Современные проблемы деятельности главного управления по вопросам миграции МВД РФ по решению вопросов гражданства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 10.12.2017

Статья просмотрена: 2142 раза

Библиографическое описание:

Бутакова, О. Ф. Современные проблемы деятельности главного управления по вопросам миграции МВД РФ по решению вопросов гражданства / О. Ф. Бутакова. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/283/13510/ (дата обращения: 18.12.2024).



Следует отметить, что важнейшим событием в сфере государственного регламентирования вопросов гражданства и миграционных процессов в Российской Федерации стал специально изданный Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 [3], который содержит информацию об упразднении Федеральной миграционной службы и, как следствие, передаче функций указанного органа Главному управлению по вопросам миграции МВД РФ (далее по тексту Главное управление). В силу п.2.1. Положения о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ, утвержденного специальным Приказом МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192 [4], на Главное управление возложена функция обеспечения производства по делам о гражданстве РФ, соответствующей подготовки и выдачи основных документов, удостоверяющих личность граждан РФ.

Вопросы гражданства традиционно относятся к числу основополагающих в механизме государственного управления, поскольку затрагивают безопасность и будущее развитие государства как такового. Вместе с тем, следует констатировать, что в настоящее время Главное управление при решении вопросов гражданства сталкивается с многочисленными проблемами, связанными, в том числе, как представляется, с несовершенством законодательной базы в рассматриваемой сфере.

Одной из наиболее распространенных проблем в сфере получения гражданства РФ является проблема фиктивного вступления в брак с гражданкой (или гражданином) Российской Федерации, дающего право на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Получение подобным образом российского гражданства имеет ряд преимуществ. Прежде всего, в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской Федерации» [1] сокращен срок рассмотрения заявления о получении гражданства. Срок пребывания в браке для граждан бывшего СССР до подачи соответствующего заявления составляет три года (п.2 ст.14 Закона о гражданстве). В рассматриваемом случае законодатель не требует постоянного проживания на территории России на протяжении пяти лет.

Наличие большого количества фиктивных браков, используемых в целях упрощенного получения российского гражданства, подтверждается органами ЗАГСа. В настоящее время очень часто в различного рода социальных сетях можно встретить объявления о заключении фиктивных браков, стоимости и сроках предоставления указанных услуг, а также подробное описание способов заключения таких браков для мигрантов.

Безусловно, факт заключения фиктивного брака достаточно сложно доказать. Это может быть выявлено через продолжительное время. В данной ситуации предлагаем увеличить срок пребывания в браке с трех лет хотя бы до пяти лет. При этом в случае отсутствия детей у пары названный срок пребывания может быть и гораздо больше. Если же у пары имеется ребенок, то срок пребывания в браке может составлять три года. Отсутствие детей является одним из признаков фиктивности вступления лиц в брак.

Многочисленные проблемы возникают при решении вопросов предоставления гражданства в упрощенном порядке так называемым «носителям русского языка» (п.2.1. ст.14 Закона о гражданстве).

В научной литературе и на практике неоднократно высказывалось мнение за либерализацию доступа соотечественников к гражданству Российской Федерации. Вместе с тем, только известные события, произошедшие в Украине, привели к указанным изменениям в законодательстве о гражданстве.

Статья 33.1 Закона о гражданстве определяет условия, при наличии которых конкретное лицо может быть признано носителем русского языка:

1) успешное прохождение собеседования;

2) владение русским языком, а также повседневное использование русского языка в культурной и семейно-бытовой областях;

3) родственники указанных лиц по прямой восходящей линии или сами данные лица ране постоянно проживали либо постоянно проживают в настоящее время на территории России или на территории, ранее относившейся к СССР либо Российской империи, в пределах соответствующей государственной границы.

Считаем, что подобного рода формулировка статьи 33.1 Закона о гражданстве не является вполне корректной. Понятие носителя русского зыка, как представляется, — это, прежде всего, понятие, которое должно определяться соответствующим уровнем знания нашего языка. Данное понятие не может быть связано с место жительства родственников какого-либо лица либо непосредственного конкретного лица. Полагаем, что указанную норму необходимо сформулировать таким образом, чтобы место жительства конкретного лица (или же его родственников) выступало бы в качестве дополнительного условия в целях получения российского гражданства в упрощенном порядке для лиц, которые являются носителями русского языка.

Помимо этого, в настоящее время не совсем понятно, как указанные в рассматриваемой статье Закона о гражданстве лица смогут доказать факт жительства своих родственников в границах территории, которая ранее относилась к СССР и даже Российской империи. К сожалению, для многих лиц это станет неразрешимой проблемой, так как во время Великой Отечественной войны большое количество архивов на оккупированных территориях были утеряны или просто уничтожены.

Следует также отметить, что с позиции корректности юридической техники целесообразнее дать определение понятия носителя русского языка в ст.3 Закона о гражданстве.

Определенные проблемы возникают и в процессе признания конкретного лица носителем русского языка.

Так, Комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка после принятия соответствующего заявления от иностранного гражданина не позднее пяти дней назначает соответствующие дату и время проведения собеседования. Однако какой-либо максимальный срок такого ожидания не определен Законом о гражданстве, следовательно, оставлен на усмотрение самой Комиссии. Получается, что определенная дата собеседования зависит от графика заседаний самой Комиссии, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца [5].

Закон о гражданстве предусматривает, что заявление о признании носителем русского языка в случае временного пребывания иностранных граждан на территории Росси должно быть подано в Комиссию не позднее 15 суток до истечения такого срока временного пребывания. Однако в случае истечения срок временного пребывания в РФ иностранный гражданин должен выехать на пределы нашей страны, при этом подача рассматриваемого заявления о признании носителем русского языка не служит основанием для какого-либо продления срока временного пребывания иностранного гражданина [2]. Основываясь на вышесказанном, решение о признании либо непризнании конкретного лица носителем русского языка в случае принятия соответствующего заявления должно быть принято до истечения рассматриваемого срока временного пребывания, поскольку он может быть лишен в противном случае физической возможности пройти подобного рода собеседование просто по причине своего отсутствия на российской территории. Решение о признании конкретного лица носителем русского языка является основанием для получения специальной визы на въезд для целей получения российского гражданства. Итак, возможное затягивание срока проведения предусмотренного законом собеседования может послужить препятствием для реализации в разумные сроки права на признание носителем русского языка. Полагаем необходимым определить на законодательном уровне максимально возможные сроки с момента подачи заявления в Комиссию и непосредственно до проведения собеседования применительно к временно пребывающим, временно проживающим, а также имеющим вид на жительство иностранным гражданам, поскольку их правовой статус различен. В конечном итоге, это послужит укреплению правовых гарантий права наших соотечественников на гражданство.

Таким образом, вопросы, связанные с гражданством, которые приходится решать Главному управлению, многочисленны. Во многом они обусловлены несовершенством действующего законодательства о гражданстве. От решения указанных вопросов на законодательном уровне будет зависеть эффективность работы Главного управления.

Литература:

  1. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 2002. 5 июня.
  2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4029.
  3. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 15. — Ст.2071.
  4. Положение о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ: утв. Приказом МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192 // Документ официально не опубликован. Доступен в СПС КонсультантПлюс.
  5. О порядке формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка: Приказ ФМС России от 26 мая 2014 г. № 380 // Российская газета. 2014. 20 июня.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, Главное управление, временное пребывание, гражданство, российское гражданство, иностранный гражданин, Российская Федерация, лицо носителем, признание носителем, срок пребывания.

Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел

Актуальные проблемы проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и регулирования миграционных процессов в государственной политике

Особенности воспитательной работы в начальных классах школы Министерства обороны Российской Федерации (из опыта работы)

Актуальные проблемы кадрового обеспечения современной системы муниципального управления и пути их решения с учетом зарубежного опыта мотивации муниципальных служащих

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Актуальные вопросы создания системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта

О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений

Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел

Актуальные проблемы проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и регулирования миграционных процессов в государственной политике

Особенности воспитательной работы в начальных классах школы Министерства обороны Российской Федерации (из опыта работы)

Актуальные проблемы кадрового обеспечения современной системы муниципального управления и пути их решения с учетом зарубежного опыта мотивации муниципальных служащих

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Актуальные вопросы создания системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта

О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений