Правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 9920 раз

Библиографическое описание:

Кислова, О. А. Правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации / О. А. Кислова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10058/ (дата обращения: 15.11.2024).



В законодательстве Российской Федерации туризм определяется следующим образом: «туризм» — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [1].

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» в ст. 1 закрепляет в качестве основного понятия «туристическую деятельность», определяя ее как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий. При этом под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, а под турагентской — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. Реализация туристского продукта — это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Таким образом, квалификация деятельности в качестве туристской может происходить только через призму туристского продукта.

Кроме того, что туристская деятельность — это в том числе и иная деятельность по организации путешествий, она также рассматривается как совокупность организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, то вполне логичен следующий вывод. Иной деятельностью по организации путешествий является деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего по договору с лицом, которое вправе осуществлять туристскую деятельность, туристу (туристам) отдельные услуги, входящие в туристский продукт, а также оказывающего отдельные или комплексные услуги, дополнительные к туристскому продукту, когда эти дополнительные услуги являются субъективной целью путешествия.

Таким образом, с одной стороны, ФЗ «Об основах туристической деятельности» определяет перечень как услуг, в комплексе формирующих путешествие, так и иных услуг, входящих в него, это с одной стороны, а с другой стороны, положения норм названного закона определяют туристского продукта довольно размыто. В любом случае возникает вопрос: являются ли все эти услуги туристскими и по какому признаку они могут быть отнесены к таковым?

Вероятно, что при квалификации в качестве туристской услуги не нужно руководствоваться только тем, что туристическая деятельность — это деятельность по организации путешествий, поскольку, ФЗ «Об основах туристской деятельности» не дает исчерпывающего перечня деятельности по организации путешествий.

В настоящий момент изучаемые отношения регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации, называя договор в сфере туристских услуг, договором возмездного оказания услуг (ст. 779) [2]. Часть 2 ст. 779 ГК РФ указывает, что правила установленные для договора возмездного оказания услуг применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, такого перечисление в общем списке услуг, кажется не достаточно для нормативного закрепления столь распространенных правоотношения в сфере туризма.

Представляется необходимым внесение дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», учитывающих некоторые особенности, например, особенности расторжения договора по внешним обстоятельствам (угроза здоровью или жизни), устанавливающих право заказчика (туриста), в случае наличия сведений, полученных из установленных законом источников, о возможности возникновения в месте предполагаемого пребывания туристов опасности для его жизни или здоровья, отказаться от исполнения договора на туристическое обслуживание без оплаты исполнителю (туроператору, турагенту) понесенных им расходов, а также право исполнителя (туроператора, турагента) отказаться при указанных обстоятельствах от исполнения обязательств по договору на туристическое обслуживание при условии возмещения заказчику (туристу) фактически понесенных им расходов.

В настоящее время наметились перемены в действующем законодательстве, призванные дать ответ на ряд волнующих всю туристическую и законотворческую общественность вопросов, основным из которых является вопрос, касающийся проблемы существования правовых коллизий между действующим общим и отраслевым законодательством, в частности между ГК РФ и ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

Основная масса конфликтных ситуаций в сфере туризма связана с «недоинформированием» потребителей, а также неоказанием или некачественным оказанием отдельных услуг, но, думается, что наибольшее внимание следует уделять договорным отношениям, складывающимся между различными субъектами туристического рынка.

Первое правовое противоречие связано с введением в редакции 2007 г. Закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» такой формы как договор о реализации туристического продукта.

К. А. Проничев утверждает, что данная правовая коллизия связана с отсутствием в тексте ГК РФ такой формы как договор о реализации туристического продукта. Более того, как указывает автор, многие положения ГК РФ вообще делают невозможным использование такого договора в практике работы турфирм с туристами [3, с. 15].

При анализе действующего законодательства в сфере туризма, возникают некоторые пробелы, которые связаны с несовершенством нормативно-правовой базы изучаемых правоотношений, среди самых распространенных следует отметить, следующие:

1) Отсутствие специальных норм в гражданском законодательстве, дело в том, что в тексте ГК РФ нет специального раздела, касающегося туристических договоров, поэтому приходится обращаться к главе 39, регламентирующей оказание услуг. При этом указано, что любые правоотношения между субъектами туристического рынка регламентируются отдельными видами соглашений, которые, к сожалению, часто противоречат федеральному законодательству в целом, и содержанию договора о реализации турпродукта, в частности.

2) Следующая проблема связана с тем, что туроператор чаще всего закупает услуги по отдельности, заключая при этом с каждым поставщиком отдельный договор, в соответствии с установленной ГК РФ формой. Комплектуя из услуг туры, туроператор заключает с турагентом агентский договор для последующей их реализации туристу, что и делает турагент по договору о реализации турпродукта, таким образом, возникает правовая коллизия, при которой участники рынка несут ответственность по соответствующим договорам, не отвечая по обязательствам главного договора — договора о реализации турпродукта.

3) Туроператор формально может уступить туристу свое право на получение и потребление отдельных услуг, что уже можно назвать «реализацией турпродукта». В такой ситуации становится не понятно — как применять Закон «О защите прав потребителей» [4], так как фактически уступку права на услуги или реализацию турпродукта как таково нельзя оценить параметрами «качественно» или «некачественно». В связи с этим возникает прямая ответственность за качество предоставляемых услуг у поставщиков услуг, а не туроператоров, что тоже вызывает определенную сложность при спорных исковых отношениях.

4) На практике туроператор допускает ситуацию, при которой между туристом и поставщиком услуг возникает два посредника — туроператор и турагент, так как турист может обратиться за приобретением турпродукта или отдельных услуг к самому туроператору, минуя турагента. Турист, выполняя роль турорганизатора, может приобрести непосредственно у поставщиков туристические услуги, организовать из них турпакет и отправиться в путешествие. ГК РФ содержит лишь некоторые нормы, регулирующие такие отношения, а отраслевой закон не имеет аналогичных норм.

5) Турагент, действуя от своего имени, заключает договор напрямую с туристом, соответсвенно, возникает гражданско-правовая ответственность. В указанном случае возникает целый ряд коллизий, которые связаны с правовым статусом турагента, со степенью его ответственности, а также с тем, кто будет стороной, принимающей жалобы от клиентов. Согласно ГК РФ, заключая договор с туристом от своего имени, турагент несет ответственность в полном объеме, но Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» устанавливает рамки гражданско-правовой ответственности — в пределах компетенции турагента, ограничиваясь, информированием туристов.

6) Туроператор не вступает в гражданско-правовые отношения с туристами, хотя может быть поименованным при заключении договора между туристом и турагентом. Согласно ГК РФ туроператор не должен нести ответственность за поставщиков услуг, или нести такую ответственность в определенных договорами пределах, а не в пределах агентского договора или договора о реализации турпродукта. Федеральный закон устанавливает ответственность туроператора перед туристами в полном объеме.

Таким образом, необходимо совершенствование законодательства о туристической деятельности в Российской Федерации, четкое определение понятийного аппарата и единого его понимания в различных нормативно-правовых документах, необходимо приведение в соответствие норм гражданского законодательства с иным отраслевым законодательством по вопросам содержания и правового статуса договора в сфере оказания туристических услуг. Следует четко сформулировать определение договора и обеспечить единую практику его применения на всей территории Российской Федерации, а также закрепить субъектный состав договорных отношений — перечень сторон, поскольку на сегодняшний день существует многообразие организационно-правовых форм и количественного состава лиц, участвующих в общественных отношениях в сфере туризма.

Литература:

  1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 49. — Ст. 5491.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  3. Борисов А. А. Правовые коллизии в туристском законодательстве России // Туризм: право и экономика. — № 3. — 2013. — С.15.
  4. О защите прав потребителей: закон от 07 февраля 1992 № 2300–1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 3. — Ст. 140.
Основные термины (генерируются автоматически): туристский продукт, Российская Федерация, ГК РФ, договор, туристическая деятельность, услуга, организация путешествий, турист, сфера туризма, туристская деятельность.