Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жарова, О. Н. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ / О. Н. Жарова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/281/13006/ (дата обращения: 17.10.2024).



Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, т. е. не достигшие 18 лет, могут находиться на полном государственном обеспечении в специализированных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К таким организациям относятся: образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. До вступления в силу ФЗ от 02.07.2013 № 185-ФЗ они именовались учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Главной задачей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под устройством понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги [1]. Из п. 1 ст. 155.1 СК РФ следует, что если такая организация на территории субъекта РФ, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, в которую он может быть устроен исходя из его потребностей, отсутствует, то ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта РФ, на территории которого такая организация имеется.

В организации дети могут пребывать временно в целях получения ими медицинских, социальных, образовательных или иных услуг, либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, что не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка [2].

Некоторые типы таких организаций указаны в ст. 1 Закона № 159-ФЗ. К числу таких организаций относятся: — дома ребенка; — образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — общеобразовательные школы-интернаты; — специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты; — оздоровительные образовательные организации санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; — специальные учебно-воспитательные организации для детей и подростков с девиантным поведением; — детские дома-интернаты для умственно отсталых детей; — детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками; — специализированные организации для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; — другие организации системы здравоохранения, социальной защиты и образовательные организации, в которых содержатся и воспитываются дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Для детей и подростков с девиантным (т. е. отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением создана система специальных учебно-воспитательных организаций.

Несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет принимаются в социально-реабилитационные центры и приюты. Туда дети могут обратиться за помощью самостоятельно или быть устроенными по инициативе родителей (их законных представителей), а также поступить по заявлению других граждан, организаций или учреждений. Деятельность таких детских центров и приютов регулируется Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Дома ребенка являются самостоятельными медицинскими организациями, созданными для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проще говоря, дома ребенка представляют собой медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения [3]. В домах ребенка круглосуточно могут содержаться дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно [4].

В соответствии со ст. 155.1 СК РФ организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством РФ.

Требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 № 558. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются условия пребывания, отвечающие требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства. Также обеспечивается содержание, воспитание, образование детей, защита их прав и законных интересов. Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Опека и попечительство названы в Законе № 159-ФЗ единой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Однако, если рассматривать понятия опеки и попечительства не в рамках закона, а как самостоятельные понятия, то и опека, и попечительство являются двумя независимыми друг от друга формами устройства детей [5]. В статье 1 Закона оба понятия для удобства понимания «соединены» в одно. В понятии, приведенном в данной статье, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Установление опеки означает, что опекун от имени подопечного и в его интересах осуществляет все без исключения юридические действия (например, выдает доверенности, подписывает договоры, совершает сделки в отношении движимого и недвижимого имущества и т. п.) [6].

Опекун и попечитель обязаны получать предварительное разрешение органа опеки и попечительства совершать перед совершением сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Попечительство отличается от опеки тем, что попечитель не имеет следующих полномочий:

а) совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, которые по своему характеру могут быть совершены только лично;

б) предъявлять в суд иск о применении последствий недействительности совершенной подопечным сделки, а также о признании действительной той сделки, которая совершена к выгоде подопечного (ст. ст. 171, 172 ГК РФ);

в) нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным (ст. ст. 1073 и 1076 ГК РФ), а также отвечать по сделкам малолетнего (п. 3 ст. 28 ГК РФ).

Закон № 159-ФЗ называет приемную семью самостоятельной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, то есть приравнивает приемную семью к таким формам устройства, как опека и попечительство. Однако по смыслу СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве» приемная семья самостоятельной формой устройства детей не является, а относится к виду опеки, равно как и патронатное воспитание [7].

Основополагающие нормы о приемной семье содержатся в СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве». В отличие от опеки и попечительства, в указанных нормативных актах приемная семья не названа законодателем формой устройства детей. Особенностью приемной семьи, которая определяет ее как самостоятельную форму устройства, является то, что она возникает не из административного акта, а из договора [8].

Приемной семьей согласно п. 1 ст. 152 СК РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (п. 1 ст. 152 СК РФ).

Правила создания приемной семьи и основные условия передачи детей в приемные семьи, в том числе и условия заключения договоров о приемной семье, регулируются Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Основным отличием приемной семьи от таких форм устройства, как опека и попечительство, является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства и приемной семьей. Разграничение проводится на основе закона и договора о передаче ребенка в приемную семью.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется только с учетом мнения ребенка. Не может быть передан в приемную семью ребенок, достигший 10-летнего возраста, который не желает проживать в приемной семье. Для того, чтобы принять ребенка в семью, приемные родители составляют и подают в орган опеки и попечительства заявление о передаче им конкретного ребенка. Количество детей в приемной семье не должно, как правило, превышать восьми, включая собственных детей приемных воспитателей. Приемные родители приравнены в своих правах к законным представителям интересов ребенка, поэтому имеют полное право защищать права ребенка всеми доступными способами, в том числе через суд, без специального полномочия.

Законами субъектов РФ могут определяться случаи, когда ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть передан на воспитание в патронатную семью. Так, согласно ч. 3 ст. 26 Закона Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» к названным случаям относятся:

‒ во-первых, пребывание ребенка в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более трех месяцев и отсутствие граждан, желающих усыновить этого ребенка, установить над ним опеку или попечительство либо принять на воспитание в приемную семью;

‒ во-вторых, наличие у ребенка тяжелых заболеваний, требующих постоянного ухода, или инвалидности и отсутствие граждан, желающих усыновить этого ребенка, установить над ним опеку или попечительство либо принять на воспитание в приемную семью;

‒ в третьих, возврат усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем ребенка в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [9].

Подбор и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, органы опеки и попечительства выполняют не только самостоятельно. Они могут передавать названные полномочия образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые отбираются в установленном порядке

Литература:

  1. Арутюнян Г. В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2009. № 4.
  2. Байкин И. М. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. 2011. № 2.
  3. Ильина О. Ю., Алексеев А. А. Коррупциогенные факторы в законодательстве об опеке и попечительстве как предпосылка нарушения прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. 2010. № 2. С. 3.
  4. Исхакова Э. М. Дети, оставшиеся без попечения родителей: понятие и правовой статус // Семейное и жилищное право. 2013. № 6.
  5. Карибян С. О. Правовые проблемы обеспечения жильем детей-сирот // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. № 1.
  6. Козлов С. С., Митчина Л. А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2011. № 3. С. 14.
  7. Коротаева Э. Г. Проблемы нормативно-правового регулирования предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации // Практика исполнительного производства. 2016. № 4.
  8. Матюшева Т. Н. Эволюция статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Современное право. 2013. № 11. С. 50.
  9. Подласенко О. А. Надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение // Законность. 2014. № 7. С. 31.
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, приемная семья, попечительство, орган опеки, опека, приемная, семья, СК РФ, Постановление Правительства РФ.

Похожие статьи

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания Великой Отечественной войны

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей и дошкольного образования в Российской Федерации

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и помощи им

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Похожие статьи

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания Великой Отечественной войны

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей и дошкольного образования в Российской Федерации

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и помощи им

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей