К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Финансовое право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 29.01.2016

Статья просмотрена: 2500 раз

Библиографическое описание:

Гудкова, М. В. К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации / М. В. Гудкова. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9638/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Одной из наиболее важных проблем для любого современного государства является противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ). Внутренняя и внешняя политика развитого государства включает борьбу по ПОД/ФТ в одно из приоритетных направлений деятельности государственной политики. Российская Федерация не является исключением в этом случае, правовую основу контроля за операциями с денежными средствами и иным имуществом, добытым преступным путем, на территории страны составляет Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [1]. На Центральный банк Российской Федерации (Банк России), как на контрольно-надзорный орган банковского сектора, возложены функции по предотвращению оттока нелегальных денежных средств, декриминализации и оздоровлению некредитных финансовых организаций и банковских групп, а также снижению рисков на финансовом рынке.

На основании Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [2] (далее Закон о Банке России) Банк России осуществляет свою деятельность в сфере противодействию легализации преступных доходов по двум направлениям: осуществление надзора за соблюдением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации преступных доходов; мониторинг общего состояния банковской системы для обнаружения предпосылок к отмыванию денежных средств.

В соответствии с Инструкцией Банка России от 25 февраля 2014 года № 149-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» [3], Центральный банк Российской Федерации осуществляет банковское регулирование и банковский надзор на территории Российской Федерации. В связи с этим, Банк России проводит проверки кредитных организаций, выносит предписания по устранению нарушений, выявленные в их деятельности, а также применяет меры воздействия (санкции) в отношении нарушителей.

В своем ежегодном Годовом отчете Банк России публикует данные о проделанной им работе в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Согласно Годовому отчету Банка России за 2014 год территориальными учреждениями Банка России в отношении 435 кредитных организаций было возбуждено 1179 дел об административных правонарушениях, в том числе 409 дел — в отношении должностных лиц. При этом 68 дел об административных правонарушениях было прекращено на этапе проведения расследования. В результате в течение 2014 года было завершено рассмотрение по 1120 делам об административных правонарушениях, по которым вынесено 319 постановлений о наложении штрафа (в том числе 62 постановления в отношении должностных лиц кредитных организаций), 539 постановлений — о назначении предупреждений (в том числе 290 постановлений в отношении должностных лиц кредитных организаций) и 262 постановления — о прекращении административных дел (в том числе 75 постановлений в отношении должностных лиц кредитных организаций) [8].

В целях проверки документации по исполнению требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», при проведении проверок кредитных организаций и их филиалов, создается рабочая группа из уполномоченных представителей Центрального банка Российской Федерации. Данные лица имеют право на запрос и получение от сотрудников и руководителя проверяемой организации все необходимые документы за проверяемый период, для максимального достижения целей проверки.

На основании многолетнего опыта, международных стандартов и данных статистики Банк России создал методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целяхПОД/ФТ [5]. Данные правила способствуют совершенствованию методов и программ внутреннего контроля в кредитных организациях.

Для Банка России является важным оценка систем внутреннего контроля кредитной организации, что является одним из основных требований в сфере ПОД/ФТ. Особое внимание уделяется качеству и полноте оценки системности мер в области выявления сомнительных операций клиентов, адекватности правил внутреннего контроля в специфике их деятельности, идентификации клиентов и выгодоприобретателей, оценки уровня риска в участии клиента в отмывании денежных средств, полученных преступным путем [9, c. 158–162].

На основании разработанных Центральным банком Российской Федерации методических рекомендаций в кредитных организациях проверяется: организация внутреннего контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации преступных доходов; соответствие деятельности кредитной организации требованиям законодательства и правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов [10, c. 98–101].

Банк России при осуществлении проверок кредитных организаций и их филиалов проверяет следующее:

  1.              Наличие правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления, а также наличие квалифицированного должностного лица, несущего ответственность за их соблюдение и реализацию.
  2.              Для оценки состояния внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ проверяются внутренние документы кредитной организации и ее филиалов.
  3.              Качество соблюдения требований об идентификации лиц и выгодоприобретателей, получающих обслуживание в кредитной организации, а также систематичность обновлений информации о данных клиентах.
  4.              Соблюдение требований по документальному фиксированию сведений, порядком направления в уполномоченные органы информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также иных операций с денежными средствами и иным имуществом в целях соблюдения законодательства связанного с ПОД/ФТ.
  5.              Соблюдение порядка направления в уполномоченный орган информации в случаях отказа от заключения договора банковского вклада или счета, от проведения операций по основаниям, предусмотренным законом, с юридическими и физическими лицами.
  6.              Соблюдение требований к подготовке и обучению специалистов, установленных Банком России.
  7.              Соблюдение требований о запрете на открытие счетов или вкладов на анонимных владельцев, без личного присутствия физического лица или его представителя, а также на осуществление взаимодействия или его установления с банками-нерезидентами, не имеющих постоянно действующего органа управлению в на территории страны, где он зарегистрирован.
  8.              Соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях установленных законом, а также порядка и сроков хранения информации и документов.

Банк России помимо проведения проверок кредитных организаций устанавливает следующее:

  1.              Требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций, порядок идентификации клиентов и выгодоприобретателей в них.
  2.              Порядок предоставления кредитным организациям информации об операциях, об операциях в случаях отказа от заключения договора банковского счета или вклада с физическими или юридическими лицами и с денежными средствами в уполномоченный орган [9, c. 158–162].
  3.              Требования о подготовке и обучению специалистов, квалификационные требования к специалистам, осуществляющим надзор за правилами внутреннего контроля.

Следует иметь в виду, что в конце каждой проверки Банк России составляет предписание об устранении нарушений кредитной организацией, если такие имеются. Банк России имеет право требовать устранения нарушений от кредитной организации, взыскивать штраф или ограничивать деятельность кредитной организации, в области проведения отдельных банковских операций сроком до шести месяцев, в следующих случаях:

                   нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативно-правовых актов, связанных с ними, а также предписаний Банка России;

                   непредоставления информации, неполной или недостоверной информации;

                   непроведения обязательного аудита;

                   нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней.

В целях противодействия легализации преступны доходов Банк России, в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России осуществляет следующие меры:

  1.              взыскивает с кредитной организации штраф;
  2.              имеет право потребовать от кредитной организации:

                   осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

                   замены должностных лиц, либо ограничения размера компенсационных и (или) стимулирующих выплат указанным лицам на срок до трех лет;

                   осуществления реорганизации кредитной организации;

  1.              ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов — на срок до одного года;
  2.              назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
  3.              ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации;
  4.              потребовать от учредителей (участников) кредитной организации, которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;
  5.              ввести ограничение на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада.

Следует принять во внимание, что при принятии решений о применении мер воздействия к кредитным организациям Банк России руководствуется необходимостью соизмерения жесткости избираемых мер воздействия реальным размерам рисков, которые возникают в связи с выявленными недостатками или нарушениями банками законодательства о ПОД/ФТ.

Выбор мер воздействия производится Банком России самостоятельно, исходя из требований закона, с учетом [4]:

                   характера допущенных кредитной организацией нарушений;

                   причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

                   общего финансового состояния кредитной организации.

При совершении кредитной организацией нескольких нарушений в области ПОД/ФТ, Банк России старается применять меры воздействия за каждое нарушение в отдельности.

Хотелось бы отметить, что в своей деятельности Банк России уделяет пристальное внимание созданию условий для реализации требований законодательства в области ПОД/ФТ. Для повышения уровня эффективности в данной сфере Центральный банк Российской Федерации разрабатывает методические рекомендации и инструкции, осуществляет мониторинг отчетности и обобщение надзорной практики за кредитными организациями, все это помогает выявить сомнительные операции клиентов банковской сферы и сократить преступную деятельность в сфере денежного обращения.

Разработанные Банком России рекомендации об обслуживании клиентов с использованием технологии дистанционного доступа, к банковскому счету клиента включая интернет-банкинг [6], поспособствовало появлению позитивной тенденции по исключению из банковской практики сомнительных операций и активизировало работу в области противодействия данным операциям в банковском секторе.

Рекомендация Банка России в области принятия на банковское обслуживание юридических лиц — нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками [7] обеспечивает контроль за данными операциями и способствует снижению рисков в банковской сфере, связанных с потерей деловой репутации и правовым риском.

Также следует обозначить, что Банк России постоянно предоставляет кредитным организациям информацию о физических и юридических лицах, включенных в список ФСФМ России сведений об их участии в экстремистской деятельности.

Весьма интересным является опыт зарубежных стран в сфере противодействия легализации преступных доходов в банковском секторе. Великобритания является крупным финансовым центром с развитой банковской системой, имеющей надежный механизм ПОД/ФТ. Данная эффективность обусловлена обязанностью учреждений финансово-кредитной системы информировать о сомнительных операциях уполномоченные органы, а за бездействие в данной ситуации, как физические, так и юридические лица будут подвержены уголовной ответственности [12, c. 163–167].

Интересен опыт Швейцарии, которая главной целью считает сохранение репутации и целостности финансовой системы государства, ведь ее банковские структуры известны по всему миру, как самые надежные. В банковском законодательстве Швейцарии четко разграничены понятия «уклонения от уплаты налогов» и «налоговое мошенничество»; сохранение банковской тайны является очень важным в деятельности кредитных учреждений, однако все организации ведут согласованную национальную и международную политику по противодействию отмыванию денежных средств [13, c. 24–28].

Во Франции ведется тщательный контроль за процедурами идентификации новых клиентов и отчетностью финансовых учреждений о подозрительных операциях. Особенностью банковской системы Франции является возможность нарушения банковской тайны в случае уведомления официальных органов, занимающихся борьбой с отмыванием денег, о сомнительных операциях. Французские финансовые учреждения самостоятельно решают относится ли операция к числу подозрительных или нет, если да, то они отправляют декларации в уполномоченные структуры [14, c. 33–37].

Подводя итог изложенного, представляется сделать вывод о том, что деятельность Центрального банка Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмывания) преступных доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма носит масштабный характер. Работа в данной области ведется непрерывно, постоянно появляются новые рекомендации и методические указания, Банк России активно осуществляет международное сотрудничество в данной сфере и активное взаимодействие с другими государственными структурами. Данные меры способствуют созданию здорового экономического пространства на территории государства и эффективной банковской системы, способной осуществлять безопасное взаимодействие с клиентами для обеих сторон. Также следует заметить, что благодаря данным усилиям в Российской Федерации могут развиваться стабильный и эффективный хозяйственный оборот, денежное обращение и денежная система. Хочется заметить, что обращение к международному опыту развитых банковских структур, поспособствовало бы эффективному развитию и совершенствованию механизма противодействия легализации преступных доходов в финансовом и банковском секторе Российской Федерации.

 

Литература:

 

  1.              Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. от 30.12.2015 № 424-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418; РГ. 2016. № 1.
  2.              Федеральный закон от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. от 30.12.2015 № 426-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; РГ. 2016. № 1.
  3.              Инструкция Банка России от 25.02.2014 года № 149-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» // Вестник Банка России. 2014. № 23–24.
  4.              Приказ ЦБР от 31.03.1997 года № 02–139 «О введении в действие Инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» (с изм. от 26 января 2010 г. N 2388-У) // Вестник Банка России. 1997. № 23(186).
  5.              Письмо Банка России от 06.04.2005 года № 56-Т «О методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Текст письма официально опубликован не был. Источник — СПС «Гарант».
  6.              Письмо Банка России от 27.04.2007 года № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» // Вестник Банка России. 2007. № 25.
  7.              Письмо Банка России от 30.10.2007 года № 170-Т «Об особенностях принятия на банковское обслуживание юридических лиц — нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками» // Вестник Банка России. 2007. № 61.
  8.              Годовой отчет Банка России за 2014 год. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/publ/god/ar_2014.pdf (Дата обращения: 25.01.2016)
  9.              Организация деятельности центрального банка: учебное пособие / В. В. Рудько-Силиванов, Н. В. Кучина, М. А. Жевлакова. — М.: КНОРУС, 2014.
  10.         Жубрин Р. В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. –М.:Волтерс Клувер, 2011.
  11.         Собчук С. О. Зарубежный опыт борьбы с легализацией (отмыванием) в банковской сфере незаконных доходов, полученных преступным путем // Право и образование. — 2009. — № 11.
  12.         Мухина О. А. Правовое регулирование противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в Швейцарии // Финансовое право. — 2008. — № 9.
  13.         Харук А. Л. Зарубежный опыт противодействия легализации денежных средств, приобретенных преступным путем // Российский следователь. — 2010. — № 9.
Основные термины (генерируются автоматически): Банк России, кредитная организация, Российская Федерация, внутренний контроль, Центральный банк, операция, противодействие легализации, банковский сектор, доход, Соблюдение требований.

Похожие статьи

Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными организациями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

Построение эффективной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в кредитной организации

Восприятие международных стандартов в противодействии легализации преступных доходов законодательством Российской Федерации

Актуальные проблемы квалификации преступлений о легализации доходов, полученных преступным путем

Гражданско-правовые способы и причины легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Дистанционный мониторинг как способ организации контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма

Вопросы правоприменительной практики в сфере привлечения к уголовной ответственности за совершение коррупционных должностных преступлений в Российской Федерации

Современное состояние легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела

Вопросы квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ как одного из проявлений организованной преступности

Похожие статьи

Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными организациями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

Построение эффективной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в кредитной организации

Восприятие международных стандартов в противодействии легализации преступных доходов законодательством Российской Федерации

Актуальные проблемы квалификации преступлений о легализации доходов, полученных преступным путем

Гражданско-правовые способы и причины легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Дистанционный мониторинг как способ организации контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма

Вопросы правоприменительной практики в сфере привлечения к уголовной ответственности за совершение коррупционных должностных преступлений в Российской Федерации

Современное состояние легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела

Вопросы квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ как одного из проявлений организованной преступности