Пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства
Авторы: Котляров Сергей Борисович, Чувакова Анастасия Станиславовна
Рубрика: 7. Финансовое право
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2016)
Дата публикации: 03.06.2016
Статья просмотрена: 6216 раз
Библиографическое описание:
Котляров, С. Б. Пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства / С. Б. Котляров, А. С. Чувакова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10620/ (дата обращения: 19.12.2024).
Пути улучшения государственной социальной помощи сточки зрения современного законодательства
Котляров Сергей Борисович, кандидат исторических наук, доцент;
Чувакова Анастасия Станиславовна, студент
Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации
Статья посвящена поиску путей улучшения государственной социальной помощи при содействии со стороны органов власти республиканского уровня и анализу социального современного регионального законодательства в рамках одного из субъектов Российской Федерации — Республики Мордовия.
Ключевые слова:социальная помощь, инвалиды, защита граждан, социальное обслуживание, гарантии государства, современное законодательство.
На сегодняшний день в системе российского законодательства важное место уделяется нормам, регулирующим вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки, что свидетельствует о подтверждении конституционного статуса Российской Федерации как социального государства. В нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предоставления материальной социальной помощи, социальной помощи в виде предоставления натуральной помощи регулярно вносятся изменения, улучшающие материальное и социальное положение граждан, нуждающихся в поддержке государства.
Одно из главных мест в законодательстве России, определяющем право граждан на государственную социальную помощь и вопросы её предоставлении, занимает Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который дополняется новыми нормами, необходимыми для социального развития государства. Так, в 2013 году в указанный Федеральный закон внесли изменения, касающиеся внедрения социального контракта на территории Российской Федерации, а также порядок и условия заключения социального контракта. Социальная помощь, предоставляемая при заключении социального контракта, предусматривает денежные выплаты нуждающимся гражданам под конкретные нужды или оказания другой необходимой помощи в обмен на выполнение программ социальной адаптации. В категорию получателей такого вида социальной помощи попадают, прежде всего, многодетные семьи и неполные, семьи инвалидов и воспитывающие детей-инвалидов, неработающие граждане, а также одинокие пенсионеры. Закон предусматривает, что человек или семьи, испытывающие материальные трудности из-за потери работы, смогут рассчитывать на переобучение и денежную выплату, позволяющую открыть своё небольшое дело.
В среднем по России размер пособий составит 30–35 тысяч рублей. Период действия контракта составляет от трёх месяцев до одного года с возможностью его продления по основаниям, установленным региональными нормативными актами. Оказание социальной помощи на основе социального контракта не влечёт прекращения или отказа от социальных выплат, переданных без заключения контракта.
Ещё один шаг сделан на пути улучшения государственной социальной помощи. В конце декабря 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан законопроект «Об основах социального обслуживания населения», который определяет права граждан на социальное обслуживание, обязанности государственных органов по реализации этого права, а также обязанности лиц, получивших право на бесплатное социальное обслуживание. В том числе документом определён момент, с которого гражданин имеет право на социальное обслуживание. Закон «Об основах социального обслуживания» вступил в силу с 1 января 2015 года. В связи со вступлением указанного Закона в силу значительно улучшится положение нуждающихся граждан, так как он предусматривает, что порог отсечения будет установлен на уровне 1,5 прожиточных минимумов, что в значительной степени увеличит количество граждан, имеющих право на социальное обеспечение. Ещё одно нововведение предусматривается в данном Федеральном законе — индивидуальный подход к каждому получателю социальной помощи, что предусматривает разработку индивидуальной программы для каждого человека или семьи, способствующей преодолению трудной жизненной ситуации и улучшению материального положения.
Изучая пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства нельзя не обратить внимание на нормы, регулирующие правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи малообеспеченным семьям. В Совете Федерации рассматриваются вопросы по созданию алиментного фонда. В России создаются все необходимые условия для защиты семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что создание алиментного фонда на территории Российской Федерации не станет серьёзным обременением для бюджета России. Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что на сегодняшний день матери или отцы остаются без материальной поддержки со стороны другого родителя, причём речь идёт об осознанном отклонении от родительского долга, а не об отсутствии финансовых возможностей. Суть создания алиментного фонда состоит в следующем: государство будет обеспечивать одинокую мать или одинокого отца алиментами на тот период пока будет разыскиваться родитель-неплательщик, когда должник будет найден, приставы будут взыскивать с него соответствующие суммы, за счёт которых будут пополнятся средства фонда, следовательно, фонд будет восполняемым. На сегодняшний день разрабатывается проект закона, который будет регулировать права и обязанности граждан на средства указанного фонда, а также права и обязанности должностных лиц, регулирующих выплату алиментов из указанного фонда. Готовятся расчёты, на основании которых будут формироваться денежные средства, на содержание алиментного фонда.
Продолжается деятельность государства по улучшению демографической ситуации в стране. Большое внимание уделяется субъектам Российской Федерации с низкой рождаемостью. Планируется введение пособия на второго ребёнка, а также увеличение материнского капитала. В России выдели около тридцати регионов со сложной демографической ситуацией, в их числе Республика Мордовия.
По данным Государственного учреждения — регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, рождаемость за 2014 лишь на небольшую часть превысила рождаемость за 2013. Из этого следует, что для улучшения демографической ситуации в Республике Мордовия необходимы нововведения в законодательстве, регулирующем порядок и размер предоставления пособий на детей, а также принятие иных мер, способствующих увеличению рождаемости в Республике Мордовия.
Рассматривая пути улучшения реализации социальной помощи с точки зрения современного законодательства в Республике Мордовия, нельзя не принять во внимание новый законодательный акт от 18 ноября 2013 года — Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014–2020 годы. Ответственным за реализацию данной программы назначено Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, но так как объем реализации довольно высок, содействовать в исполнении программы «Социальная поддержка граждан» на 2014–2020 годы будут Министерство финансов Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, также Министерство внутренних дел по Республике Мордовия, администрации муниципальных районов и городского округа Саранск и другие государственные органы.
Предполагается, что государственная программа принятая, в Мордовии на 2014–2020 годы будет способствовать увеличению адресной помощи в Республике Мордовия, снизит уровень бедности в регионе, воспрепятствует социальному неравенству в обществе. К целям принятия государственной программы «Социальная поддержка граждан» относится увеличение продолжительности жизни в республике, в том числе указанная программа будет позитивно сказываться на улучшении медицинских услуг, важную роль сыграет в обеспечении социальной поддержки семей с детьми и будет способствовать рождаемости в Республике Мордовия, из этого следует, что грамотная реализация программы «Социальной поддержки граждан» будет способствовать улучшению демографической ситуации в регионе Российской Федерации. Одно из ведущих мест в исполнении программы органами социальной защиты населения в Республике Мордовия займёт улучшение условия для отдыха и оздоровления детей, что будет способствовать максимальному снижению детской заболеваемости в Мордовии.
Бюджет государственной программы «Социальная поддержка граждан» на 2014–2010 годы сформирован и составляет 37324887,99 тысяч рублей. Указанная сумма распределена специалистами до 2020 года. Несмотря на то, что действия всех органов, задействованных в реализации социальной программы, чётко определены правительство Республики Мордовия, допускает, что могут возникнуть ситуации, подвергающие полное осуществление программы различным рискам. Одним из таких, который выделяют специалисты, является финансирование. Существует риск того, бюджетные средства могут уменьшиться из-за дефицитной ситуации, возникшей с финансовыми средствами Республики Мордовия, однако, пополнение денежных средств на реализацию мероприятий, составляющих основу программы «Социальная поддержка граждан» может поступить непосредственно из бюджетной системы Российской Федерации.
Эффективность внедрения Государственной программы «Социальная поддержка населения» на 2014–2020 годы на территории Республики Мордовия будет оцениваться путём изучения показателей реализации программы, от которых будет зависеть дальнейшее принятие решений по исполнению данной программы. Как указывалось ранее, введение оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Российской Федерации является экспериментальным. На сегодняшний день социальный контракт введён в следующих субъектах России: Пермском крае, Амурской, Волгоградской, Калининградской, Кемеровской, Нижегородской, Томской, Тюменской областях и еще в ряде регионов [1].
К числу вышеперечисленных регионов, оказывающих государственную социальную помощь на основе социального контракта, добавили Республику Мордовию. В связи с этим, в Закон Республики Мордовия «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» были внесены соответствующие изменения о внедрении на территории Республики мер по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта. В связи с этим правительством Республики Мордовия был разработан проект Постановления «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта», к указанному постановлению прилагается порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Мордовии (приложение Д), также примерная форма социального контракта (приложение Е), которая будет использоваться в указанном субъекте Российской Федерации для закрепления права граждан на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Внедрение социального контракта на территории Республики Мордовия является важным шагом с точки зрения совершенствования системы оказания государственной социальной помощи. Оказание социальной поддержки на основе социального контракта позволит улучшить условия проживания в Республике Мордовия Малоимущих семей и одиноко проживающих граждан. Социальный контракт в республике Мордовия будет заключаться по месту жительcтва или по меcту пребывaния. Суть заключения социального контракта заключения социального контракта состоит в следующем: органы социальной защиты населения по республике Мордовия оказывают гражданину социальную помощь, а лицо, которому эта помощь оказана, обязан принимать участие в предусмотренных программой социальной адаптации мероприятиях. На территории Республики Мордовия планируется оказывать государственную социальную помощь на основе социального контракта в виде ежемесячных социальных пособий, до того момента, когда гражданин сможет обеспечивать себя самостоятельно, денежных выплат, направленных на погашение некоторой части задолженности за жилищно-коммунальные услуги, также государственная социальная помощь на основе социального контракта будет оказываться путём предоставления денежных средств в размере 10 тысяч рублей. После предоставления материальной помощи гражданину, получатель обязан будет отчитаться в тех действиях, на совершение которых были потрачены денежные средства, выделенные на основе социального контракта [2]. Тем самым создаются необходимые условия органам социальной защиты населения Республики Мордовия для контроля соблюдения условий социального контракта.
Нормы социального контракта, внедряемые в субъекте Российской Федерации, направлены не только на удовлетворение материальных потребностей граждан, но и на реализацию права граждан на социальное обслуживание в виде предоставления натуральной помощи, то есть, граждане Республики Мордовия, заключая социальный контракт, могут рассчитывать на получение медицинской помощи и иных видов натуральной помощи [2].
В юридической литературе существует мнение, что «в целях повышения эффективности деятельности органов власти в жилищной сфере, а так же оптимального выполнения гарантированных гражданам жилищных прав необходимо на уровне местного самоуправления организовать разработку эффективных механизмов выполнения региональных и муниципальных программ, планов конкретных действий с учетом национальных, финансовых, географических, климатических и других особенностей территорий» [3, с. 8]. Современное российское законодательство наделяет органы местного самоуправления огромную роль в процессе реализации социальных прав и гарантирует реальное их выполнение [4, с. 566].
В настоящее время в России пока отсутствует целостная стратегия строительства гражданского общества, что приводит на практике к таким действиям и решениям, которые угрожают огосударствлением всех общественных процессов, свертыванием демократических преобразований. Поэтому разработка комплексной стратегии построения гражданского общества в России является первоочередной задачей государственных и общественных институтов [5, с. 58].
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательные нормы Российской Федерации непрерывно регулируются в сфере социального обеспечения, создавая все необходимые условия для достойного проживания граждан, материального обеспечения малообеспеченных семей и одиноко проживающих лиц. Постоянно расширяются границы социального обслуживания в субъектах российской Федерации, за счёт чего возникают все необходимые условия для улучшения демографического состояния страны. Регулярно вносятся проекты новых нормативно-правовых актов, которые положительно влияют на пули улучшения государственной социальной помощи.
Литература:
- О социальных контрактах. URL: http://socpolit.ru/pages_353/index.html.
- В Мордовии внедряется система социального контракта. URL: http://izvmor.ru/news/view/19988.
- Колоколова Е. О., Котляров С. Б. Полномочия органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 6–9.
- Мягкова О. А. К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в процессе реализации жилищной политики государства // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 564–566.
- Каргин Ю. И., Чичеров Е. А. Соотношение правового государства и гражданского общества. В кн. Гражданское общество в российских регионах: монография / Под ред. Т. А. Гужавиной. Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2015. С. 57–77.
Ключевые слова
инвалиды, социальное обслуживание, социальная помощь, гарантии государства, защита граждан, современное законодательство., современное законодательствоПохожие статьи
Социальное обеспечение семей с детьми: современное состояние и проблемы совершенствования
В статье проводится анализ текущего состояния и основных проблем системы социального обеспечения семей с детьми в России, подчеркивая необходимость развития законодательства и улучшения качества социальных услуг. Освещаются вопросы внедрения минималь...
Объединение социального и пенсионного фондов: шанс или вызов?
В работе автор затрагивает вопросы объединения социального и пенсионного фондов в Российской Федерации с целью оптимизации управления ресурсами и улучшения качества предоставляемых услуг. Анализируются потенциальные преимущества и возможные проблемы ...
Эффективные механизмы реализации государственной политики в сфере здравоохранения: проблемы регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и пути их решения
В статье рассматриваются механизмы реализации государственной политики в здравоохранении Приволжского федерального округа (ПФО) Российской Федерации. Анализируются вызовы, такие как нехватка медицинских кадров и низкая доступность специализированной ...
Проблемы обеспечения права на труд в современных государствах: российский и зарубежный опыт
Статья посвящена анализу современных проблем, возникающих в сфере трудовых правоотношений России и зарубежных государств по поводу реализации и обеспечения права граждан на труд. Прослеживается мысль о единой природе, предпосылках и содержании пробле...
Социальное обеспечение детей-инвалидов в советский период и в современной России
Представлены наиболее важные и важные аспекты и содержание социального обеспечения, защиты и поддержки инвалидов в советское время и в современной России. Показан процесс перехода от сложившейся в стране системы социальной защиты инвалидов к политике...
Региональные механизмы негосударственного пенсионного страхования (обеспечения) работников бюджетной сферы
В статье обобщен опыт региональных практик негосударственного пенсионного страхования работников бюджетной сфер, на основе которого проведена группировка регионов России по ряду классификационных признаков. Кроме того, обоснована целесообразность исп...
Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)
В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...
Эффективность общественно-политического контроля за деятельностью органов исполнительной власти в Забайкальском крае
В работе охарактеризован региональный уровень общественно-политического контроля над органами исполнительной власти в субъекте РФ — Забайкалье. Центральным звеном исследования является влияние общественно-политического дискурса как фактора развития р...
Повышение требований к педагогу — одна из задач реформирования и инноваций в системе образования Республики Узбекистан
В статье освещены вопросы реформ образовательной системы Республики Узбекистан. Также уделено внимание качеству подготовки высококвалифицированных кадров как основы успешной реализации экономических и социальных задач.
Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан
В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяютс...
Похожие статьи
Социальное обеспечение семей с детьми: современное состояние и проблемы совершенствования
В статье проводится анализ текущего состояния и основных проблем системы социального обеспечения семей с детьми в России, подчеркивая необходимость развития законодательства и улучшения качества социальных услуг. Освещаются вопросы внедрения минималь...
Объединение социального и пенсионного фондов: шанс или вызов?
В работе автор затрагивает вопросы объединения социального и пенсионного фондов в Российской Федерации с целью оптимизации управления ресурсами и улучшения качества предоставляемых услуг. Анализируются потенциальные преимущества и возможные проблемы ...
Эффективные механизмы реализации государственной политики в сфере здравоохранения: проблемы регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и пути их решения
В статье рассматриваются механизмы реализации государственной политики в здравоохранении Приволжского федерального округа (ПФО) Российской Федерации. Анализируются вызовы, такие как нехватка медицинских кадров и низкая доступность специализированной ...
Проблемы обеспечения права на труд в современных государствах: российский и зарубежный опыт
Статья посвящена анализу современных проблем, возникающих в сфере трудовых правоотношений России и зарубежных государств по поводу реализации и обеспечения права граждан на труд. Прослеживается мысль о единой природе, предпосылках и содержании пробле...
Социальное обеспечение детей-инвалидов в советский период и в современной России
Представлены наиболее важные и важные аспекты и содержание социального обеспечения, защиты и поддержки инвалидов в советское время и в современной России. Показан процесс перехода от сложившейся в стране системы социальной защиты инвалидов к политике...
Региональные механизмы негосударственного пенсионного страхования (обеспечения) работников бюджетной сферы
В статье обобщен опыт региональных практик негосударственного пенсионного страхования работников бюджетной сфер, на основе которого проведена группировка регионов России по ряду классификационных признаков. Кроме того, обоснована целесообразность исп...
Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)
В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...
Эффективность общественно-политического контроля за деятельностью органов исполнительной власти в Забайкальском крае
В работе охарактеризован региональный уровень общественно-политического контроля над органами исполнительной власти в субъекте РФ — Забайкалье. Центральным звеном исследования является влияние общественно-политического дискурса как фактора развития р...
Повышение требований к педагогу — одна из задач реформирования и инноваций в системе образования Республики Узбекистан
В статье освещены вопросы реформ образовательной системы Республики Узбекистан. Также уделено внимание качеству подготовки высококвалифицированных кадров как основы успешной реализации экономических и социальных задач.
Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан
В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяютс...