Проблемы развития форм реализации населением конституционного права на местное самоуправление
Автор: Карабашова Айсулу Рысбековна
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 17.02.2017
Статья просмотрена: 194 раза
Библиографическое описание:
Карабашова, А. Р. Проблемы развития форм реализации населением конституционного права на местное самоуправление / А. Р. Карабашова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/11917/ (дата обращения: 15.11.2024).
Местные представительные органы сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы населения, они являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества в современном Казахстане, составляют одну из основ демократического строя. Принятие закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» стало новым этапом в процессе формирования местного самоуправления современной республике. Накопленный к этому времени опыт показал, что на пути развития форм реализации населением конституционного права на местном самоуправлении возникали много проблем, который позволит нам раскрыть эти проблемы в научной статье данной темы.
Фундаментальные основы системы государственного управления и самоуправления заложены в разделе VIII Конституции нашей страны. Местное государственное управление в Республике Казахстан осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.
Конституция Республики Казахстан под местным самоуправлением определяет, что порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самим населением в пределах, установленных Законом. То есть местное самоуправление — это способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение граждан вопросов местного значения.
Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, которые создаются в сельских и городских сообществах граждан. Местные сообщества представляют собой объединения граждан, компактно проживающих в пределах территории села, поселка, улиц, кварталов города.
Соответствии с положением Конституции Республики Казахстан любой вопрос, относящийся не только к местным сообществам, но и к отдельному человеку, имеет государственное значение. В статье 1 Конституции Республики Казахстан сказано, что высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы [1]. Как сказано в Конституции Республики Казахстан высшими ценностями, является право человека, данное право можно рассматривать как субъективное, то есть индивидуальное, лично — конкретное право каждого гражданина, проживающего в местном территориальном местном сообществе.
Местное самоуправление как непосредственное выражение власти народа максимально приближено к населению, затрагивает интересы каждого гражданина, решает большинство его повседневных проблем. Важным моментом является то, что местное самоуправление, являясь уровнем публичной власти, одновременно выступает и формой самоорганизации граждан, без чего невозможно успешное формирование гражданского общества. Поэтому местное самоуправление позволяет населению сознательно участвовать в процессе создания достойных условий жизни на своей территории, формирует ответственность за решение местных проблем, повышает их социальную и гражданскую активность, служит реальным механизмом контроля населения за деятельностью органов управления.
В этой связи местное самоуправление рассматривает как важный институт, который формирует реализации конституционного права населения.
Определенная часть населения Казахстана все еще видит будущее в прошлом, в жестком патронировании государством всех сфер жизни человека — от рабочего места до уклада семейной жизни. Многие люди просто не привыкли к ответственности гражданина за свою собственную судьбу. Это серьезная социальная болезнь, преодоление которой займет достаточно длительное время, и неизбежно будет сопровождаться крайне болезненной процедурой отказа от привычек, традиций и стереотипов. Можно приветствовать принятие новых законов, программ и норм, но не стоит забывать того обстоятельства, что все эти новации должны претворять конкретные люди. А социологические исследования говорят о том, что значительная часть населения все еще предпочитает пассивно наблюдать.
Следует согласиться с мнением ряда казахстанских ученых, в частности А. К. Бисембаева, считающего, что «отсутствие практического опыта самоорганизации и свободной реализации инициативы, а также психологической раскрепощенности населения является серьезным препятствием на пути развития местного самоуправления. Местное самоуправление в своем развитии должно опираться на институты гражданского общества, систему форм и методов гражданского участия, которые в нашей стране сами находятся в зачаточном состоянии» [2].
В Послании Президента Республики Казахстан народу «Стратегия Казахстан — 2050» Глава государства отметил необходимость непосредственного вовлечения общества и граждан в процесс принятия государственных решений и их реализации, предоставления населению через органы местного самоуправления реальной возможности самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения, усиления общественного контроля за работой местных органов власти, влияние граждан на ситуации на местах [3].
Подводя итог, подчеркнем, что, одной из ключевых проблем является отсутствие знания населением сущностных основ местного самоуправления: у населения нет понимания того, как происходит разграничение полномочий, предметов введения между органами субъектов и местными органами, те есть где «заканчивается» государственная власть и «начинается» местное самоуправление. Эти вопросы необходимо проявить при разработке целостности концепции образования граждан, начиная со школы. В школьной программе, как и в образовательных стандартах высшей школы на сегодняшний день не уделяется достаточного внимания вопросам местного самоуправления, его сущности, специфики отличия государственной власти от местной. Незнание же влечет за собой непонимание.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления зависят от многих факторов, но приоритетным, на наш взгляд, является политико-правовая зрелость самих граждан. В связи с этим следует всесторонне осуществлять информационно-разъяснительную деятельность органов местного самоуправления по развитию форм реализации населением конституционного права, чтобы население чувствовало свою сопричастность к происходящему в стране, а также власть считалась с интересами граждан и привлекала их к решению важных вопросов жизнедеятельности государства, граждане активно участвовали в общественно-политической жизни государства и борьбе за свои права.
Литература:
- Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академически курс. – Алматы: Жет–Алматы: Жеті Жарғы, 2005. – 544 с.
- Бисенбаев А. К. Становление местного самоуправления и ментальность населения Казахстана // О местном самоуправлении: реалии, проблемы, перспективы. Информационно-аналитический бюллетень № 4, Астана, 2000.
- Жанузакова Л. Т. Конституционно-правовые проблемы организации и деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан. — Алматы: Сага, 2003. — 340 с.