Субъективное право | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Теория государства и права

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 11.03.2017

Статья просмотрена: 3819 раз

Библиографическое описание:

Симонова, Е. В. Субъективное право / Е. В. Симонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12062/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время наше государство переживает период становления подлинной демократии, формирования гражданского общества, а также признания приоритета субъективного права. Преимущественная и главная цель нашей страны, России, — это реализация интересов людей, реализация интересов конкретного индивида. Такая реализация возможна лишь посредством создания определенных взаимоотношений между государством, обществом и человеком, и эти взаимоотношения должны выражаться именно в субъективных правах. Права, которые даны человеку, быть может, в силу его естественного существования или в силу его принадлежности к определенному государству, обществу или группе помогают ему быть защищенным, независимым и свободным. Но свобода вовсе не означает возможность каждого поступать, как ему заблагорассудится. В государстве существуют определенные запреты, которые также направлены на защиту людей и обеспечение всеобщего благосостояния.

Понятие «право», как общее начало субъективного права

Перед тем как приступить к раскрытию понятия «субъективное право» и его общих начал — структуры и природы, хотелось бы разобраться, что понимается под понятием «право», какой смысл вкладывается в этот термин?

Многие люди слышат данное понятие от других людей в процессе общения, многие употребляют его в своей речи, но точного определения о нём не знают. Стало интересно, что же всё-таки люди знают о таком термине как «право». Был проведен опрос среди людей разного возраста, разного уровня образованности, разного социального положения о смысле понятия и их представлениях, по результатам которого было предложено много различных вариантов трактовки права, каждая из которых имеет свои обоснования. Хорошо это или плохо? Представляется, что это не есть плохо. Действительно, право — это многогранное понятие, и каждый понимает его по-своему. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом.

Как появилось право? Откуда оно взяло своё начало? Еще в далёкой древности у людей существовали некие правила поведения, которые обеспечивали их жизнедеятельность. Такие правила со временем их многократного повторения превратились в обычаи, которые люди исполняли добровольно, по привычке, быть может, из-за уважения к своим предкам, оставившим им такое наследие, или по какой иной причине. Со временем развития общества, выработанное правило поведения (обычай), становится общеобязательной нормой права, которая регулирует важные общественные отношения между людьми.

Таким образом, право — сложное общественное явление, которое появляется не на пустом месте, а возникает постепенно с развитием общества.

Понятие субъективного права

Слово «право» в русском языке полисемичное, многозначное, поэтому право в самом близком приближении понимается в двух смыслах: как право объективное и как право субъективное. Когда мы говорим о субъективном праве, первое, что приходит в голову — это противопоставление его праву объективному. Право в объективном смысле — совокупность норм, регулирующих соответствующую область общественных отношений. Можно сказать, что — это совокупность материальных источников права. Термин «объективное» в приложении к праву означает, что юридические нормы получают свою объективизацию в государственных актах и потому оказываются независимыми от усмотрения отдельного индивида, даже принадлежащего к господствующим классам. Иными словами, оно находится вне индивидов.

Что понимается под субъективным правом? Здесь, напротив, право не сводится к совокупности юридических норм, оно воплощено в правах участников общественных отношений. Носители прав — субъекты права, те лица, которые обладают определенными юридическими характеристиками: дееспособностью, правоспособностью.

Говоря о праве субъективном, необходимо сначала буквально, в нескольких словах, остановиться на двух скажем так предшествующих субъективному праву стадиях, категориях, категориях правоспособности и дееспособности. И то и другое есть юридические свойства субъектов права.

Правоспособность — это возможность быть субъектом права. Статья 17 Гражданского Кодекса Российской Федерации точно определяет, что такое правоспособность: «Способность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью» [1]. Иными словами, правоспособность признается за всеми в равной мере с момента рождения, то есть — это врожденное качество любого физического лица, любого человека. Содержание правоспособности сводится к абстрактной возможности иметь права и обязанности: лицу разрешено иметь права и нести обязанности. Можно сказать, что это некое дозволение публичной власти. Публичная власть всем нам разрешает иметь права. Такое общее дозволение существует не всегда. В чем же Гражданский Кодекс видит содержание правоспособности? Статья 18 Гражданского Кодекса Российской Федерации подчеркивает, какие же абстрактные возможности дает лицу факт его правоспособности: «Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права» [2]. Эта статья в содержание правоспособности включает такую категорию как возможность иметь личные неимущественные права. Представляется, что в данной фразе есть некое противоречие. Оно состоит в следующем: такая категория прав является содержанием и проявлением правоспособности или она относится к субъективным правам? Это проблема не имеет принципиального практического значения. Существует целый набор личных неимущественных прав, которые принадлежат любому физическому лицу с рождения, в силу самого факта его появления на этот свет — это право на жизнь, на жилье и др., независимо от каких-либо других обстоятельств. То есть за каждым признается право на жизнь, независимо от возраста или чего-то другого. Также нельзя сказать, что чье-то право на жизнь больше, а чье-то меньше. Данная категория прав является спорной, иногда ее выделяют в качестве категории субъективного права, а иногда как часть правоспособности. Вот именно потому, что эти права присущи всем и в равной мере, в теории существует определенные сомнения, а стоит ли их называть субъективными гражданскими правами, может быть это просто-напросто проявление правоспособности гражданина? Практического значения эти рассуждения не имеют, это, скорее всего, теоретические рассуждения, которые если и могут быть востребованы на практике, то только в случае очень сложных разбирательств. Но такая неопределенность существует. Итак, самое главное, что нужно понимать, правоспособность — это абстрактная возможность иметь права и нести обязанности.

Вторая категория — это дееспособность. Различие правоспособности от дееспособности заключается в следующем, если правоспособность — это возможность иметь права, то дееспособность — это возможность приобретать права. Это также абстрактная возможность. Каждый из нас, исходя из своего объема дееспособности, имеет право заключить договор на обучение в учебном заведении, каждый из нас имеет право приобрести акции, каждый из нас имеет право заниматься предпринимательской деятельностью (этот перечень не исчерпывающий). Такой набор качеств в принципе одинаков у всех субъектов, обладающих определенными характеристиками, то есть это не индивидуальный набор качеств, не индивидуальное качество субъектов. Гражданский Кодекс Российской Федерации в статье 21 дает определение дееспособности: «Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста» [3].

Таким образом, правоспособность и дееспособность закрепляют какой-то абстрактный интерес, но не конкретный. И в этом главное различие от субъективного права. Субъективное право — это некая конкретная возможность, принадлежащая субъекту права. Если на уровне правоспособности и дееспособности мы все равны, то на уровне субъективного права каждый имеет набор каких-либо свойственных ему прав.

Какого-либо легального определения субъективного права нет. И вывести его очень трудно. Поэтому каждый может вкладывать в него свое определение, которое ему заблагорассудится. Так, в одном источнике под субъективным правом понимается какая-то конкретная возможность, принадлежащая лицу, то есть лицо имеет право на что-то, в другом — это мера возможного поведения лица, возможного в рамках закона. Или так, субъективное право — это мера возможного поведения лица, мера разрешенного поведения, которая существует у конкретного лица, в отношении конкретного блага.

Полисемичность термина «субъективное право» свойственна всем европейским народам. И в немецком языке, и испанском, и итальянском и в латыни словосочетание «субъективное право» имеет несколько значений. Именно поэтому, когда мы говорим о субъективном праве, трудно понимать точность и определенность термина, исходя из его многозначности.

Структура субъективного права

Важной характеристикой субъективного права является его структура. Она состоит из трех конкретных возможностей (правомочий) субъекта права:

а) право на положительные действия;

б) право требования соблюдения юридической обязанности;

в) право на защиту, возникающее в связи с нарушением юридической обязанности.

А что же именно представляет собой каждая из возможностей?

Итак, право на положительные действия. Да, именно на положительные, те, которые предусмотрены законом или иными нормами, например, морали. Субъект имеет право на самостоятельное, собственное поведение. Он может действовать (бездействовать) так, как ему заблагорассудится.

Следующая возможность — право требования. Зачастую в нашей жизни мы сталкиваемся с правоотношениями. Правоотношения — отношения между людьми, во время которых возникают взаимные права и обязанности. Так вот, если, юридические обязанности не исполнены должником, то управомоченный (обладатель субъективного права) может требовать от него исполнения. Как он это будет делать, решит сам. Либо обратится в компетентный орган (отсюда появляется следующее притязание), либо воспользуется другим способом.

Последняя возможность — право на защиту. Это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью защиты и восстановления нарушенного права.

Эти элементы образуют субъективное право исключительно во взаимосвязи друг с другом. Без второго и в потенции третьего элемента возможность собственных действий теряет свой юридический характер. Также право требования оказывается бессмысленным, если оно не связано с возможностью пользования какими-то благами.

Природа субъективного права

Субъективное право имеет глубокие социальные корни. Это проявляется в развитии человечества: от полной несвободы люди пришли к свободе некоторых, а затем и вовсе свободе всех. Такие изменения субъективного права предопределялись прогрессивной сменой стадий общественной эволюции.

Начну пояснение с рабовладельческого строя. В этот период, с точки зрения философа Варрона, раб представлял собой лишь «говорящее оружие», вьючный скот, одушевленную собственность. Прав они не имели, а только лишь использовались как рабочая сила в сельскохозяйственном производстве, в качестве слуг, либо для удовлетворения иных потребностей хозяина. Их активно-деятельные возможности были ничтожны: раб не имел своей собственности, не мог вступать в законный брак без разрешения господина. В общем, их жизнь определялась произволом рабовладельцев. Другая категория населения — земледельцы, ремесленники, торговцы, пользовались некоторым кругом прав, но это круг был ничтожен по сравнению с правами рабовладельцев. Однако деспотические режимы оказывались хорошей почвой для сосредоточения власти в руках немногих и крайне незначительного развития правовых отношений.

Дальнейшее развитие не могло основываться на рабстве. На смену рабовладельческому строю пришел строй феодальный: сначала появился колонат, а затем и крепостная зависимость. В этот период собственность находилась в руках помещиков. Таким образом, они и обладали большим количеством прав, наибольшими возможностями и свободой действий. Однако этот способ производства уже предполагал некоторую личную заинтересованность производителя в результатах своего труда и большую степень его самодеятельности, что и было, так или иначе, защищено сословным правом. «Права людей третьего сословия, а также закрепощенного крестьянства были весьма ограниченными; тем не менее, это было шагом вперед по сравнению с рабством» [4, с. 58]. Ведь здесь уже данная категория населения могла участвовать в товарных отношениях, пользоваться имущественными правами. Но и этот строй впоследствии меняется другим из-за движения и развития общества вперед.

Следующий — это капиталистический способ производства. Он предполагает приоритет частной собственности, юридического равенства, свободной рабочей силы, требует достаточно образованных людей. Таким образом, здесь в отличие от феодального строя требуется иной работник, который не будет подвержен принуждению и насильственной работе со стороны феодала. Громадный рост производственных сил в дальнейшем не укладывается в капиталистической формации, требуются другие отношения. Наступает эра социализма.

«Социализм означает разрыв с капиталистическими производственными отношениями, разрыв права с частной собственностью, путь к полному единению производственной силы общества с собственностью на средства производства» [5, с. 169–170]. В таких условиях работник освобожден от эксплуатации капитала, оказывается заинтересован в результатах труда. Права становится неким регулятором меры труда и потребления, а творческая активность и объективно необходимая самодеятельность трудящихся закрепляются юридически в широчайшем круге прав личности, которые являются основой социалистической демократии и законности. Именно при социализме раскрывается в полную меру конституирующее значение субъективных прав по отношению к юридическим обязанностям, которое в прежней истории классового общества постоянно извращалось, как только касалось неимущих слоев общества. Высшая фаза коммунизма принесет людям новые возможности и права, устранит последние остатки неравенства и несправедливости.

Таким образом, становление субъективного права происходило с давних времен. С каждой новой формацией у людей появлялось больше прав, некоторые возникали специально, создавались публичной властью для поддержания правопорядка или по другой причине, они были необходимы для дальнейшего развития общества, а некоторые права возникали стихийно, спонтанно в процессе жизнедеятельности людей, а затем со временем официально закреплялись в разных источниках. Такими были и остаются: Великая хартия вольностей (1215 год); Билль о правах (1689 г.); Билль о правах (1789–1791 гг.); Декларация прав человека и гражданина (1789 г.); Всеобщая Декларация прав человека и гражданина (1948 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950); Декларация прав ребенка (1953) международный Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и многие другие.

Литература:

  1. Статья 17. Правоспособность гражданина // КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212416&fld=134&dst=100099,0&rnd=0.8320909295848147#0 (дата обращения: 4.03.2017).
  2. Статья 18. Содержание правоспособности граждан // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212416&fld=134&dst=100102,0&rnd=0.24861203083560035#0 (дата обращения: 4.03.2017).
  3. Статья 21. Дееспособность гражданина // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212416&fld=134&dst=100117,0&rnd=0.3960285955844811#0 (дата обращения: 4.03.2017).
  4. Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. — М.: Издательство Московского Университета, 1968. — 378 с.
  5. Явич Л. С. Общая теория права. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1976. — 285 с.
Основные термины (генерируются автоматически): возможность, гражданский Кодекс, абстрактная возможность, дееспособность, лицо, обязанность, отношение, правоспособность, публичная власть, равная мера, Российская Федерация, содержание правоспособности.