Усыновление — приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Автор: Митякина Евгения Васильевна
Рубрика: 13. Семейное право
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 20.03.2017
Статья просмотрена: 2507 раз
Библиографическое описание:
Митякина, Е. В. Усыновление — приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей / Е. В. Митякина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12089/ (дата обращения: 18.12.2024).
В последнее время всё чаще в средствах массовой информации и со стороны государства поднимаются вопросы о детях, оставшихся без попечения, об их воспитании, о защите прав детей, о проблемах устройства детей сирот.
За приоритет семейного воспитания ребенка в наше время выступает не только государство, но и психология с педагогикой. Право ребенка жить и воспитываться в семье закреплено, прежде всего, в Конвенции ООН «О правах ребенка» «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [1]
Семейный кодекс РФ придерживается аналогичного правила п. 2 ст. 54 гласит «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье» [2]
Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.
В данной работе будет рассмотрена основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — усыновление.
На конец 2015 года по данным федерального статистического наблюдения численность детей, оставшихся без опеки составила 481 921 человек. Если сравнивать с 2014 годом, то численность уменьшилась на 2,3 % (в 2014 году — 493071 человек). Из них 83 % детей находится на воспитании в семье.
Актуальность темы усыновление (удочерение) бесспорна так как, несмотря на снижение общего числа детей — сирот в России ещё остаётся очень много детей, оставшихся без опеки. В силу различных обстоятельств бывают разные причины оставления детей, будь то смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы, тяжелая болезнь или длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от своих родительских обязанностей, отказ родителей взять своих детей из родильных или иных учреждений. [3]
Гарантии государства в отношении семьи закреплены Конституцией РФ. В части 1 статьи 38 говорится: «Материнство и детство, семья находится под защитой государства», поэтому государство берет ответственность на себя за таких детей, определяя их в воспитательные учреждения, на полное государственное обеспечение.
Государственная политика в отношении детей была заложена еще в 1990-х гг., когда 24 июля 1998 г. президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Утверждались такие программы по улучшению детей в РФ до 2000г. Национальный план действий в интересах детей, указом президента РФ 14 сентября 1995г. План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001–2002 гг. (распоряжение правительства РФ от 21 августа 2001г.) По настоящее время разрабатываются стратегии направленные на сокращение числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет их устройства в семьи. 1 июня 2012г. указом Президента РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Документом поставлена цель увеличить к концу 2017г. долю детей — сирот, воспитывающихся в семьях до 90 %. Зачастую государство совместно с фондами реализует комплекс мер для снижения социальной пропасти между детьми в семьях и сиротами.
Основным законом при усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей является Семейный кодекс, но часть норм установлена ещё и дополнительными гарантиями в федеральном законодательстве:
− Широкомасштабные меры психолого — педагогической поддержки, включаю образовательную, медицинскую и социальную сферу.
− Допустимость участия некоммерческих организаций, таких как банк данных сирот «Дети ждут»; проект поддержки приемных семей «Ванечка», к пользованию данными федеральных систем.
− Существование различных порядков устройства сирот в семьи, включая усыновление, опеку и приёмные семьи.
− Большое количество государственных институтов поддержки, помощи и содержания детей.
В процессе исследования данной темы проанализирована динамика количества детей, оставшихся без попечения родителей, а также анализ усыновления (удочерения) детей гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, а так же рассмотрено семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей за 2015год.
Усыновление следует понимать как способ защиты, применяемый судом в целях реализации прав ребенка; меру, заключающую в передаче ребенка на воспитание и содержание в семью, в результате которого усыновленный ребенок становиться дочерью/сыном со всеми вытекающими от сюда правами и обязанностями. [4]
Семейным кодексом РФ установлена судебная процедура усыновления. Дела об усыновлении (удочерении) рассматриваются в порядке особого производства. Процедура усыновления регулируется главой 19 Семейного кодекса РФ, главой 29 Гражданского процессуального кодекса РФ и других нормативных актов.
Согласно семейному законодательству РФ усыновителями могут быть как граждане России, так и иностранные граждане или лица без гражданства. Последним право на усыновление предоставляется только в случае, если нет возможности передать этих детей на воспитании в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории России, либо родственникам независимо от гражданства и места их жительства. С 2013 года в нашей стране действует запрет на усыновление детей гражданами Соединенных штат Америки. [5]
- Граждане, которые имеют намерение взять ребенка на воспитание в семью обязаны в соответствии со ст. 271 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставить ряд документов, а именно: [6]
1) копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;
2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
3) при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;
8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Что касается граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, к выше указанным документам данной категории граждан необходимо приложить заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.
На основании данных, предоставленных Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей за период с 2006 года по 2015год наблюдается, тенденция спада численности детей, оставшихся без попечения родителей. За 2015 год количество детей сократилось на 5,6 % по сравнению с 2014 годом. [7]
На конец 2015 года 409 897 детей воспитываются в семьях, 60162 ребенка находится под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 15439 детей учатся на полном государственном обеспечении.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проведенного в январе 2015 года только 14 % опрошенных россиян рассматриваю возможность усыновить или удочерить ребенка. Основным фактором, влияющим на решение об усыновлении, является материальное положение, связанное с низким уровнем дохода граждан, отсутствием нормальной жилплощади, а также проблемы связанные с оформлением бумаг на усыновление в государственных и муниципальных органах [8].
Анализируя 2015 год можно сделать вывод, что приоритетная форма устройства детей — усыновление не стоит на первом месте. В процентном соотношении на усыновление за 2015 год было передано 11,2 % детей, из них 1,3 % усыновлены иностранными гражданами, остальные 9,9 % — это усыновление российскими гражданами. 50,7 % детей было передано на безвозмездную форму опеки (попечительства). Однако усыновление по-прежнему законодательно признается приоритетной формой устройства детей оставшихся без попечения родителей.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 года, вступил в силу для СССР 15.09.90 года) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
- Семейный кодекс РФ от 28.12.1995 года № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ 01.01.1996 № 1. Ст. 16.
- Алексия Л. В., Петрова И. В., Кузбагарова А. Н. Семейное право. — 4-е изд. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2015. — 335 с.
- Беспалова Ю. Ф., Егорова Ю. А., Ильино О. Ю. Семейное право. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2015. — 415 с.
- Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012г. № 272-ФЗ // Российская газета. — 2012. – 29 дек. (№ 302).
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // «Российская газета» от 20 ноября 2002 г. № 220.
- Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. URL: http://www.usynovite.ru/structure/ (дата обращения: 16.03.2017).
- Усыновление в России: мониторинг // ДЕМОСКОП Weekly. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0649/opros02.php (дата обращения: 16.03.2017).