О проблеме введения юридической ответственности за неэффективное использование государственных средств
Автор: Кичикова Алта Баатровна
Рубрика: 7. Финансовое право
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)
Дата публикации: 03.12.2016
Статья просмотрена: 677 раз
Библиографическое описание:
Кичикова, А. Б. О проблеме введения юридической ответственности за неэффективное использование государственных средств / А. Б. Кичикова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11590/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье на примере законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрен вопрос о необходимости введения ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств.
Ключевые слова: эффективность использования бюджетных средства, юридическая ответственность, критерии оценки эффективности использования бюджетных средств, проект Федерального закона N 208784–6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Президент Российской Федерации В. В. Путин 13 июля 2016 года в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам уже не в первый раз призвал «достигать практических результатов, кардинально повышать эффективность расходов» [1, «Путин призвал кардинально повышать расходов» [Электронный ресурс]// https://regnum.ru/news/economy/2156629.html (Дата обращения: 16.11.2016)], что в условиях сокращения доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленного продолжающимся экономическим кризисом, является важнейшим фактором достижения целей социально-экономического развития страны.
Как известно, в соответствии со статьей 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации [2, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ//Собрание законодательства РФ от 31.08.1998 № 31, ст. 3823] (далее — БК РФ) при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Исходя из формулировки указанной статьи, можно утверждать, что на участников бюджетного процесса возложена юридическая обязанность по достижению экономности и (или) результативности использования бюджетных средств.
Согласно мнению С. С. Алексеева «юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица» [3, Алексеев С. С., Архипов С. И. Теория государства и права. Учебник для вузов. М. Норма, 2005, С. 289].
Исходя из приведенного определения, можно выделить следующие признаки юридической обязанности:
- Это мера должного поведения, то есть это точное определение того, каким поведение должно быть.
- Юридическая обязанность поддерживается возможностью государственного принуждения.
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенной обязанности является правонарушением и влечет применение государством мер государственного принуждения.
Следует отметить, что в бюджетном законодательстве установлена мера должного поведения участников бюджетного процесса, но при этом не определена юридическая ответственность за нарушение возложенных на них обязанностей.
Юридическая ответственность выполняет помимо карательной (штрафной), ещё и превентивную функцию, то есть ее установление за совершенное правонарушение позволяет в некоторой степени предотвратить подобные правонарушения в будущем. Отсутствие установленной законодательством ответственности за неэффективное использование государственных средств фактически «обесценивает» обязанность участников бюджетного процесса по достижению экономности и (или) результативности использования государственных средств, выполнение которой в данной ситуации зависит от их собственного усмотрения.
Для решения данной проблемы депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — ГД ФС РФ) внесли в 2013 году на рассмотрение ГД ФС РФ проект Федерального закона N 208784–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект) [4, Проект Федерального закона N 208784–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.01.2013)//СПС КонсультантПлюс], основной целью которого было установление административной и уголовной ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств и неэффективное использование средств государственных внебюджетных фондов.
В статье 1 указанного законопроекта авторами предлагалось внести в БК РФ следующее определение неэффективного использования бюджетных средств: «Нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств, выразившееся в недостижении заданных результатов (по объему и (или) качеству), установленных государственным (муниципальным) заданием, долгосрочной целевой программой либо иным правовым основанием, с использованием определенного бюджетом объема (или) качеству) с превышением объема бюджетных средств, достаточного для их достижения исходя из условий, существовавших в месте исполнения бюджетного обязательства в соответствующий период, влечет наложение административного взыскания на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации»[1].
Кроме того, в законопроекте предлагалось установить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств, выразившееся в недостижении заданных результатов (по объему и (или) качеству), установленных государственным (муниципальным) заданием, долгосрочной целевой программой либо иным правовым основанием, с использованием определенного бюджетом объема бюджетных средств, или в достижении заданных результатов (по объему и (или) качеству) с превышением объема бюджетных средств, достаточного для их достижения исходя из условий, существовавших в месте исполнения бюджетного обязательства в соответствующий период, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Санкцию за совершение указанного правонарушения предлагалось установить в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей, а для юридических лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Аналогичный состав административного правонарушения и аналогичная санкция предлагались к введению за неэффективное использование средств государственных внебюджетных фондов.
Критерием, отграничивающим уголовно наказуемое деяние от административного правонарушения, закреплялась сумма неэффективно использованных бюджетных средств. За совершение указанного преступления предлагалось установить следующие санкции:
- Штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.
- Принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- Арест на срок до шести месяцев.
- Лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В качестве квалифицирующих признаков предлагалось установить следующие обстоятельства: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, а также совершение преступления в особо крупном размере.
Аналогичный состав преступления устанавливался для неэффективного использования средств государственных внебюджетных фондов.
Приведенный обзор законопроекта позволяет сделать следующие выводы:
- Предлагаемые изменения, как видно из буквального толкования, были подготовлены в январе 2013 года в соответствии с действующей в это время редакцией статьи 34 БК РФ, в которой отождествлялись понятия результативность и эффективность, что порождало путаницу при определении понятия «эффективность» использования государственных средств.
- «Страдает» юридическая техника составления документа — из-за допущенных юридико-технических ошибок утерян смысл статьи 1 законопроекта, предлагавшей изменения в БК РФ, а также невозможно установить, какую сумму неэффективно израсходованных средств считать крупным размером, а какую — особо крупным.
- Вызывает вопрос соразмерность установленных санкций, поскольку небольшой размер санкций не будет выполнять ни карательную, ни превентивную функцию. Довольно сложно предположить ситуацию, при которой грозящий штраф в 50 тысяч рублей остановит возможного правонарушителя. Более обоснованными являются санкции, применяемые за нецелевое использование бюджетных средств: передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) [5, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ//Собрание законодательства РФ от 31.08.1998 № 31, ст. 3823]. Однако относительно неэффективного использования государственных средств установление подобных санкций не представляется возможным: в отсутствии единых методик оценки сумм бюджетных средств, использованных не эффективно, неизбежно увеличится влияние субъективного мнения проверяющих.
- Оценка эффективности использования государственных средств производится на основе выбираемых индивидуально для каждого аудита эффективности критериев. Так как разработать перечень единых критериев не представляется возможным, то устанавливаемые в каждом отдельном случае критерии оценки эффективности использования государственных средств, привносят значительную долю субъективного мнения проверяющих, что не позволит обеспечить равное положение всем лицам, привлекаемым к ответственности.
Здесь следует учитывать Постановление Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которому «расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или, что используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата» [6, Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 26 февраля 2009 г.)// СПС Консультант Плюс].
- При этом необходимо иметь в виду, что эффективность использования государственных средств представляет собой сложное явление, сочетающее внутренние и внешние факторы с их разнонаправленным влиянием на результаты деятельности получателей бюджетных средств. Очевидно, что факты неэффективного использования государственных средств могут быть обусловлены действием внешних факторов, неподконтрольных и независимых от деятельности проверяемых организаций.
- Учитывая вышеизложенное, введение юридической ответственности за неэффективное использование бюджетных средств приведет к увеличению нагрузки на судебную систему: определение эффективности/неэффективности использования бюджетных средств, по сути, зависит от профессионального суждения проверяющих лиц. В подобной ситуации любой проверяемый объект вправе усомниться в этом суждении и обратиться за судебной защитой своих прав и законных интересов.
Таким образом, по нашему мнению, введение ответственности за неэффективное использование бюджетных средств не может быть инструментом повышения эффективности использования государственных средств.
Литература:
- Алексеев С. С., Архипов С. И. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Норма, 2005. — 496 с.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 июля 1998 г.]//Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 31. — С. 3823.
- Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 26 февраля 2009 г.). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=86070&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.353629252517877#0 (Дата обращения: 11.11.2016).
- Проект Федерального закона N 208784–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.01.2013). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=101705#0 (Дата обращения: 11.11.2016)
[1] Текст законопроекта приведен в соответствии с оригиналом.
Ключевые слова
юридическая ответственность, эффективность использования бюджетных средства, критерии оценки эффективности использования бюджетных средств, проект Федерального закона N 208784–6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ФедерацииПохожие статьи
Нецелевое использование бюджетных средств: актуальные проблемы реализации административной ответственности
В данной статье рассматривается действующее законодательство РФ, регулирующее институт административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. По итогам исследования делается вывод о необходимости пересмотра федерального законодате...
Бюджетные меры принуждения: актуальные проблемы реализации бюджетно-правовой ответственности
В данной статье рассматривается действующее законодательство РФ, регулирующее институт бюджетно-правовой правовой ответственности. По итогам исследования делается вывод о необходимости пересмотра федерального законодательства, а также об учете предла...
К дискуссии об основах правового регулирования публичного сервитута на земельные участки
В статье проводится анализ введенного Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» соотн...
Инновация «юридических тендеров»: в чьих интересах?
В статье анализируется предложение Федеральной палаты адвокатов РФ о внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»...
Пути повышения эффективности договорных отношений по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд
С 1 января 2022 г. в силу вступил Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внёс многочисленные изменения в механизм осуществления поставки товаров для нужд госу...
Реализация функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами прокуратуры
В настоящей статье рассмотрены проблемы деятельности органов прокуратуры по охране и соблюдении Конституции РФ и федеральных законов, предложены пути их решения. В частности, вынесены предложения: при обновлении Федерального закона от 17.01.1992 N 22...
К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...
К вопросу о введении блокировки интернет-ресурсов как меры обеспечения производства в административно-деликтном процессе
В статье рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения блокировки интернет-ресурсов в качестве меры обеспечения производства по делам об административных п...
Административная ответственность за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций
Статья посвящена анализу административной ответственности за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций. Рассматриваются подходы к определению понятия «административная ответственность». Отмечается, что административная ответственность явл...
Категория «общественно опасных» правонарушений в концепции реформирования административного законодательства
Актуальность темы исследования. В июне 2019 года была опубликована Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Спустя полгода Министерство юстиции Российской Федерации обнародовало проекты Федеральных законов «К...
Похожие статьи
Нецелевое использование бюджетных средств: актуальные проблемы реализации административной ответственности
В данной статье рассматривается действующее законодательство РФ, регулирующее институт административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. По итогам исследования делается вывод о необходимости пересмотра федерального законодате...
Бюджетные меры принуждения: актуальные проблемы реализации бюджетно-правовой ответственности
В данной статье рассматривается действующее законодательство РФ, регулирующее институт бюджетно-правовой правовой ответственности. По итогам исследования делается вывод о необходимости пересмотра федерального законодательства, а также об учете предла...
К дискуссии об основах правового регулирования публичного сервитута на земельные участки
В статье проводится анализ введенного Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» соотн...
Инновация «юридических тендеров»: в чьих интересах?
В статье анализируется предложение Федеральной палаты адвокатов РФ о внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»...
Пути повышения эффективности договорных отношений по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд
С 1 января 2022 г. в силу вступил Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внёс многочисленные изменения в механизм осуществления поставки товаров для нужд госу...
Реализация функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами прокуратуры
В настоящей статье рассмотрены проблемы деятельности органов прокуратуры по охране и соблюдении Конституции РФ и федеральных законов, предложены пути их решения. В частности, вынесены предложения: при обновлении Федерального закона от 17.01.1992 N 22...
К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...
К вопросу о введении блокировки интернет-ресурсов как меры обеспечения производства в административно-деликтном процессе
В статье рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения блокировки интернет-ресурсов в качестве меры обеспечения производства по делам об административных п...
Административная ответственность за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций
Статья посвящена анализу административной ответственности за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций. Рассматриваются подходы к определению понятия «административная ответственность». Отмечается, что административная ответственность явл...
Категория «общественно опасных» правонарушений в концепции реформирования административного законодательства
Актуальность темы исследования. В июне 2019 года была опубликована Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Спустя полгода Министерство юстиции Российской Федерации обнародовало проекты Федеральных законов «К...