Проблема предоставления земельных участков военнослужащим | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 4921 раз

Библиографическое описание:

Ширяева, Я. Р. Проблема предоставления земельных участков военнослужащим / Я. Р. Ширяева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12153/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема предоставления земельных участков военнослужащим является актуальной в настоящее время, т. к. действующее земельное законодательство в РФ, неполно регулирует отношения в сфере землепользования военнослужащих. Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ) принятый 28 сентября 2001 г. включает только лишь общие положения, относящиеся к землепользованию военнослужащих [1]. Помимо ЗК РФ предоставление земельного участка военнослужащим затронуто и Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

С 1 марта 2015 г. вступили в силу положения ФЗ от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. Данным законом внесены изменения в ЗК РФ, ГК РФ.

В п.12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» [2] закреплена возможность реализации военнослужащими права на получение земельных участков для строительства жилых домов. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

В судебных делах, связанных с приобретением земельных участков военнослужащими при вынесении судебного решения, как правило, суды РФ обращаясь к норме, закрепленной в п. 12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не установлен льготный порядок предоставления земельных участков военнослужащим. Например, в решении Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 октября 2011 г. по делу N 2–2618/11 [3]. Льготный порядок предоставления земельных участков данной нормой отмечают что не установлен для индивидуального жилищного строительства, т. е. данная норма не содержит перечень предоставления земельных участков без проведения торгов, либо за меньшую плату, или бесплатного предоставления военнослужащим. Военнослужащий Кузнецов С. В. обратился в Волгоградский областной суд от 28 декабря 2011 г. N 33–12–175/2011 с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, администрацией Кировского муниципального района города Волгоград. Администрация муниципального района приняла решение об отказе в принятии его на учет нуждающихся в получении земельного участка бесплатно. Суд при вынесении решения ссылался на п. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в котором не предусматривается обязанность по предоставлению земельных участков военнослужащими в собственность бесплатно органами местного самоуправления. Исковые требования Кузнецова С. В.- не были удовлетворены.

Следовательно, суды РФ считают, что приобретение земельных участков военнослужащими связано с заключением договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства военнослужащим осуществляется в общем порядке на торгах в форме аукционов. Но в результате торгов реализовать принцип первоочередности предоставления земельных участков военнослужащим невозможно.

Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают основания приобретения земельных участков без торгов бесплатно.

ЗК РФ предусматривается, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам могут предоставляться: 1) за соответствующую плату; 2) бесплатно.

В ст. 1 ЗК РФ установлен один из основных принципов земельного законодательства — это платность использования земли. То есть любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Предоставление земельных участков без торгов закреплено в ЗК РФ в п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.10, где предусмотрено, право гражданам на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и др. Таким образом, военнослужащие, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.

Военнослужащие, заинтересованные в получении земельного участка, могут обращаться в администрацию муниципальных районов и городских округов, а также в многофункциональные центры.

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с Федеральными законами, законами субъектов РФ без проведения торгов. Следовательно, военнослужащие имеют право претендовать на получение земельного участка в аренду в порядке, указанном выше, без торгов.

Особенностью заключения договора аренды в данном случае является то, что согласно п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы определяется не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Срок, на который заключается договор аренды земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства или в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливается до 20 лет (подп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

В ст. 39.5 ЗК РФ перечисляются случаи бесплатного предоставления земельных участков гражданам из государственной или муниципальной собственности на основании решения уполномоченного органа. Предоставление земельных участков военнослужащим относится следующий пункт: "- отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

В соотв. с п.2 ст. 39.19 ЗК в некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, предусматривающие предоставление земельных участков в собственность военнослужащим бесплатно, а именно: в соответствии с п.5 ст.1 областного Закона «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» — военнослужащим, уволенным в запас, и военнослужащим, имеющим выслугу 20 и более лет, не имеющим в собственности земельных участков, предоставленных им для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), либо проживающим в индивидуальных жилых домах, но не являющимся собственниками данных жилых домов, — при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет [4];

Законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» согл. п.4 ст.3 предусмотрено предоставление земельных участков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту 10 лет и более, а также гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более [7]; В областном Законе «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» в п.2 ст.4 земельные участки предоставляются бесплатно военнослужащим, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более [5]; В законе Томской области «О земельных отношениях в Томской области» в подп.7 п.1 ст.7 гражданам, проживающим в сельской местности на территории Томской области, прошедшим военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, вставшим на учет для получения земельного участка в течение одного года со дня увольнения с военной службы [6]. Перечень случаев бесплатного и льготного предоставления земельных участков военнослужащим является исчерпывающим. Остальные земельные участки могут быть приобретены в собственность и аренду на торгах, по цене аукциона согл. п.1 ст. 39.4 ЗК РФ.

Итак, предоставление земельных участков военнослужащим в собственность бесплатно, остается по-прежнему в ведении органов власти субъектов РФ, которые чаще всего не стремятся предоставлять вышеуказанной категории граждан земельные участки в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах или вблизи от них безвозмездно по льготным основаниям. Поэтому законодательство РФ, обязано обратиться к данной проблеме, и разрешить ее.

Литература:

  1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 2001. N 44, ст. 4147.
  2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.11.2016)» // Собрание законодательства РФ, 1998. N 22, ст. 2331; 2016. N 48, ст. 6734.
  3. Комментарий судебной практики. Выпуск 21 — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 184, К. Б. Ярошенко, М.К стр.95.
  4. Областной закон Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз (ред. от 27.07.2016) «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области»// «Вестник Правительства Ленинградской области», 2008. N 63.
  5. Областной закон Нижегородской области от 29 июня 2015 года № 88-З (с изменениями на 5 апреля) «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории Нижегородской области»// «Нижегородские Новости» 2011. № 222(4834) («Правовая среда» № 135(1400).
  6. Закон Томской области «О земельных отношениях в Томской области» (с изменениями на 6 сентября 2016 года)" // «Электронная Администрация Томской области» (www.tomsk.gov.ru) 2015.
  7. Закон Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в ред. Закона Алтайского края от 05.04.2016 N 25-ЗС) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2015.
  8. См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 N 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2014. N 26, ст. 3377.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, земельный участок, участок, Российская Федерация, военная служба, военнослужащий, индивидуальное жилищное строительство, муниципальная собственность, Земельный кодекс, проведение торгов.