Приобретение земельных участков иностранными гражданами и лицами без гражданства
Автор: Минина Елена Викторовна
Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 04.04.2017
Статья просмотрена: 4435 раз
Библиографическое описание:
Минина, Е. В. Приобретение земельных участков иностранными гражданами и лицами без гражданства / Е. В. Минина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12149/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время вопрос о приобретении земель иностранными гражданами и лицами без гражданства довольно актуален, так как многие иностранцы хотели бы приобрести земельные участки в Российской Федерации. Но одни источники считают, что эта процедура не совсем благоприятно скажется на территориальном устройстве, а также на функционировании земель и будет ограничивать права граждан Российской Федерации. А другие источники говорят о том, что приобретение земель, например, для сельскохозяйственных нужд может довольно-таки неплохо сказаться на развитии инфраструктуры и сферы услуг в стране, а также снижению монополизации на рынке.
В течение долгого времени земельная правосубъектность иностранцев была не определена. Например, Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» [6], подтверждал право собственности на землю иностранных инвесторов. В то время как Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве предоставлял право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей только гражданину РСФСР.
Сегодня для определения права иностранных граждан и лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков в Российской Федерации используется Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ), а также другие федеральные законы и указы Президента РФ. С изменениями в ЗК РФ существенно сократились основания к приобретению земельного участка иностранными гражданами. Так согласно п. 5 ст. 28 ЗК РФ ранее было разрешено предоставлять иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки в собственность только за плату, размер которой устанавливался ЗК РФ. Также согласно п. 9 ст. 36 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имели право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с п. 5 ст. 28 ЗК РФ. Законодатель оставил лишь несколько оснований для приобретения земельных участков иностранцами, наряду с этим обозначив также и ограничения по приобретению земли.
Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации [1] иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности на равных с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, указанных в федеральных законах. Таким образом, в некоторых областях для указанных лиц существует ограничение национального режима, и непосредственно ограничение прав на землю в России, а именно:
Ограничение, закрепленное в ст. 15 ЗК РФ, устанавливает, что «Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами» [2]. Сюда относятся пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территорий морей Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу. А также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон и особо охраняемых природных территорий, прилегающих к границе, пограничной зоне или пунктам пропуска. Данное ограничение имеет важное значение, так как приобретение данных земель может негативно отразиться на суверенитете Российской Федерации.
Следующее ограничение содержится в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [4]. В нем говорится о том, что земли сельскохозяйственного назначения не могут даваться вышеперечисленным лицам на праве собственности. Владение и пользование данной категорией земель разрешается только на праве аренды для лиц, чья доля в уставном (складочном) капитале составляет более чем 50 процентов.
Также ограничение по приобретению земельных участков содержат Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» [3] и Закон Российской Федерации «О недрах» [5], которые закрепляют порядок пользования участками континентального шельфа и недрами. Законодательством Российской Федерации запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут предоставляться иностранным гражданам только на праве аренды при условии, что данные лица обладают правом заниматься соответствующим видом деятельности.
Разобрав указанные выше ограничения, можно выделить обстоятельство, при котором иностранные граждане и лица без гражданства обладают правом приобрести земельный участок. Это приобретение земли по праву наследование. Но существует ряд земель, наследование которых невозможно. К ним относятся земли, расположенные в приграничной территории, а также земли сельскохозяйственного назначения. Взамен данных территорий они могут рассчитывать на получение денежной компенсации. Размер данной компенсации устанавливает независимая оценка конкретного земельного участка с целью выявления его фактической рыночной стоимости. Затем судебные органы рассчитывают размер компенсации, который будет выплачен иностранцу, и выносят решение о переводе средств через специальные счета органов юстиции. Однако, на компенсацию за невозможность наследовать земли иностранец может рассчитывать только в том случае, если в течение года после открытия наследства был подписан отказ от того имущества, на которое не может претендовать данное лицо.
Рассмотрев все ограничения, относящиеся к приобретению земель, можно сделать вывод о том, что земля, являясь основой жизнедеятельности народов, которые проживают на соответствующей территории, а именно народы Российской Федерации, не должна предоставляться иностранным гражданам на праве собственности. Авторы многих книг и статьей разделяют эту точку зрения, так как это ограничивает территориальную основу жизнедеятельности народов Российской Федерации, тем самым создает возможность завладения землей иностранным государством с помощью сделок или предъявления территориальных требований к Российской Федерации, что способно привести к нарушению суверенитета Российской Федерации. Так же приобретение земельных участков в южных районах страны, с возможностью расположения в них курортных зон и благоприятным климатом для выращивания сельскохозяйственной продукции, может привести к высокой конкуренции с отечественным производителем и повышению цен. Данные ограничения, введенные законодателем, должны дать возможность гражданам РФ правильно использовать ресурсы страны и выводить ее на новый уровень, как в сельском хозяйстве, так и во всех областях жизнедеятельности.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.93) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ, 2014. № 31, ст. 4398.
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание Законодательства РФ. 2001, № 44, ст. 4147; 2016. № 51, ст. 7268.
- Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ, 2002. № 30, ст. 3018; 2015. № 18, ст. 2630.
- Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание Законодательства РФ, 2002. № 30, ст.3018; 2016, № 27 (часть II), ст. 4294.
- Закон РФ от 21.02.1992 № 2395–1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах» // Собрание Законодательства РФ, 1995. № 10, ст.823; 2016. № 27 (часть I), ст. 4212.
- Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 (ред. от 25.01.1999) «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 1993, № 44, ст. 4191; «Собрание законодательства РФ», 1999. № 5, ст. 651.