Феномен власти в общественно-политическом дискурсе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Теория государства и права

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 03.02.2018

Статья просмотрена: 1498 раз

Библиографическое описание:

Леонова, Е. В. Феномен власти в общественно-политическом дискурсе / Е. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/283/13707/ (дата обращения: 15.11.2024).



На сегодняшний день понятие власти является одним из центральных в политологии. Понимание данного феномена позволяет разобраться в сущности политических процессов и самой политики. Определение власти и ее природы имеет важнейшее значение не только для понимания политики, но и для анализа и интерпретации различных политических событий. Каждый день во всем мире происходит множество уникальных событий. Для того, чтобы сделать верный прогноз или дать оценку определенным событиям, мы должны понимать, что во всей системе общественно-политических отношений центральное место занимают властные отношения, а, следовательно, нам необходимо изучить сам феномен власти и все, что с ним связано. Еще в древние времена мыслителями из разных областей знаний были предприняты попытки разобраться в сущности феномена власти, а в настоящее время это приобретает несомненную актуальность. Современный мир ставит перед нами нелегкие задачи, каждый день принимаются важнейшие для целой страны и государств решения, что каждый раз доказывает тот факт, что власть способна оборачиваться для человека как целесообразной силой, так и злой волей.

В самом широком смысле, «власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия» [3, c. 35] В таком аспекте власть можно интерпретировать как экономическую, политическую, государственную и пр. Одним из наиболее важных понятий является «политическая власть». «Политическая власть — это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах» [7, c. 230] Политическую власть можно охарактеризовать или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств. Также стоит отметить, что понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий либо общественных организаций. Государственная же власть — это своеобразное ядро политической власти. «Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны» [10, с. 25] Стоит обратить внимание на тот факт, что государство обладает монопольным правом разрабатывать законы, обязательные для всех граждан.

Говоря о феномене власти, стоит также рассмотреть виды власти. В зависимости от элементов власти, таких как субъект, объект, ресурсы может быть построена типология власти. В зависимости от субъектов власть можно разделить на государственную, партийную, профсоюзную и пр. Также возможна классификация власти по функциям ее органов: законодательная, исполнительная; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная, тоталитарная власть.

Исходя из того, что власть — это способность отдельного индивидуума или определенной группы влиять на поведение других в соответствии со своими желаниями и целями, можно выделить следующие аспекты власти:

‒ предметная обусловленность

‒ относительность

‒ в ряде случаев требуется одобрение наиболее авторитетной части людей (например, политической партии);

‒ власть кончается там, где начинается прямое насилие

Говоря о природе власти, стоит выделить две основы, а соответственно и два подхода к ее определению: Первый подход определяет власть как некую уникальную сущность, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность проявляется в виде особой силы, которая заставляет других субъектов повиноваться. В рамках данного подхода сложились следующие концепции происхождения власти: Теологическая концепция, в основе которой лежит «идея о том, что всякая власть происходит от Бога, а все правители — это лишь исполнители Божественной воли. Подчинение людей воле Бога обеспечивает порядок в обществе, сохранение и продолжение человеческого рода» Биологическая концепция, которая рассматривает человека как «властолюбивое животное», «в основе активности которого — внутреннее стремление (чаще всего неосознанное) к власти» [9, с. 47] Психоаналитическая концепция, рассматривающая власть как способность одного человека господствовать над сознанием другого человека. В таком случае объект подчиняется воздействию властной личности, которая средствами скрытого и открытого манипулирования задает особую установку в сознании человека (напр., доверия, покорности и пр.). Во втором подходе власть трактуется как право одного субъекта проводить коллективную волю в отношении другого. Здесь власть — это полномочие субъекта на использование своей силы. В рамках данного подхода сложились следующие теории о происхождения власти: Структурно-функциональная теория, «рассматривающая власть как отношение неравноправных субъектов, чье положение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых)» [9, с. 50] Классовая теория, которая рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством различных групп людей, природа которого неоднородна.

Рассматривая комплексно феномен власти, стоит также определить понятия легальности и легитимности власти. В широком смысле «легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться» [2, с. 23] В узком же значении легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Соответственно, нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова «узурпация — насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий» Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т. е. ее нормативность, способность воплощаться в нормах права. Легальная власть — власть, которая ограничиваться законом, функционирует в рамках правового поля. Безусловно, мы можем говорить о том, что каждый человек в большей или меньшей степени хочет обладать властью. Стоит отметить, что у человека, имеющего власть, и у того, кто ее не имеет, мы наблюдаем разные психологические особенности. Говоря о экономической или политической власти, мы в равной степени можем утверждать, что для ее обладания мы должны определенным образом вести себя, обладать специфическими чертами и характеристиками, которые позволят нам не только приобрести, но и удержать власть. Говоря о политической власти, стоит обратить внимание на мотивы, которые побуждают политических лидеров становиться теми, кем они являются, то есть важно рассмотреть психологические особенности, присущие политическим акторам. Первый мотив — это мотив власти. То есть человек стремиться занять определенную позицию, добиться тех или иных целей, потому что он хочет обладать властью над другими. Можно по-разному трактовать появление у человека данного желания, но стоит отметить, что остальные мотивы отходят на второй план и главной целью является — удержание власти, т. к. властный статус способствует психологическому комфорту и стимулированию эго. Еще одним мотивом политического лидера может являться мотив достижения. Если у человека присутствует данный мотив, это характеризует его как активного, целеустремленного политика, который действительно видит и хочет избавиться от существующих проблем. Для такого лидера характерны различные преобразования, способные привести к качественно-новым результатам, позволяющие изменить сложившееся положение. Также для политического лидера может быть характерен мотив аффилиации. При господстве такого мотива в сознании человека, он стремиться к всесторонним контактам, переговорам. Для такого политика будет легко участвовать в митингах, дебатах, пресс-конференциях. Данную личность можно охарактеризовать как экстраверта, такому политику присущи: общительность, хорошо развитые ораторские и коммуникативные способности. А политическое поле позволяет ему удовлетворять потребность в различных контактах с самыми разными людьми.

В заключение стоит сказать о том, что власть — это комплексный феномен. Понимание сущности термина «власть», ее природы, а также психологических инструментов позволяет делать верные оценочные суждения о происходящих в нашей стране и мире в целом политических событиях. «Власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений» Одним из видов власти является политическая власть. Можно говорить, что она является своеобразным ключом к адекватному восприятию объективной политической действительности. Феномен власти многогранен. У каждого индивидуума свои мотивы власти, существует множество способов прийти к власти. Изучая данный феномен, стоит также не забывать о таких понятиях как легальность и легитимность. Лишь в том случае, если государство осуществляет легитимную и легальную власть, возможно говорить о демократии и верховенстве закона. В настоящее время существует немало проблем, в основе которых лежат те или иные властные отношения. Действительно, властные полномочия позволяю индивиду осуществлять свою волю, будь то в семье, малой группе или в государстве. При этом надо не забывать, что власть должна быть направлена в первую очередь на защиту и увеличение благосостояния граждан, основываясь на законах, официально принятых в том или ином государстве. Только тогда будет возможным изменение траектории развития страны и мира в целом, будет задан вектор стремления к эффективному осуществлению властных полномочий.

Литература:

  1. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. избранные сочинения. М., 1990. 233 с.
  2. Завершинский К. Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта // Полис. 2001. № 2. С. 21–34.
  3. Луман Н. Власть. М., 2001. 211 с.
  4. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избранные произведения
  5. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. 313 с.
  6. Мусихин Г. И. Соотношение авторитета и традиции: философское осмысление и властная реальность Германии и России конца XVIII — начала XX века // Вопросы философии. 2002. № 10. С. 34–50.
  7. Парсонс Т. О понятии «политическая власть» // Антология мировой политической мысли. Т.2. М., 1997. 455 с.
  8. Фреик Н. Политическая харизма: обзор зарубежных концепций
  9. Халипов В. Ф. Наука о власти. Кратология. Учебное пособие. М., 2002
  10. Шабо Ж.- Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. 1993. № 3. С. 20–32.
Основные термины (генерируются автоматически): власть, политическая власть, феномен власти, вид власти, легальная власть, мотив, мотив власти, политический лидер, рассматривающая власть, сознание человека.