Практическое применение инструментария при изучении дисциплины «Административное право»
Автор: Самохвалов Игорь Юрьевич
Рубрика: 5. Административное право
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2017)
Дата публикации: 27.01.2017
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Самохвалов, И. Ю. Практическое применение инструментария при изучении дисциплины «Административное право» / И. Ю. Самохвалов. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11779/ (дата обращения: 15.11.2024).
Принятый указ Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» определяет приоритеты государственной политики в сфере образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и гражданина [1]. В стране назрела острая потребность в подготовке и переподготовке кадров структур управления на фундаментальной юридической основе с учетом, как традиционных методов обучения, так и инновационного российского и зарубежного опыта.
В материалах данной статьи мы предлагаем ознакомиться с имеющейся практикой работы по применению практического инструментария применяемого в Арзамасском филиале университета на факультете «Экономики и права».
Как известно, мы работаем по Государственным стандартам, где утверждены профессиональные компетенции, к освоению которых мы должны стремиться: такие как способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности, свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права.
Для реализации данных компетенций необходимо владеть способами и средствами правоприменения административного законодательства, чему посвящаются практические занятия этой дисциплины. Остановимся на практическом закреплении теоретических знаний по темам «Административная ответственность и административный процесс». Для практического закрепления полученных теоретических знаний используется постоянно обновляемый учебно-методический комплекс-практикум для решения конкретных задач по ситуациям, возникающим в практической деятельности сотрудников полиции общественной безопасности, и обучающий заполнению документов. Цель, поставленная перед занятиями с комплексом, предполагает обучение студентов действиям по правовой оценке ситуации, определения административно-правовой нормы правонарушения, составления процессуальных документов. Студенту формулируется конкретная жизненная ситуация, связанная с выполнением функций подразделения полиции по охране общественного порядка в общественном месте. При решении этой задачи необходимо правильно подобрать административно-правовую норму, подпадающую под действия граждан участников ситуации, дать ей правовую оценку, обосновать действия сотрудников и юридически грамотно с использованием норм административного законодательства составить протокол на выявленное правонарушение. В программе используются административные правонарушения: появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения (ст. 20.21 КоАП), потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах, либо потребление наркотических средств и психотропных веществ, новых потенциально опасных и сильнодействующих веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП), ст. 27 КоАП пунктов с 3 по 15, административного задержания, доставления, личного досмотра вещей, осмотра помещений юридического лица, досмотра транспортного средства, изъятия вещей и документов, явившихся средствами совершения правонарушения, отстранение от управления транспортным средством и освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, задержания транспортного средства, арест товаров, временного запрета деятельности.
Для правильного выполнения заполнения протоколов необходимо ознакомить студентов с нормативами и алгоритмом действий при их заполнении, лексических особенностях «протокольного языка» формулирования диспозиционной части выявленного правонарушения.
В результате работы мы должны достигнуть цели по овладению способами правоприменения административного законодательства при разрешении конкретных ситуаций, привить навыки оформления процессуальных документов.
Границы использования комплекса возможно расширить с целью применения не только в правоохранительной деятельности, но и в других сферах управленческого потенциала административного законодательства.
В настоящее время нельзя обойти вниманием обучающий потенциал «ролевых игр». При обучении профессиональным навыкам юристов этот вид моделирования ситуаций является одним из наиболее эффективных. Данный интерактивный метод позволяет студентам обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого педагогом «проживания» профессиональной ситуации, помогает участникам увидеть, понять и, при желании, апробировать разные стратегии поведения, обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в профессионально значимых ситуациях. Все это способствует возможности установления связи между своим поведением и его последствиями при анализе ситуации. В качестве примера можно привести ролевую игру под названием «Судебный процесс», для проведения которой разработан сценарий, где дается примерный алгоритм линии поведения каждого участника. В процессе проведении ролевой игры, посвященной рассмотрению конкретного административного дела в судебной инстанции, разъяснялась цель и практическое применение каждого процессуального документа участвующего в деле, давалась правовая оценка его содержания, соответствия нормам делопроизводства и правильности составления. В процессе ролевой игры студенты выполняли роли участников процесса, учились выступать в аудитории, защищать свою точку зрения, основываясь на законодательной базе, приучались к дисциплине и этике проведения судебного заседания. В завершающей стадии игры преподаватель разъяснил моменты, вызвавшие непонимание и затруднения, подвел итог проделанной работы.
Реалии нашего времени, прогрессивное правотворчество сфер жизнедеятельности социума привели к тому, что в стране испытывается потребность в специалистах со знанием юриспруденции, подготовленных для работы в сфере оказания юридических услуг, административного и производственного управления, государственной службы и предпринимательской деятельности. Поэтому специализация нашего Вуза нацелена на профессиональную ориентацию студентов по применению своих знаний в области правоотношений частного права, управленческой деятельности в сфере государственной службы, коммерции и предпринимательства. Существующая в юридических вузах производственная практика студентов, являющаяся частью учебного процесса, не в достаточной мере отвечает современным требованиям подготовки специалистов юридической профессии. Поставленные перед производственной практикой задачи, а именно: приобретение практических навыков самостоятельного исполнения служебных обязанностей, закрепление теоретических знаний полученных в процессе обучения, ведение служебной документации, сбор и анализ необходимых статистических сведений для курсовых и выпускных квалификационных работ, в целом выполняются. Однако, выходя на практику в соответствующее учреждение, студент сталкивается с компьютеризацией этой отрасли, что вызывает значительные затруднения. Современный уровень использования ЭВМ практически любой отрасли деятельности, где могут применить свои силы выпускники юридических вузов, требует серьезной подготовки по освоению компьютерных продуктов и баз данных [2]. Чтобы избежать таких просчетов, необходимо введение инноваций в программу подготовки студентов юридических вузов в области информационных технологий, ее дополнения для более быстрой адаптации при поступлении на работу. Не составляет тайны и тот факт, что работодатель с большей охотой возьмет на работу молодого сотрудника в достаточно мере владеющего основной программой учреждения, что избавит от проблем обучения программному продукту. С другой стороны, запущенный в Вузе процесс обучения навыкам работы с программами позволит находиться на уровне технического прогресса. Вход в интересующую нас программу должен быть похож на поход в библиотеку, ведь не секрет, что от того, чем быстрее произойдет освоение специальности, тем быстрее будет достигнута адаптация в трудовом коллективе молодого сотрудника.
Для достижения поставленных целей мы считаем целесообразным организовать «спецкурс по выбору» для студентов старших курсов, для чего организовать комплектование базы имитационных компьютерных программ. Считаем, что имитационные макеты без соответствующего наполнения информацией не содержат служебной и коммерческой тайны, что не вызовет осложнений при их получении. В дальнейшем их можно наполнить вымышленной информацией необходимой для тренировки.
Для более эффективного использования времени производственной практики студентов предлагаем в план этой практики включить раздел «Освоение программного обеспечения организации», в котором определить программный продукт конкретной отрасли или сферы, изучаемой студентом за время нахождения на практике. Например, если студент направлен на практику в УВД — он должен пройти углубленное изучение программ используемых УВД (криминальной полиции, ГИБДД, дознании), при прохождении практики в миграционной службе — изучить программы, действующие в этом подразделении. При направлении на практику в государственные службы — должен изучить программы и базы структур государственной службы, например таких как: федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, если направлен в аппарат администрации города — должен изучить программы, функционирующие в департаментах администрации.
Одним из примеров позитивного эффекта использования компьютерных технологий является действующая в стенах университета компьютерная программа «ФОРВЕР-следователь» подготовленная и внедренная группой ученых юристов во главе с доктором медицинских наук В. Ю. Толстолуцким, которая доказывает экономическую выгоду от использования криминалистических интерактивных тренажеров для ведения образовательного процесса, заставляет студента расширить спектр своих знаний в области криминалистики и уголовного процесса [3].
Озвученным выше предложением мы хотим максимально приблизить теоретическое обучение студентов юристов нашего Вуза к практическому освоению будущей специальности.
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. Столичный выпуск № 5775 (102). — 2012. — 9 мая.
2. Самохвалов И. Ю. Внедрение инновационных технологий в систему преподавания юридических дисциплин в вузе // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 12(40). Ч. 2. — С. 65–68.
3. Толстолуцкий В. Ю. Компьютерная программа «ФОРВЕР-следователь» повышает эффективность обучения на криминалистическом полигоне [Текст] / В. Ю. Толстолуцкий // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2013. — № 3 (2). — С. 211–215.