Правовая основа деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму
Автор: Савчук Клавдия Дмитриевна
Рубрика: 16. Правоохранительные органы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2017)
Дата публикации: 05.07.2017
Статья просмотрена: 2603 раза
Библиографическое описание:
Савчук, К. Д. Правовая основа деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму / К. Д. Савчук. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12739/ (дата обращения: 18.12.2024).
Терроризм является глобальной и всеобъемлющей проблемой современного человечества. Правительства всех стран мира ежегодно тратят огромные суммы для обеспечения мер по противодействию терроризму во всех его проявлениях.
Прежде чем остановиться на правовых основах деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму, хотелось бы подробнее остановиться на том, что же такое терроризм в целом.
Законодательство дает нам весьма четкое определение данного понятия.
Терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [3].
Также закон дает нам определение того, что же из себя представляет противодействие терроризму.
Противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [3].
Если внимательно присмотреться к современной обстановке, то можно заметить, что террористические группы все чаще и чаще выражают готовность совершать насильственные акты по отношению именно к мирным гражданам, как к самому незащищенному слою населения. Постоянно происходит скрытая вербовка потенциальных сторонников, через различные информационные каналы, ключевым из которых, является интернет. Наиболее предпочтительный способ связи, обеспечивающий анонимность, которая вероятнее всего необходима для того, чтобы скрыть следы вербовочной деятельности и тех, кто реально стоит за организацией терактов — это использование мессенджеров с шифрованием данных.
К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой.
Террористическая деятельность имеет широкий размах, группировки имеют между собой непосредственный контакт. На сегодняшний день, террористы обладают техническим оснащением на высочайшем уровне. Исходя из этого, субъектам. ведущим борьбу с терроризмом, необходимо использовать все доступные технические, но в первую очередь правовые средства.
Правовую основу деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму составляют два ключевых блока нормативных актов:
Первый из них, акт, направленный непосредственно на противодействие терроризму. Среди них: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ и другие законы, а также Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Второй блок составляют акты непосредственно о правовом положении органов и служб, занимающихся противодействием. А именно: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ и другие законы.
В сфере противодействия терроризму существуем множество международно-правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов и спецслужб. Считаем необходимым обозначить ряд наиболее важных из них.
- Всеобщая декларация прав человека (принята на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (принят на конференции в Женеве 19.12.1966 г.); Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27.05.1997 г.) — это международные правовые акты, которые содержат нормы международного права, определяющие правовые основания ограничения прав и свобод граждан и рамки применения насильственных действий по отношению к ним. Отличительной особенностью подобных актов является безусловность и императивный характер положений, регулирующих защиту прав и свобод человека и гражданина, обязательность их выполнения органами государственной власти Российской Федерации в различных условиях обстановки. Мировое сообщество не только допускает ограничение прав и свобод граждан при определенных обстоятельствах, но и в ряде правовых актов прямо указывает, хотя и строго регулирует допустимость таких случаев, на возможность применения мер принуждения и насилия в отношении лиц, нарушающих общественный порядок и безопасность.
- Международно-правовая основа противодействия терроризму состоит из 12 универсальных конвенций ООН по вопросам борьбы с терроризмом, отдельных региональных соглашений в рамках Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества и Содружества Независимых Государств, а также двусторонних соглашений Российской Федерации с рядом иностранных государств по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, о недопущении отмывания денежных средств и финансирования терроризма [4]. Особое место отведено международно-правовым документам, в которых закреплены вопросы предупреждения и пресечения террористических актов, прописано право государств применять меры пресечения данных преступлений [1].
Одним из основных аспектов противодействия терроризму является его предупреждение. Данный фактор можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, одной из важнейших задач государства выступает повышение эффективности в борьбе с терроризмом. А во-вторых, предупреждение терроризма представляет собой комплекс мер, различного характера: от политического до социального и юридического, направленных на: противодействие возникновению террористических группировок, предотвращение совершения террористических актов, на минимизацию последствий данных преступлений. Основной целью, всех этих мероприятий, является всестороннее обеспечение безопасности общества, населения и интересов государства. Поэтому противодействие терроризму является важнейшим направленим деятельности всей системы правоохранительных органов и спецслужб. В результате слаженной и профессиональной работы субъектов по противодействию терроризму, в последнее время, удалось предотвратить ряд запланированных на территории Российской Федерации террористических актов.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
- приоритет мер предупреждения терроризма;
- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
- недопустимость политических уступок террористам;
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности [3].
Анализ нормативной базы показывает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения
В ходе совершенствования методов государственного управления в сфере противодействия терроризму в Российской Федерации был образован Национальный антитеррористический комитет. Чтобы скоординировать деятельность территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления по профилактике терроризма были созданы дополнительные антитеррористические комиссии, а также федеральный оперативный штаб и оперативные штабы в субъектах РФ.
В течение последних лет, особое место в государственной системе борьбы с терроризмом принадлежало внутренним войскам МВД России, в настоящее время войскам национальной гвардии России. Указом президента № 157 «Вопросы национальной гвардии Российской Федерации» от 05.04.2016 года были возложены задачи по участию в борьбе с экстремизмом, а также с терроризмом [2]. Для создания эффективных механизмов предупреждения межнациональных конфликтов необходимо продолжать диалог правоохранительных органов с представителями национальных диаспор, молодежных и общественных организаций, принимать меры по усилению оперативных позиций в этой среде. На постоянной основе, силами правоохранительных органов, проводится мониторинг состояния защищенности объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, которые включены в перечни, утвержденные антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации.
В заключении хотелось бы отметить, что для эффективного противодействия терроризму необходимо наладить системный подход по организации предупредительных мер. Также необходимо помнить, что борьба с таким серьезным врагом требует комплексного подхода, включающего в себя не только правового характера, но и меры политического, экономического и социального воздействия.
Литература:
- Международная конвенция Генеральной Ассамблеи ООН о борьбе с захватом заложников 1979 г. // URL:www.un.org
- Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 5.04.2016 г. № 157 // Российская газета. — 2016. — 7 апреля.
- Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ(ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
- Горбунов Ю. Закон против террора. Формируется национальная правовая система противодействия терроризму // Российская газета. — 2006 г.- 9 августа.
- Снигирев А. Л. Правовое воспитание как фактор формирования правовой культуры выпускников вузов внутренних войск МВД России // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы Всероссийской научно-практич. конф. с международным участием / под общей редакцией Р. А. Ромашова. — Самара, 2015. — С. 265–270.)