Государственный кредит в Кузбассе
Автор: Соколенко Роман Николаевич
Рубрика: 7. Финансовое право
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 13.04.2016
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Соколенко, Р. Н. Государственный кредит в Кузбассе / Р. Н. Соколенко. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 126-127. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10265/ (дата обращения: 15.11.2024).
Так как четкого понятия государственного кредита законодательство РФ не предусматривает, обратимся к определению в литературе.
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта. [2, c. 454]
Государственный кредит является одним из важнейших рычагов регулирования финансового баланса государства. В условиях сегодняшнего кризиса в экономике нашей страны, государственный кредит стал особо актуален, т. к. дефицит бюджета становится все больше и больше с каждым годом.
Основная функция государственного кредита прописана в ч.2, ч.4 ст. 103 БК РФ в которой сказано, что «Государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации». [1]
Также государственный кредит выступает в роли регулятора макро-микроэкономических процессов. В современном обществе происходит усиление социальной ориентации экономики, увеличиваются затраты на охрану окружающей среды, что требует увеличение затрат государственных расходов. В связи со сложившейся политической ситуацией в мире, Россия тратит огромные денежные средства на оборону страны, тем самым увеличивая расходы, но не доходы. Вследствие чего увеличивается дефицит бюджета, который и является главной причиной для государства использовать государственный кредит.
Одной из форм государственного кредита является государственные заимствования субъектов Российской Федерации.
Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации.
Государственные внутренние заимствования субъектов Российской Федерации — государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации.
Государственные внешние заимствования субъектов Российской Федерации — государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в соответствии с положениями настоящего Кодекса в целях обеспечения погашения существующего государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации и (или) финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации. [1]
Для иллюстрации обратимся к закону Кемеровской области «Об областном бюджете на 2016 год», В соответствии с ним, доходы области должны составить — 99 549,8 млн. рублей; расходы — 103 539,7 млн. рублей. Таким образом, дефицит бюджета составляет — 3 989,9 млн. рублей, или 4,9 % от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. [3]
Для покрытия дефицита, в законе предусматривается ряд следующих действий.
- Кредиты от кредитных организаций
- Государственные ценные бумаги
- Иные источники финансирования дефицита
В соответствии с Законом Кемеровской области «Об областном бюджете на 2015 год», в котором указано что доходы составили — 90 495,3 млн. рублей, расходы — 99 788,7 млн. рублей, дефицит — 9 293,5 млн. рублей. Для покрытия дефицита бюджета применили следующие меры: Кредиты кредитных организаций в Российской валюте — 15 097,3 млн. рублей, иные источники финансирования — 1 551,8 млн. рублей. [4]
Исходя из сравнительной характеристики можно сделать вывод, что основным источником покрытия дефицита бюджета Кемеровской области на протяжении 2015, 2016 гг. выступает государственный кредит в форме государственных заимствований, осуществляемых у кредитных организаций.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)
- А. А. Голубев Н. П. Гаврилов Финансы и кредиты, учебное пособие, СПб ГУИТМО, 2006
- Закон Кемеровской области от 8 декабря 2015 года N113-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год»
- Закон Кемеровской области от 12 декабря 2014 года N 118-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год»