); при добыче недр и полезных ископаемых обеспечивается комплексное и экономное использования их и сопутствующих природных ресурсов (ст.18); экологический контроль осуществляется для обеспечения рационального использования природных ресурсов (ст. 29,32), а также устанавливаются экономические механизмы обеспечения рационального природопользования (ст. 33, 37, 50) и др.

Итак, в Законе «Об охране природы» устанавливаются нормы, обеспечивающие правовые и экономические основы принципа рационального природопользования. Закон закрепляет рациональное природопользование в качестве одного из основных условий устойчивого развития. Анализ норм данного закона позволяет сделать вывод о том, что рациональное природопользование применяется в нем в разных аспектах. В частности, в Законе оно употребляется для обозначения природопользования без загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения и уничтожения (ст.2), неистощительное природопользования (ст.3), недопущение вредных, необратимых последствий для окружающей природной среды при природопользовании (ст.4), бережное отношение к богатствам природы, соблюдение экологических требований (ст.12), комплексное и экономное использования (ст.18) и др.

Также требования рационального природопользования широко употребляется и в природоресурсном законодательстве, иными словами, каждый отдельный закон, регулирующий отношения, связанные с пользованием природных ресурсов, закрепляет требования рационального пользования природными ресурсами. В частности, в статьях 1, 3, 6, 10, 11, 182, 35, 351, 39, 58, 59, 106 Закона «О воде и водопользовании» устанавливаются требования по рациональному использованию водных ресурсов.

Одним из основных задач Закона «Об охране и использовании растительного мира» является обеспечение рационального использования и воспроизводства растительного мира. Данная задача обеспечивается закреплением за пользователем обязанности по рациональному использованию предоставленные в пользование объекты растительного мира (ст.10). Также для обеспечения охраны растительного мира и организации его рационального использования проводится государственный учет объектов растительного мира и их использования, ведется государственный кадастр объектов растительного мира (ст.26).

Как отмечает Д. Н. Махкамов рациональное использование предоставленных в пользование объектов растительного мира является одним из важных обязанностей пользователей растительного мира. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью обязаны рационально, научно обоснованно, безвредно использовать объекты растительного мира, предотвращать исчезновение редких и находящиеся под угрозой исчезновения видов растений и обеспечить воспроизводства и сохранения их генетического фонда[5].

Закон «Об отходах» также закрепляет правоотношения в сфере рационального природопользования. В частности, обеспечение рационального использования отходов в хозяйственной деятельности является одной из основных задач данного Закона. Также хранение отходов осуществляется способами, обеспечивающими рациональное использование отходов (ст.22).

Кроме того, в природоресурсном законодательстве с учетом особенностей отдельных природных ресурсов устанавливаются специальные положения по их рациональному использованию. Например, в соответствии со ст.106 Закона «О воде и водопользовании» экономические меры обеспечения рационального водопользования, водопотребления и охраны вод предусматривают: налоговые, кредитные и иные льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при внедрении водосберегающих технологий, осуществлении деятельности, дающей водоохранный и водосберегающий эффект; применение системы эффективных мер правового, экономического, социального, организационного, экологического и иного стимулирования.

Ж. Т. Холмуминов анализируя экологическое законодательство Республики Узбекистан, в качестве одного из приоритетных направлений дальнейшего развития выделяет усовершенствование системы рационального природопользования с одновременным обеспечением всем природопользователям равного доступа в использование природных и минеральных ресурсов [6]. Вместе с тем У.Отакулов предлагает принять Закон «Об экономическом стимулировании рационального природопользования» [7].

Закон «Об экологическом контроле» [8] от 27 декабря 2013 года, принятие которого предусмотрен «Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» от 12 ноября 2010 года и Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 14 января 2011 года за № Р-3562 стал важным шагом в усилении правовых основ рационального природопользования.

В частности, в понятие экологический контроль включены предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (ст.3). Также соответствующее правило предусмотрено в ст.4 Закона в качестве задач экологического контроля. Также в качестве задач экологического контроля закреплено предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области рационального использования природных ресурсов; выявление ситуаций, которые могут привести к нерациональному использованию природных ресурсов; обеспечение рационального использования природных ресурсов юридическими и физическими лицами (ст.4).

В Законе деятельность, действие или бездействие, которые могут привести к нерациональному использованию природных ресурсов указывается в качестве объекта экологического контроля (ст.7). В соответствии данному Закону Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы осуществляет экологический контроль — в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; а Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру — за рациональным использованием и охраной земель.

Также за хозяйствующими субъектами закрепляется право обращаться в соответствующие государственные органы и получать информацию о состоянии окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Вместе с тем, хозяйствующие субъекты обязаны: разрабатывать и осуществлять мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов; осуществлять наблюдение за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к нерациональному использованию природных ресурсов; устранять выявленный в ходе экологического контроля факт нарушения законодательства в области рационального использования природных ресурсов (ст.14).

Огромное количество подзаконных нормативно-правовых актов принято в целях обеспечении рационального природопользования. В частности, «Программа действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008–2012 годы», «Программа действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2013–2017 годы» разработаны в целях осуществления комплекса мер по обеспечению рационального и комплексного использования природных ресурсов [9].

В заключении хотелось бы отметить, что в экологическом законодательстве рациональное природопользование устанавливается в качестве задач и принципов нормативно-правового акта, обязанности природопользователей, требования или условия установленных для пользования природными ресурсами.

 

Литература:

 

  1.    Сафаров Ж. И. Конституционно-правовые основы охраны окружающей природной среды // Вестник ТГЮИ. –2009 № 8. -С.113–116.
  2.    Жўраев Й. О. Положения Конституции как гарантия обеспечения экологических интересов граждан // Конституция и интересы человека: материалы международного научно-практического мероприятия. — Ташкент: Академия МВД РУз, 1997. — С. 212–213.
  3.    Конституция (Основной закон) Республики Узбекистан. Принята 19.04.1978 г. на внеочередной шестой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан девятого созыва. –Т.:Узбекистан, 1984.
  4.    Файзиев Ш. Х. Конституция Республики Узбекистан и экономические основы общества. — Ташкент: ТГЮИ, 2005. — С. 32.
  5.    Махкамов Д. Н. Правовое положение использования растительного мира в целях предпринимательства. Научное пособие. — Ташкент: ТГЮИ, 2011. — С. 19.
  6.    Холмўминов Ж. Т. Перспективы принятия Экологического кодекса Республики Узбекистан // Место экологического законодательства в воспитании гармонично развитого поколения: материалы научно-практической конференции. — Ташкент: ТГЮИ, 2010. — С. 21.
  7.    Отақулов Ў. Некоторые вопросы совершенствования экологического законодательства // Место экологического законодательства в воспитании гармонично развитого поколения: материалы научно-практической конференции. — Ташкент: ТГЮИ, 2010. — С. 28.
  8.    Закон Республики Узбекистан «Об экологическом контроле» // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 30 декабря 2013 года, N 52, ст. 688.
  9.    «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2008, № 37–38, ст. 382.; 2013, № 22, ст. 282.
Основные термины (генерируются автоматически): рациональное природопользование, рациональное использование, Узбекистан, растительный мир, ресурс, экологический контроль, Конституция Республики, окружающая среда, нерациональное использование, окружающая природная среда.

Похожие статьи

Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Правовое регулирование государственного управления: проблемы и перспективы

Экологические аспекты взаимоотношений животноводства и окружающей среды

Проблемы возникновения и формирования института строительного подряда в гражданском праве. Проблемы правоприменительной практики в Республике Беларусь

Гражданско-правовые средства цифровой трансформации: современное состояние и тенденции развития

Правовые основы института государственной тайны в России: эволюция и характеристика

Историческое развитие права собственности в России

Правовая проблема невостребованности земель: классификация и типология

Сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта государственного регулирования социально-трудовых отношений

Похожие статьи

Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Правовое регулирование государственного управления: проблемы и перспективы

Экологические аспекты взаимоотношений животноводства и окружающей среды

Проблемы возникновения и формирования института строительного подряда в гражданском праве. Проблемы правоприменительной практики в Республике Беларусь

Гражданско-правовые средства цифровой трансформации: современное состояние и тенденции развития

Правовые основы института государственной тайны в России: эволюция и характеристика

Историческое развитие права собственности в России

Правовая проблема невостребованности земель: классификация и типология

Сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта государственного регулирования социально-трудовых отношений