Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг
Автор: Чудиновских Марина Вячеславовна
Рубрика: 7. Финансовое право
Опубликовано в
Дата публикации: 03.10.2017
Статья просмотрена: 795 раз
Библиографическое описание:
Чудиновских, М. В. Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг / М. В. Чудиновских. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/281/13003/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей, финансовые услуги
За последнее десятилетие российский финансовый рынок развивается активными темпами. Задолженность физических лиц по кредитам на 1 января 2017 г. составила более 10,8 трлн. руб., вклады физических лиц — более 24, 2 трлн. руб. [1]., что говорит о широкой вовлеченности населения в сферу финансовых услуг. Многие граждане сталкиваются с обязательным страхованием, привлекают микрозаймы, участвуют в операциях на рынке Форекс.
В судах растет количество споров физических лиц с финансовыми организациями. Наиболее типичными являются случаи навязывания услуг, установления комиссий, необоснованно высоких процентов. В настоящее время в целях защиты прав потребителей финансовых услуг свою деятельность помимо судов осуществляет Центральный банк, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В качестве дополнительной меры, которая позволит значительно улучшить систему защиты прав потребителей финансовых услуг, выделено законодательное закрепление института финансового омбудсмена [2].
В мировой практике накоплен достаточно большой положительный опыт деятельности финансовых омбудсменов. Одной из первых стран, в которой был создан институт финансового омбудсмена, является Великобритания. Первоначально деятельность уполномоченного была сконцентрирована на разрешении споров между страховыми организациями и их клиентами. Возможность рассмотрения спора основывалась на добровольном членстве страховых организаций. В 2000 г. была создана Служба финансового омбудсмена, которая представляет собой государственный орган, формируемый парламентом. Его полномочия стали существенно шире и включают в себя разрешение споров по основным видам финансовых услуг: в банковской, страховой сфере, пенсионном обеспечении.
Как отмечают Н. Н. Бочарова и Ю. А. Колесников, «процедура рассмотрения спора омбудсменом дает клиентам возможность получения не только обязательного для исполнения, но и более быстрого решения (при сравнении с судебными разбирательствами)» [3]. Исполнение решений омбудсмена позволяет финансовой организации сохранить репутацию. Помимо функции по досудебному урегулированию споров финансовый омбудсмен выполняет и консультативную деятельность, способствует повышению финансовой грамотности [4].
В странах постсоветского пространства деятельность финансового омбудсмена пока не получила полного развития, научного обоснования и законодательного закрепления. На государственном уровне деятельность омбудсмена определена только в Республике Казахстан законом «О банках и банковской деятельности» [5]. Сфера деятельности финансового омбудсмена достаточно узкая — он рассматривает только споры, возникающие из договора ипотечного займа.
В Российской Федерации прообраз институт финансового омбудсмена был создан в конце 2010 г. Ассоциацией российских банков. С момента создания в октябре 2010 г. по конец 1016 г. финансовым омбудсменом Ассоциации Российский банков было рассмотрено 31,4 тыс. обращений. В результате деятельности финансового омбудсмена урегулировано 9,7 тыс. споров, то есть около 30 % [6]. Основная масса обращений связана со спорами с кредитными организациями (всего фигурирует 249 кредитных организации). В связи с развитием сектора микрофинансовых организаций в последние годы растет количество споров, связанных с предоставлением микрозаймов. Кроме того, все больший общественный резонанс и связанные с ними споры вызывает деятельность коллекторов.
Среди недостатков сложившейся системы деятельности финансового омбудсмена при Ассоциации Российских банков можно отметить следующее. Во-первых, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует законодательная база, регулирующая статус, права, обязанности и полномочия финансового омбудсмена. Деятельность финансового омбудсмена основывается на актах, утвержденных Советом ассоциации российских банков. Проект закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» прошел первое чтение в Государственной Думе в 2014 г. В конце 2016 г. ответственным за доработку законопроекта назначен комитет Государственной думы по финансовому рынку. Однако окончательная судьба закона пока не ясна.
Во-вторых, финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков рассматривает споры только в том случае, если финансовая организация (банк, страховая компания, микрофинансовая организация) подписала Декларацию о передаче споров финансовому омбудсмену. Следовательно, если такого соглашения нет, то и спор рассматриваться не будет. Рядовому гражданину достаточно сложно понять, подавала ли финансовая организация подобную декларацию. Такой подход существенно сужает возможности по защите прав потребителей финансовых услуг за счет помощи финансового омбудсмена, так как многие участники рынка не подписывают Декларацию.
В-третьих, недостаточно высокая эффективность работы финансового омбудсмена связана с тем, что региональные представительства имеются только в Башкирии, Тамбовской, Тюменской, Липецкой области, Пермском и Краснодарском крае. Жители других регионов лишены удобного и бесплатного способа защиты своих прав.
Наконец, еще одна принципиальная проблема связана с низкой осведомленностью потребителей о финансовом омбудсмене и его деятельности. Основной причиной этой проблемы является низкая финансовая грамотность граждан. Значительной части населения незнакомо даже само слово «омбудсмен», не понятен порядок обращения и возможные результаты рассмотрения спора. Для решения данной проблемы необходимо включать вопросы, посвященные деятельности омбудсмена, в программы учебных курсов в Вузах и школах [7].
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. В условиях резкого роста вовлеченности населения в договорные отношения с финансовыми организациями, низкой финансовой грамотности возрастает потребность в создании и законодательном закреплении института финансового омбудсмена в Российской Федерации. При разработке новой законодательной модели необходимо учесть нормы законов «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» [8], «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" [9]. В целях обеспечения равенства прав потребителей финансовых услуг, необходимо создание региональных представительств уполномоченного в каждом субъекте Российской Федерации.
Придание финансовому омбудсмену необходимого законодательного статуса позволит решить целый ряд накопившихся проблем в сфере защите прав потребителей финансовых услуг:
‒ снизит остроту споров между участниками финансового рынка;
‒ позволит сократить судебные и временные издержки на рассмотрение споров;
‒ улучшит общий инвестиционный климат на финансовом рынке Российской Федерации.
Обобщение опыта деятельности финансового омбудсмена в дальнейшем может стать основой и для законотворческой деятельности, направленной на защиту право потребителей финансовых услуг.
Литература:
- О динамике развития банковского сектора Российской Федерации в феврале 2017 года//cbr.ru
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года//consultant.ru
- Колесников Ю. А., Бочарова Н. Н. Особенности правового положения финансового омбудсмена в России и зарубежных странах: теоретико-методологический аспект // Историческая и социальная образовательная мысль. 2015. № 6–2 С.211
- Белоусов А. Л. Проблемы становления института финансового омбудсмена в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2015. № 19 (643) С.14
- Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995. № 15–16. Cт. 106.
- Информационный бюллетень Финансового омбудсмена № 75 (Март 2017 г.)// https://arb.ru/upload/files/ombudsmen/InfoBull-75.pdf
- Чудиновских М. В. Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности студентов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. С. 83.
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»//Собрание законодательства РФ. 2015. N 29 (часть I). Cт. 4349.
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» //Собрание законодательства РФ..2010. N 31. Cт. 4162.
Ключевые слова
защита, финансовые услуги, финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, права потребителейПохожие статьи
Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного
В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследо...
Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг
Статья посвящена вопросам регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг. Авторами дается определение понятия «финансовой услуги». Рассматривается система защите основных органов потребителей по защите услуг прав потребителей финансовых услу...
Защита прав потребителей финансовых услуг
Статья посвящена вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Рассматриваются органы, осуществляющие защиту прав потребителей, новая форма защиты на современном этапе. Уделяется внимание законопроекту о создание системы альтернативных онлайн-м...
Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг: некоторые проблемы в правоприменительной практике
В статье освещаются основные особенности деятельности института финансового уполномоченного. Рассматриваются спорные правовые подходы, сформированные судами при рассмотрении споров по искам финансовых организаций об отмене или изменении решения финан...
Понятие и правовое регулирование потребительского кредитования
В статье рассматривается сущность потребительского кредитования. Обобщены источники правового регулирования потребительского кредитования. Проанализированы мнения исследователей по данным вопросам. Кроме того, в статье предложен ряд мер, направленных...
Адвокатура как субъект защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления
В статье показана роль адвокатуры как субъекта защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления на примере Республики Крым.
Роль налогового консалтинга в системе функционирования экономических субъектов
В данной статье рассмотрены понятие, виды и значения налогового консалтинга в России. Выявлена роль налогового консалтинга в концепции функционирования экономических субъектов. Проведен обзор функциональных обязанностей налоговых консультантов и пока...
Основы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и в зарубежных странах
В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах. Рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный институт, вопросы назначения и прекращения полномочий Уполномоченного по правам предпринимат...
Финансовый омбудсмен как институт повышения доверия населения к кредитной системе
В данной статье исследуется значимость такого института банковского рынка, как финансовый омбудсмен. Изучаются особенности его назначения, освещаются основные полномочия. В ходе работы описывается роль финансового омбудсмена на рынке банковских и стр...
Механизм защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления
В статье рассматриваются особенности механизма защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления на примере адвокатской деятельности.
Похожие статьи
Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного
В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследо...
Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг
Статья посвящена вопросам регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг. Авторами дается определение понятия «финансовой услуги». Рассматривается система защите основных органов потребителей по защите услуг прав потребителей финансовых услу...
Защита прав потребителей финансовых услуг
Статья посвящена вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Рассматриваются органы, осуществляющие защиту прав потребителей, новая форма защиты на современном этапе. Уделяется внимание законопроекту о создание системы альтернативных онлайн-м...
Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг: некоторые проблемы в правоприменительной практике
В статье освещаются основные особенности деятельности института финансового уполномоченного. Рассматриваются спорные правовые подходы, сформированные судами при рассмотрении споров по искам финансовых организаций об отмене или изменении решения финан...
Понятие и правовое регулирование потребительского кредитования
В статье рассматривается сущность потребительского кредитования. Обобщены источники правового регулирования потребительского кредитования. Проанализированы мнения исследователей по данным вопросам. Кроме того, в статье предложен ряд мер, направленных...
Адвокатура как субъект защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления
В статье показана роль адвокатуры как субъекта защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления на примере Республики Крым.
Роль налогового консалтинга в системе функционирования экономических субъектов
В данной статье рассмотрены понятие, виды и значения налогового консалтинга в России. Выявлена роль налогового консалтинга в концепции функционирования экономических субъектов. Проведен обзор функциональных обязанностей налоговых консультантов и пока...
Основы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и в зарубежных странах
В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах. Рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный институт, вопросы назначения и прекращения полномочий Уполномоченного по правам предпринимат...
Финансовый омбудсмен как институт повышения доверия населения к кредитной системе
В данной статье исследуется значимость такого института банковского рынка, как финансовый омбудсмен. Изучаются особенности его назначения, освещаются основные полномочия. В ходе работы описывается роль финансового омбудсмена на рынке банковских и стр...
Механизм защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления
В статье рассматриваются особенности механизма защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления на примере адвокатской деятельности.