Актуальные вопросы сотрудничества Российской Федерации с Европолом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 16. Правоохранительные органы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 1565 раз

Библиографическое описание:

Гришин, В. С. Актуальные вопросы сотрудничества Российской Федерации с Европолом / В. С. Гришин. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 122-127. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11580/ (дата обращения: 19.12.2024).



Безопасность каждого держится взаимозависимостью всех.

Л. Лиходеев

В современном мире вопросы безопасности выходят на первый план. Особую важность приобретают различные направления национальной безопасности. Составной частью сил обеспечения безопасности и сохранности общества от преступных посягательств в Европейском Союзе и Российской Федерации являются специализированные органы. К числу которых относиться Европейская полицейская организация (Европол) и Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП). Важно отметить, что их совместная деятельность выступает лишь одним из многочисленных направлений по борьбе с различными формами преступности и обеспечению общественного порядка (безопасности).

Европейская полицейская организация (Европол) — представляет собой правоохранительное агентство Европейского Союза, основным предназначением которого является оказание информационной поддержки и практического содействия правоохранительным органам странам — членов ЕС (и не только) в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом и другими тяжкими формами преступности международного характера. Основанием возникновения данного агентства послужило образование Евросоюза, и как следствие возникнувшая прозрачность границ, возможность беспрепятственного перемещения граждан, свободное передвижение капиталов, а так же и другие элементы — многократно увеличившие активность организованной преступности. Учреждение Европола со штаб-квартирой в Гааге (Нидерландах) было предусмотрено Маастрихтским соглашением о Европейском союзе, подписанным 7 февраля 1992 года [1]. Европол насчитывает свыше 900 сотрудников только лишь в штаб-квартире, среди которых около 100 уголовных аналитиков, которые являются одними из наиболее подготовленных в Европе. Это дает возможность утверждать, что у Европола одна из самых больших концентраций аналитических возможностей в ЕС, ежегодно правоохранительное агентство расследует более 18 000 трансграничных преступлений [2]. Для того, чтобы поддерживать свою деятельность и обеспечивать растущей круг операционных и стратегических потребностей государств-членов, стран-членов ЕС и третьих сторон, Европол постоянно поддерживает и развивает передовые, надежные, и эффективные, технические, телекоммуникационные инфраструктуры. Ключевым компонентом инфраструктуры является функционирование сетей Европола, которые соединяют правоохранительные органы во всех государствах-членах, и растущее количество стран-членов ЕС и третьих сторон, с которыми Европол заключил соглашения о сотрудничестве. Безопасность инфраструктуры сети является первоочередной задачей для Европола, поскольку сущность состояния современных технологий предполагает сбор, анализ, распространение и обмен большого количества персональных данных, которым необходимы высочайшие стандарты защиты информации и безопасности этих данных. Обеспечение этого выступает основой для сохранения доверия среди всех участников, которые делятся информацией и разведданными непосредственно с самим агентством и через него с другими сторонами (участниками). Можновыделитьнесколькосетейинформирования: 1) SIENA (The Secure Information Exchange Network Application); 2) EIS (Europol Information System); 3) EPE (Europol Platform for Experts) [3].

1) «SIENA» (The Secure Information Exchange Network Application). Защищенная Информационная Сеть — Приложение Обмена(ЗИС-ПО)это современная, информационная технология — инструмент, предназначенный для быстрого, безопасного, удобного общения и обмена оперативной и стратегической информации о преступлениях, а так же предоставления, связанных с ними разведданными между Европолом, государствами-членами и третьими лицами, которые имеют соглашения о сотрудничестве с Европолом. Данная система делает сильный акцент на взаимодействие с другими ресурсами Европола и других сотрудничающих государств и организаций. В процессе разработки и функционирования «SIENA», значительное внимание было уделено защите данных и их конфиденциальности, чтобы гарантировать соблюдение всех законодательных требований. В равной степени, обеспечение безопасности считается жизненно — важным. И все необходимые меры были приняты для обеспечения безопасного обмена, ограниченной по доступу информацией. Кроме того, передовая практика в правоохранительной сфере обмена материалами была учтена с высокой степенью надежности, применения, обработки и анализа кодов, которые определяют условия для использования. За 2014 год в рамках «SIENA»: а)Было возбуждено 34 472 новых дел; б) 92 % дел были инициированы государствами-членами, 4 % — Европолом и 4 % — третьими лицами; в) 18 % новых дел были связаны с наркотиками, обман и мошенничество — 14 %, грабежи — 9 %, отмывание денег — 6 % и нелегальной иммиграции — 6 %; г) Было отправлено и получено 605 245 оперативных сообщений; д) 573 компетентных органов было внесено и настроено в ЗИС-ПОдо конца 2014 года; е) 28 государств-членов, 14 третьих сторон, связанных прямо и 19 третьих сторон, связанных косвенно; ё) 4 722 пользователей «SIENA» насчитывалось на 31 декабря 2014 года [4].

2) «EIS» (Europol Information System). Основной задачей Европол информационной системы\Информационной системы Европола (ЕИС\ИСЕ) является выполнение роли справочной системы, касающейся преступлений, лиц с ними связанных, и предоставлением других сведений необходимых для поддержки государств-членов Европола и его партнеров по сотрудничеству в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и иными видами преступлений. Подавляющее большинство материалов в ЕИС\ИСЕ вносится с помощью автоматизированных систем загрузки. За последние два года подход к сбору данных государствами-членами изменился, с фокусом на передачу сведений, основанных на тех или иных фильтрах, к числу которых могут быть отнесены такие, как: люди, автомобили, телефоны иогнестрельное оружие идр. Еще одна положительная тенденция национальных правоохранительных органов власти состоит в обмене и сравнение данных с информационной системой Европола. Такие изменения улучшили общее качество ЕИС\ИСЕ и сделали ее более эффективной и полезной для большего количества сотрудников правоохранительных органов по всей Европе. Во время председательства Дании в ЕС на стратегическом уровне, в заключениях Совета ЕС были приняты решения по расширению и более производительному использованию ЕИС\ИСЕ в борьбе с трансграничной преступностью. В документах изложен ряд конкретных действий, которые должны быть приняты государствами-членами и Европолом для увеличения объема информации и использования ЕИС\ИСЕ, например: а) расширение доступа к ЕИС\ИСЕ для всех соответствующих правоохранительных подразделений; б) создание механизма для систематического снабжения, имеющихся блоков с данными, выполнять ''пакетный'' поиск (автоматическая функция включения до 400 индивидуальных поисков за один раз); в) более широкого использования ЕИС\ИСЕпри выполнении исследований. За январь 2016 года: а) Было зафиксировано 295 374 объектов, показатели увеличились на 25 % по сравнению с 2014 годом; б) выявлено 86 629 подозреваемых/осужденных преступников, показатели, увеличились на 40 % по сравнению с 2014 годом. Основные области преступности: незаконный оборот наркотиков — 20 %, грабеж — 26 %, нелегальная миграция и другие преступления — по 7 % каждый, мошенничество и отмывание денег — по 6 % каждого, подделка денег — 5 % [5] [6, c.1–2].

3) «EPE» (Europol Platform for Experts). Для того чтобы укрепить свои позиции в качестве платформы для специалистов и для облегчения обмена знаниями и взаимодействия между различными экспертными сообществами, Европол разработала Евр-опол платформу для экспертов (ЕПЭ) — защищенная веб-платформа для совместной работы специалистов в различных сферах правоохранительной деятельности. Можно выделить несколько особенностей этого ресурса: а) ЕПЭ способствует обмену передовым опытом, практиками, документацией, инновациями в профессиональной деятельности, знаниями и общими данными о преступности; б) ЕПЭ доступен в интернете — это единственное ядро системы Европола, которое не поддерживает обмен и хранение персональных данных и секретной информации; в) Доступ к платформе возможен только по приглашениям и принятию в Национальное подразделение Европола, Национальный контактный пункт или в сам Европол; г) Пользователи могут взаимодействовать исотрудничать друг с другом в виртуальных сообществах. Каждое сообщество включает в себя набор инструментов для управления контентом (блоги, форум и т. д.) и коммуникации (личные сообщения, обмен мгновенными сообщениямии т. д.); д) ЕПЭ имеет более чем 5,600 зарегистрированных пользователей из более чем 70 стран. Вот примеры платформ ЕПЭ: ЕС3 пространства (безопасной платформы для аккредитованных экспертов по киберпреступности), сексуальной эксплуатации детей, преступления в сфере интеллектуальной собственности, цифровой криминалистики и расследования, целевая группа ЕС по киберпреступности, консультативная группа по Интернет — безопасности, стратегический анализ, а также другие... [7, c. 1–2]. Рассмотренные нами системы информационного обеспечения выступают очень важными элементами в работе международного агентства. Поскольку именно на них выстраивается все взаимодействие — коммуникация между всеми участниками (партнерами) в том числе и с Российской Федерацией. Данное агентство осуществляет двух уровневое сотрудничество: внутреннее и внешнее.

Внутреннее сотрудничество выражается в 3х подуровнях — Государства-члены, Институты ЕС, Агентства ЕС. Европол играет активную роль в производстве ЕС по стратегии внутренней безопасности и стремится способствовать ее успешной реализации.

Государства-члены. Европол имеет прямую, постоянную связь 24/7 с национальными подразделениями Европола. Данный контакт осуществляется в 28 государствах-членах ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Соединённое Королевство). Этот постоянный обмен сообщениями и уголовными сведениями (делами) возможен благодаря Бюро по связи в штаб-квартире Европола. Он является важнейшим и продуктивным способом обслуживания контактов и поддержки до 2 млн. сотрудников правоохранительных органов ЕС.

Институты ЕС. Сотрудничество Европола является жизненно необходимым между ЕС, правоохранительными органами и другими партнерами ЕС, ведомствами и учреждениями. В настоящее время Европол сотрудничает с девятью органами и учреждениями Союза, действующими в области свободы, безопасности и правосудия. Координация по ряду направлений, осуществляется на двусторонней основе. Существует два типа соглашений, определяющих характер взаимосвязи с этими партнерами. Оперативные соглашения в целях обмена персональными данными с коллегами по сотрудничеству. Стратегические соглашения для двух сторон в рамках которого осуществляется обмен стратегической и технической информацией, а также обучения. Но они не предусмотрены для обмена личными данными. Стратегических соглашений с институтами ЕС — два, с Европейской Комиссией и Европейским Центральным Банком.

Агентства ЕС. Работареализуется в двух режимах.Оперативные соглашения сучреждениями ЕС позволяют осуществлять обмен персональными сведениями с партнером по сотрудничеству. Данные соглашения заключены с Евроюст'ом -Европол участвует в различных координационных совещаниях, проводимых в Евроюст'е. В большинстве случаев на этих встречах говорится о создании совместных следственных групп. Имеют место регулярные контакты с секретариатом, организованного Евроюст'ом и продолжается совместное участие в организации ежегодных совещаний национальных экспертов. Плодотворная совместная деятельность осуществляется в области своевременной подготовки к различным программам и иным мероприятиям [8]. И агенством ФронтексЕвропол поддерживает ряд операций, координируемых агентством frontex. Новые правовые рамки «фронтекс» вступили в силу 12 декабря 2011 года, и предоставляет агентству ограниченные права на обработку персональных данных. Следовательно, ожидается, что количество совместных действий будет возрастать в будущем. Экспертная группа была создана для разработки бизнес-процессов и процедур для будущего обмена персональными материалами [9]. Стратегиче-ские соглашения сорганами ЕС предназначеныдля двух сторон и характеризуются обменом стратегической и технической информацией, а также обучением. Они не обладают правом обмена личных данных. Взаимодействие осуществляется со следующими структура-ми: Европейский Центр профилактики и контроля заболеваний (ECDC), Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF), Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании (EMCDDA), Европейский полицейский колледж (CEPOL), Агентство ЕС по сетевой информационной безопасности (ENISA), Европейский Союз ведомство интеллектуальной собственности (EUIPO), а также с Европейским Центральным Банком (ECB) и Европейской Комиссией (EC).

Внешнее сотрудничество выражено в2х формах соглашений: 1. Оперативные соглашения со странами не членами ЕС; 2. Стратегические соглашения со странами не членами ЕС.

Оперативные соглашения со странами не членами ЕС — осуществляются с 14 государствами (Албания, Австралия, Канада, Колумбия, бывшая Югославская Республика Македония, Исландия, Молдова, Черногория, Норвегия, Республика Сербия, Швейцария, Княжество Лихтенштейн, Княжество Монако, Соединенные Штаты Америки), а также с международными организациями — Интерпол.

Стратегические соглашения со странами не членами ЕС — осуществляется с 4 государствами (Босния и Герцеговина, Российская Федерация, Турция, Украина), а также с международными организациями — ВТО (Всемирная Таможенная Организация), Управление Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности.

Сотрудничество с Российской Федерацией осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве (Agreement on Co-operation between Europol and The Russian Federation) [10]. В соответствии с приказом МВД РФ № 859. В Национальном центральном бюро (НЦБ) в качестве структурного подразделения появился российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом. РНКП выполняет задачи по обеспечению обмена информацией между компетентными органами Российской Федерации (МВД, ФСБ, ФТС, ФСКН России, Росфинмониторинг) и Европолом, выработке действующих, качественных мер, направленных на дальнейшее усовершенствование механизма этого сотрудничества.

Для РНКП характерно наличие ряда функций:

1) обеспечение приема, обработки и направления в подразделения МВД России запросов, ответов на запросы компетентных органов Российской Федерации и иной информации, поступающей из Европола; 2) направление запросов, ответов на запросы Европола, иной информации, полученных в установленном порядке от компетентных органов Российской Федерации, подразделений МВД России, в Европол; 3) обеспечение соблюдения установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в поступающих из Европола и компетентных органов Российской Федерации, подразделений МВД России документах; принятие мер, исключающих возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена; 4) формирование в установленном порядке документальных и информационно-справочных массивов, в том числе, собственных баз данных, по вопросам, касающимся сотрудничества с Европолом; 5) осуществление консультативно-методической помощи компетентным органам Российской Федерации, подразделениям МВД России по вопросам сотрудничества с Европолом; 6) анализ в пределах своей компетенции практики осуществления сотрудничества компетентных органов Российской Федерации и Европола; 7) участие в установленном порядке в разработке предложений по совершенствованию взаимодействия компетентных органов Российской Федерации и Европола по вопросам, отнесенным к компетенции РНКП; 8) участие в установленном порядке и в пределах своей компетенции в разработке международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам сотрудничества с Европолом; 9) выполнение иных функций и полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

Также российский национальный контрольный пункт имеет право:

1)запрашивать в установленном порядке из соответствующих подразделений органов внутренних дел документы, справочные и иные материалы, необходимые для выполнения задач в установленной области деятельности; 2) пользоваться в установленном порядке базами данных подразделений системы МВД России; 3) использовать в своей деятельности информационное, материально-техническое, кадровое и иное обеспечение НЦБ Интерпола МВД России [11].

Из интервью «Российской газете» — начальника Российского национального контрольного пункта по взаимодействию с Европолом генерал — майора милиции Александра Прокопчука становиться ясно, что сотрудники МВД России повысили активность в операциях, которые проводят западные полицейские сообщества. Причем подчеркивается непосредственное участие, а не обмен абстрактным опытом или консультациями. Можно быть уверенным, что на уровне спецслужб Россию признали полноправным и профессионально ценным партнером. С которым не страшно идти и в разведку и в атаку [12]. Отдельное место в преступной среде сегодня занимает фальшивомонетчество, которое рассматривается как форма осуществления транс-национального бизнеса. Эта тенденция связана, как с международным движением национальных денежных средств, развитием информационных технологий, а вследствие и некотором упрощении финансовых операций, размытием иных препятствий так и с развитием международной специализации преступных организаций разных стран на отдельных стадиях, этого преступного бизнеса — изготовлении, накоплении и реализации. Только в 2007 г. РНКП было проведено более 20 рабочих встреч с сотрудниками заинтересованных министерств и ведомств, на которых рассмотрены вопросы о проведении совместных мероприятий с зарубежными коллегами. Обмен информацией РНКП с Европейской полицейской организацией, прежде всего, нацелен на проведение совместных оперативных мероприятий. Помимо этого, представленные нами в Европол материалы способствовали проведению анализа международных преступлений, связанных с фальшивомонетничеством, легализацией денежных средств, терроризмом, торговлей людьми и т. д. За прошедший год более 100 сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации приняли участие в международных семинарах и учебных курсах. Сотрудничество в этой области осуществляется на постоянной основе, например в первом квартале 2007 года работниками ДЭБ МВД России были проведены оперативно-розыскные мероприятия в отношении организованной преступной группы, занимавшейся сбытом фальшивых денежных знаков на территории Ростовской области. По итогам было изъято 482 банкноты номиналом в 100 евро, 10 — номиналом в 200 евро. При обыске места жительства фигурантов дела было обнаружено еще 15 банкнот номиналом в 100 евро и 100 — номиналом в 200 евро. Всего было изъято поддельных банкнот на сумму в 71 700 евро. В целом по статистике Департамента экономической безопасности МВД России в 2007 г. было изъято 625 фальшивых евро-банкнот на общую сумму в 137 952 евро. Возбуждено 420 уголовных дел. По сведениям экспертно-криминалистического центра МВД России, 3,15 % всех исследованных в 2007 г. поддельных банкнот евро изготовлены с применением средств цветного копирования и компьютерной техники, комбинированным способом — 73,23 %, полиграфическим — 23,62 % [13]. Взаимодействие с Европейской полицейской организацией дает еще одно преимущество — это возможность доступа сотрудников правоохранительных органов и банковских работников к системе проверки банкнот евро на предмет их подлинности через закрытый сайт в сети Интернет. Система называется «Euro Check Web Site» (ECWS). Данная программа была разработана Европейским центральным банком совместно с Европолом. Она позволяет в режиме он-лайн мгновенно получить необходимую информацию о купюрах, которые вызывают сомнение в подлинности. К данной системе имеет прямой доступ и Российский национальный контактный пункт. Кроме того, через РНКП к сайту могут получить доступ правоохранительные органы и банковские структуры. Помимо этого довольно успешно развивается участие России в проекте «Camden Assets Recovery Inter-Agency Networ» (CARIN) — международной сети по обмену информацией с целью изъятия и конфискации преступных активов. Участие в проекте позволяет запрашивать у стран-партнеров информацию об активах и недвижимости физических и юридических лиц в случаях, если у правоохранительных органов имеются подозрения в их причастности к легализации преступно нажитых средств. По итогам работы 2014 года сотрудники НЦБ Интерпола МВД России осуществили информационное сопровождение более 23 тысяч уголовных дел, произвели 46 депортаций и экстрадиций лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Бюро приняло активное участие в международной полицейской операции «Пангея». В результате, которой было установлено свыше 2 тысяч интернет — сайтов, которые не законно предлагали на продажу фармацевтические средства, было снято контрафактной продукции на сумму 5,5 миллионов рублей [14]. Представители России в 2015 году приняли участие в 3-й международной конференции по борьбе с киберпреступностью, проводимой Интерполом и Европолом. На форуме приняло участие более 350 специалистов из 66 государств, которые представляли правоохранительные органы, международные организации, частный бизнес и научные круги. На конференции были рассмотрены проблемы использования имеющихся инструментов полицейского реагирования в борьбе с киберпреступлениями, повышения эффективности международного полицейского сотрудничества в данной сфере и расследования IT-преступлений, а также выстраивания оптимальной модели государственно-частного партнерства. Отдельно было уделено внимание вопросам, связанным с противодействием в распространении вредоносного контента, нацеленного на мобильные устройства [15]. По результатам совещания, на котором были подведены итоги работы за 2015 год было отмечено, что работниками осуществлено 55 экстрадиций и депортаций. За рубежом задержано 116 лиц, скрывшихся от российских правоохранительных органов. Реализовано сопровождение порядка 24 тысяч уголовных дел. Показателями успешного выполнения поставленных задач в минувшем году стали не только интенсификация информационного обмена, расширение географии партнерства, но и наращивание участия в международных проектах и операциях под эгидой организации [16]. По прежнему одним из приоритетных направлений деятельности, как самого Бюро Интерпола, так и РНКП по взаимодействию с Европолом остается дальнейшее совершенствование, имеющихся и наращивание новых каналов связи с зарубежными партнерами.

Таким образом, Европол представляет собой правоохранительное агентство, имеющее не только особую компетенцию, но и целый ряд специализированных средств информационного обеспечения и практического содействия. Для него свойственно, как внутреннее сотрудничество (выраженное с государствами — членами, агентствами и институтами ЕС), так и внешнее (представленное оперативными соглашениями со странами не членами, стратегическими соглашениями со странами не членами, а также с международными организациями в рамках какого — либо из представленных соглашений). С нашей стороны Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом выступает в роли структурного подразделения Национального центрального бюро Интерпола, которому также свойственны отдельные функции, полномочия и предметы ведения связанные с Европейским полицейским агентством. В условиях современной действительности должны быть разработаны направления совместной деятельности, среди которых основными могут стать: во- первых, проведение совместных мероприятий по предотвращению деятельности транснациональных преступных групп, осуществляющих контрабанду наркотических средств, фальшивомонетчество, кражу и перегон транспортных средств, торговлю людьми и иные опасные виды преступной деятельности; во-вторых, обмен информации по конкретным уголовным делам, касающимся международных преступных групп, сообществ, промышляющих как на территории Российской Федерации, так и на территории Западной Европы; в-третьих, получение обоюдного доступа к базам данных, что например, дает возможность получения информации о деятельности транснациональных преступных группировок на территории стран Европейского Союза; в-четвертных, взаимовыгодное участие России в различных международных проектах, направленных на борьбу с наиболее опасными и плохо изученными видами преступлений; в-пятых, получение доступа России к разработкам различных аналитических проектов по противодействию различным видам преступлений; в-шестых, рост профессиональной подготовки сотрудников обеих служб; в-седьмых, усиление интеграционных процессов России со странами партнерами, налаживание связей с новыми субъектами, отношения с которыми еще только предстоит обозначить; в-восьмых, организация работы в этой сфере является подспорьем для расширения границ кооперации. Все это будет способствовать возможности построения диалога и по другим важным областям деятельности.

Литература:

  1. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.). Консолидированный текст // Справочно-правовая система «Гарант».
  2. About Europol — About Us [Электронный ресурс] / «Europol». — Режим доступа: https://www.europol.europa.eu/content/page/about-us, свободный (дата обращения: 11.10.2016).
  3. Europol Expertise — Information Exchenge [Электронный ресурс] / «Europol». — Режим доступа: https://www.europol.europa.eu/content/page/information-exchange-1848, свободный (дата обращения: 11.10.2016).
  4. Europol Expertise — SIENA [Электронный ресурс] / «Europol». — Режим доступа: https://www.europol.europa.eu/content/page/siena-1849, свободный (дата обращения: 11.10.2016).
  5. Europol Expertise — EIS [Электронный ресурс] / «Europol». — Режим доступа: https://www.europol.europa.eu/content/page/europol-information-system-eis-1850, свободный (дата обращения: 11.10.2016).
  6. Europol information system (EIS) Leaflet 2013. C. 1–2.
  7. Europol platform for experts (EPE) Leaflet 2013. C. 1–2.
  8. Agreement between Eurojust and Europol. 2010. C. 1–14.
  9. Agreement on Operational Cooperation between the European Police Office («EUROPOL») and the European Agency for the Management of Operational Cooperation at the Member States of the European Union («FRONTEX»). 2008. C. 1–13.
  10. Agreement on Co-operation between Europol and The Russian Federation. [Электронный ресурс] / «Europol». — Режим доступа: https://www.europol.europa.eu/partners-agreements/strategic-agreements, свободный. (дата обращения: 11.10.2016).
  11. Взаимодействие с Европолом. [Электронный ресурс] / «Министерство внутренних дел в Российской Федерации». — Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola/Vzaimodejstvie_s_Evropolom, свободный. (дата обращения: 11.10.2016).
  12. Есть контакт — с полицией [Электронный ресурс] / «Российская газета». — Режим доступа: https://rg.ru/2010/01/25/evropol.html, свободный. (дата обращения: 11.10.2016).
  13. Интервью начальника Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европейской полицейской организацией генерал-майора милиции Александра Прокопчука журналу `Банкноты стран мира` [Электронный ресурс] / «Виперсон» — рейтинг известных людей». — Режим доступа: http://viperson.ru/articles/intervyu-nachalnika-rossiyskogo-natsionalnogo-kontaktnogo-punkta-po-vzaimodeystviyu-s-evropeyskoy-politseyskoy-organizatsiey-general-mayora-militsii-aleksandra-prokopchuka-zhurnalu-banknoty-stran-mira, свободный. (дата обращения: 11.10.2016).
  14. Подведены итоги работы НЦБ Интерпола МВД России в 2014 году [Электронный ресурс] / «Министерство внутренних дел в Российской Федерации». — Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola/Publikacii_i_vistuplenija/item/7103051, свободный. (дата обращения: 11.10.2016).
  15. Представители России приняли участие в 3-й международной конференции по борьбе с киберпреступностью, проводимой Интерполом и Европолом [Электронный ресурс] / «Новости МВД России». — Режим доступа: http://mvdrus.ru/news/585373-predstaviteli-rossii-prinyali-uchastie.html, свободный. (дата обращения: 11.10.2016).
  16. НЦБ Интерпола МВД России подвело итоги работы за 2015 год [Электронный ресурс] / «Министерство внутренних дел в Российской Федерации». — Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/7150655, свободный. (дата обращения: 11.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, соглашение, член ЕС, Европейская полицейская организация, Европейский Союз, институт ЕС, обмен, орган, Российский национальный контактный пункт, Европейский центральный банк.