Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях
Авторы: Мальцагов Иса Даудович, Габаева Тамила Руслановна
Рубрика: 17. Уголовное право и процесс
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2017)
Дата публикации: 24.11.2017
Статья просмотрена: 1932 раза
Библиографическое описание:
Мальцагов, И. Д. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях / И. Д. Мальцагов, Т. Р. Габаева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13337/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассмотрено понятие «организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях». Проанализированы особенности организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях в позиции системного подхода
Ключевые слова: прокурорский надзор, прием, регистрация и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях, системный подход, организация
The article considers the concept of «organization of Prosecutor's supervision over execution of laws during the acceptance, registration and resolution of communications on crimes». The article analyses the peculiarities of organization of Prosecutor's supervision over execution of laws during the acceptance, registration and settlement of statements (messages) on crimes in the system approach
Key words. Public Prosecutor's supervision, admission, registration and resolution of applications (messages) on crimes, systemic approach, organization
Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях представляет собой системное понятие. Системность понятия организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении (проверке) сообщений о преступлениях предполагает использование системного подхода для объяснения и описания его свойств.
Любое творчество, включая и наше, посвященное организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, всегда движется к построению системы. В этом плане наши размышления по такому поводу для науки прокурорского надзора традиционны.
С позиции системного подхода организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях представляет собой открытую систему. По этой причине для организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях свойственно не только собственно организация, но и самоорганизация. В силу этих обстоятельств, а именно в процессе организации и самоорганизации возрастает степень упорядоченности и происходит усложнение структуры прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. [4, с.592]
Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях представляет собой сознательную деятельность прокуроров по созданию целостной системы, направленной на упорядочение прокурорской деятельности в анализируемой сфере. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, «выступающая как упорядоченное состояние системы, есть одновременно результат целенаправленного осуществления организаторской функции управления».
В контексте организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях такими показателями совокупного результата труда (прокурорского надзора) выступают, например, результаты прокурорского надзора по отдельным видам преступлений.
При рассмотрении понятия «организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях» мы свое внимание в большей мере сосредоточим на статичном «срезе», а в последующих своих размышлениях — на динамическом (функциональном) «срезе». Поэтому, когда мы употребляем слово «организация» в статичном «срезе» применительно к организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, то подразумеваем сложно организованное, живое и единое целое, наделенное (объединенное) совокупностью физических и духовных свойств, позволяющим отличать целое от неживой материи. И не только от нее, но и человека от животного мира.
Для понимания статичного смысла организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях весьма важно акцентировать внимание на нижеследующем. В статичном смысле организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях предполагает, по крайне мере, три уровня подобной организации, а именно, физическом, психологическом и духовном уровнях анализируемой организации, с характерными для каждого из них свойствами в рамках целого. В совокупности данное обстоятельство говорит в пользу того, что в статичном смысле организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях имеет трехуровневую структуру, каждый из уровней которой обладает свойствами целого, а именно духовного свойства. Данное обстоятельство говорит в пользу того, что организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях представляет собой организационную систему, созданную для достижения общей для нее целей. [2, с.143]
Дух организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях позволяет:
1) быть источником смыслополагания, личностного самоопределения и осмысленного преобразования организационной деятельности прокурора;
2) открывает возможность дополнять природную (физическую и психологическую) основу организации прокурорского надзора (как одной из форм бытия) миром моральных, культурных и религиозных ценностей;
3) выполнять роль руководящего и сосредоточивающего принципа (начала) для упорядочивания всех форм рационального и иррационального мышлений. [3, с.17]
Согласно стратегии национальной безопасности основа российской общности состоит в сохранении и приумножении традиционных духовно-нравственных ценностей (п. 67). В контексте организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешение сообщений о преступлениях сохранение и приумножение традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа означает указание на ее стратегическую цель. Исходя из духа и буквы Стратегии национальной безопасности, деятельность прокуратуры Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности невозможна в отрыве от культурной системы российской общности и духовно-нравственного наследия русского народа. В противном случае, цели организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях будут не соответствовать фундаментальным ценностям нашего народа.
Итак, организация прокурорского надзора предполагает:
1) внутреннюю упорядоченность, согласованность и взаимодействие для достижения общих целей прокурорской деятельности;
2) совокупность действий и решений прокуроров, влекущих за собой оптимизацию (образование и совершенствование взаимосвязей между частями целого) прокурорской системы, обусловленных целями и задачами прокуратуры;
3) объединение усилий прокуроров, совместно осуществляющих деятельность на основе определенных правил (процедур) для достижения общей цели прокурорского надзора и разрешения его задач. [5, с.229]
Организация прокурорского надзора за исполнением законов и организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях соотносятся между собой как целое к части. Отсюда вполне правомерно следующее суждение: все, что характерно для целого, имманентно и для части. Сказанное означает, что накопленный в науке прокурорского надзора опыт объяснения и описания организации прокурорского надзора может быть использован для объяснения и описания организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
С учетом изложенного под организацией прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях следует понимать обусловленную менталитетом, мировоззрением российского народа и стратегическими целями национальной безопасности, деятельность прокуроров, направленную на целевое объединение ресурсов прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений с целью ее упорядочивания и повышения эффективности.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
- Антипова И. А., Шигуров А. В. Прокурорский надзор как гарантия за-конности решений, выносимых в стадии возбуждения уголовного дела // Но- вые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. — Киров, 2016. — С. 143–145.
- Душкин С. В. Фальсификация документов первичного учета в сфере уголовно-правовой статистики // Законность. — 2016. — № 9. — С. 17–24.
- Шигуров А. В., Шигурова Е. И. К вопросу о полномочиях прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 3 (59). — С. 592–596.
- Шигуров А. В., Шигурова Е. И. Проблемы участия прокурора в стадии предварительного расследования в российском уголовном процессе // Инновационные процессы в научной среде: Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Киров, 2016. — С. 229–232.
Ключевые слова
организация, системный подход, прокурорский надзор, приём, регистрация и разрешение заявлений (сообщений) о преступленияхПохожие статьи
Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания на стадии регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений и заявлений о преступлениях
В данной статье автором рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания на стадии регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений и заявлений о преступлениях. Проанализированы такие проблемы, как не...
Прокурорский надзор за исполнением законов при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях в территориальных органах прокуратуры и в военных прокуратурах гарнизонов
В данной статье авторами исследуются отличия прокурорского надзора при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях в территориальных органах прокуратуры и в военных прокуратурах гарнизонов.
О некоторых аспектах методики проведения прокурорской проверки приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях
В представленной статье автором исследуется вопрос проведения прокурорской проверки при осуществлении надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. На примере дежурной части органов внутрен...
Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования в условиях дистанционного обучения
Статья посвящена актуальным проблемам надзора за исполнением законов об образовании в условиях дистанционного обучения, который представляет собой одно из направлений общего надзора, т. е. прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением пра...
Основные ошибки, допускаемые сотрудниками органов прокуратуры РФ при обращении в арбитражный суд с заявлениями о привлечении юридических лиц и ИП к административной ответственности
В статье автор исследует основные ошибки, допускаемые сотрудниками органов прокуратуры РФ при обращении в арбитражный суд с заявлениями о привлечении лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, к административной ответс...
Акты прокурорского реагирования, применяемые при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие
В статье анализируется реализация прокурором полномочий при осуществлении деятельности по надзору за органами предварительного следствия путем вынесения актов прокурорского реагирования, дается правовая характеристика таких актов, изучаются особеннос...
Обеспечение экономической безопасности при осуществлении закупочной деятельности организации по Федеральному закону № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
В статье проведен анализ обеспечения экономической безопасности при осуществлении закупочной деятельности организации по ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями) Методология исследо...
К вопросу об элементах организации прокурорского надзора за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства
В статье рассмотрены элементы организации работы прокурора по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства.
Проблемы полноты осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В данной статье рассматриваются вопросы ограничения полномочий органов прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, закрепленные в действующем законодательстве, выявлены существенные проблемы прокурорского на...
Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология»
В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Автором особый акцент делается на проблемах определения объектов прокурорского...
Похожие статьи
Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания на стадии регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений и заявлений о преступлениях
В данной статье автором рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания на стадии регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений и заявлений о преступлениях. Проанализированы такие проблемы, как не...
Прокурорский надзор за исполнением законов при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях в территориальных органах прокуратуры и в военных прокуратурах гарнизонов
В данной статье авторами исследуются отличия прокурорского надзора при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях в территориальных органах прокуратуры и в военных прокуратурах гарнизонов.
О некоторых аспектах методики проведения прокурорской проверки приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях
В представленной статье автором исследуется вопрос проведения прокурорской проверки при осуществлении надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. На примере дежурной части органов внутрен...
Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования в условиях дистанционного обучения
Статья посвящена актуальным проблемам надзора за исполнением законов об образовании в условиях дистанционного обучения, который представляет собой одно из направлений общего надзора, т. е. прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением пра...
Основные ошибки, допускаемые сотрудниками органов прокуратуры РФ при обращении в арбитражный суд с заявлениями о привлечении юридических лиц и ИП к административной ответственности
В статье автор исследует основные ошибки, допускаемые сотрудниками органов прокуратуры РФ при обращении в арбитражный суд с заявлениями о привлечении лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, к административной ответс...
Акты прокурорского реагирования, применяемые при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие
В статье анализируется реализация прокурором полномочий при осуществлении деятельности по надзору за органами предварительного следствия путем вынесения актов прокурорского реагирования, дается правовая характеристика таких актов, изучаются особеннос...
Обеспечение экономической безопасности при осуществлении закупочной деятельности организации по Федеральному закону № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
В статье проведен анализ обеспечения экономической безопасности при осуществлении закупочной деятельности организации по ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями) Методология исследо...
К вопросу об элементах организации прокурорского надзора за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства
В статье рассмотрены элементы организации работы прокурора по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства.
Проблемы полноты осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В данной статье рассматриваются вопросы ограничения полномочий органов прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, закрепленные в действующем законодательстве, выявлены существенные проблемы прокурорского на...
Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология»
В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Автором особый акцент делается на проблемах определения объектов прокурорского...