Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 28.04.2018

Статья просмотрена: 1758 раз

Библиографическое описание:

Базаренко, А. И. Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом / А. И. Базаренко. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14184/ (дата обращения: 15.11.2024).



Представленная статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления характерных особенностей, определяющих его отличие от иных гражданско-правовых договоров.

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Говоря о субъектном составе любого гражданско-правового договора, прежде всего мы подразумеваем лица, как физические, так и юридические, участвующие в договоре и пришедшие к соглашению, направленному на возникновение, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей.

Что же касается договора перевозки грузов автотранспортом в частности, то его субъектный состав весьма необычен и интересен, именно исследования о субъектах в рамках данного договора позволяют в полной мере понять правовую природу и специфические особенности данного соглашения.

Субъектами договорных отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом являются перевозчик и грузоотправитель, что же касается грузополучателя, то его правовое положение вызывает в научной и практической среде дискуссии и в этой связи требует отдельного пояснения.

По общему правилу перевозчик — это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые согласно нормам российского законодательства вправе осуществлять перевозную деятельность. Стоит отметить, что ранее для ведения такого рода деятельности необходимо было получить лицензию, в то время как сейчас согласно ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в последней редакции от 01.01.2018г. лицензия необходима только при осуществлении перевозок автомобильным транспортом пассажиров. Но стоит отметить наличие требований, которым должен соответствовать перевозчик для того, чтобы заниматься грузоперевозкой:

– перевозчиком может выступать только специализированная коммерческая организация, обладающая функциями общественного возчика и осуществляющая перевозку груза транспортом общего пользования по требованию любого обратившегося. Кроме того, перевозчик должен быть включен в перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит опубликованию;

– перевозчик должен владеть подвижным составом для осуществления перевозной деятельности на праве собственности или ином законном основании;

– перевозчик обязан иметь в своем штате квалифицированных работников для того, чтобы осуществлять деятельность по перевозке грузов. В 2015 году Минтрансом РФ был утвержден исчерпывающий перечень требований к специалистам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом, а также перечень документов, подтверждающих квалификацию. [3]

Основным контрагентом перевозчика по договору перевозки грузов автомобильным транспортом является грузоотправитель. В качестве грузоотправителя может выступать как юридическое, так и физическое лицо или же индивидуальный предприниматель. Как показывает практика, в этой роли заметно чаще оказываются коммерческие организации, занимающиеся отправкой грузов собственного производства, то есть являющиеся непосредственными собственниками грузов (грузовладельцами) или же осуществляющие отправку груза по требованию собственника, продажу, поставку товаров, а также исполнение прочих договоров. Грузоотправитель является субъектом договора перевозки грузов автомобильным транспортом, который заключается непосредственно с перевозчиком.

Так основными субъектами договора перевозки грузов автомобильным транспортом, участвующими в его заключении и наделенными конкретными правами и обязанностями принято считать перевозчика и грузоотправителя. Но есть еще одно лицо, упоминаемое в договоре перевозки, которое одни правоведы считают самостоятельным субъектом, входящим в субъектный состав договора автомобильной грузоперевозки, а другие третьим лицом формально участвующим в процессе грузоперевозки, но не являющимся обязанной стороной по указанному договору, так как не принимает участия в его заключении — это грузополучатель. Вопрос о правовом положении грузополучателя на протяжении длительного времени остается дискуссионным.

Так, Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов определяют договор перевозки грузов как договор в пользу третьего лица. По мнению К. К. Яичкова данный договор следует отнести к договорам о вручении исполнения третьему лицу, Л. И. Рапопорт и М. К. Александров-Дольник убеждены в том, что грузоотправитель и грузополучатель в договоре перевозки грузов являются одной стороной, М. А. Тарасова приводит аргументы в пользу самостоятельности грузополучателя, как отдельного субъекта договора грузоперевозки автотранспортом, который никак не может быть третьим лицом и тем более единой с грузоотправителем стороной, а М. Г. Масевич и И. Н. Петров уверены в обратном и говорят о трехстороннем характере договора перевозки грузов автомобильным транспортом, где каждая из трех сторон обладает своими правами и обязанностями.

Представляется наиболее точной, относительно правового положения грузополучателя в условиях договора перевозки грузов автомобильным транспортом, точка зрения Д. А. Медведева и В. Т. Смирнова, которые определяют договор перевозки грузов автомобильным транспортом, как договор в пользу третьего лица, что подтверждается основным определением перевозки грузов, указанным в ст. 785 ГК «… доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу», где этим самым лицом и является грузополучатель или его управомоченный представитель.

Таким образом, руководствуясь положениями отечественного законодательства и практическими реалиями в сфере перевозных отношений в России, наиболее логичным является признание договора перевозки грузов договором в пользу третьего лица. Конструкция упомянутого договора схожа с правовым положением грузополучателя в договоре перевозки груза. Статья 430 ГК РФ наиболее точно определяет правоотношения сторон в условиях автомобильной грузоперевозки. [1] Перевозчик и грузоотправитель не могут расторгнуть или же изменить уже заключенный ими договор без учета намерения грузополучателя, адресованного перевозчику, воспользоваться своим правом. Непосредственно после заключения договора перевозки грузов автотранспортом, породившего возникновение обязательства грузоотправителя, перевозчик вправе выдвигать свои возражения к грузоотправителю, например, в части оплаты перевозки, т. к. до изъявления грузополучателем желания вступить в описываемые правоотношения в сфере грузоперевозки или же отказаться от участия в них грузоотправитель является единственным контрагентом перевозчика. [2]

Однако, стоит отметить специфику правового положения грузополучателя. Так, согласно гражданскому законодательству о перевозке, грузополучатель наделен не только правом требования от перевозчика выдачи груза, но и обязанностью принять перевозимый груз, что является безусловной особенностью его положения в условиях вышеупомянутого договора. Проявлением неисполнения обязанности по принятию груза грузополучателем является задержка (простой) автомобильного транспорта в месте выгрузки. В производствах арбитражных судов находятся сотни подобных споров, по которым перевозчики посредством судопроизводства, пытаются восстановить нарушенное гражданское право и истребовать от грузоотправителя выплаты штрафа за задержку (простой) транспортных средств, своевременно поданных под выгрузку, установленный ч.4 ст. З5 УАТиГНЭТ, а также упущенную выгоду, связанную со срывом следующей за выгрузкой погрузки груза. Как правило, исковые требования перевозчиков адресованы именно грузоотправителям по той причине, что транспортная организация далеко не всегда обладает достаточной информацией о грузополучателе, зачастую, в договоре перевозки груза автомобильным транспортом и сопутствующей этому договору заявке на перевозку указан лишь фактический адрес выгрузки и контактное лицо, управомоченное принять перевозимый груз, помимо всего прочего, сведения о грузополучателе, указанные в товарно-транспортной документации не могут быть применены в качестве обоснования, так как грузополучатель не является стороной, заключившей с перевозчиком договор перевозки грузов автотранспортом. В последствии обращенные к грузоотправителю исковые требования в порядке регресса переадресовываются грузополучателю.

Вышеописанное подтверждает справедливость квалификации договора перевозки грузов как договора в пользу третьего лица, выдвинутую Д. А. Медведевым и В. Т. Смирновым.

Подводя итог вышесказанному, смело можно сделать вывод о том, что субъектный состав договора грузоперевозки автомобильным транспортом определяет его особенное место в системе транспортных договоров России.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. — № 32. ст. 3301
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. — № 5. ст. 410
  3. Приказ Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.12.2015 N 40032)
  4. Александров-Дольник М. К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право — 1954, № 4 — С. 107.
  5. Ленковская Р. Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации: проблемы развития // Сборник материалов XIV Международного социального конгресса — М., РГСУ, 2015. С. 247–249.
  6. Масевич М. Г. Договор поставки и его роль в укреплении хозрасчета. — Алма-Ата, 1964. — С. 172–174.
  7. Медведев Д. А., Смирнов В. Т. Транспортные обязательства В кн: Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстова. — М., 2003. -T.2. — Гл. 38.
  8. Петров И. Н. Повысить ответственность перевозчика за сохранность грузов // Советская юстиция. — 1966. — № 11.-С. 13.
  9. Рапопорт Я. И. Транспортные отношения в системе советского социалистического права //Пауч. зап. Харьковского института советской торговли, вып. V (VII). Изд-во Харьковского гос. ун-та им. A. M. Горького.
  10. Тарасов М. А. Договор перевозки по советскому праву. — М., 1954. — С. 34.
  11. Яичков К. К. Договор перевозки и его виды в советском праве. — В сб.: Вопросы советского транспортпого права. Госюриздат, 1957
Основные термины (генерируются автоматически): автомобильный транспорт, договор перевозки грузов, договор, перевозчик, польза третьего лица, правовое положение грузополучателя, грузоотправитель, грузополучатель, автомобильная грузоперевозка, индивидуальный предприниматель.

Ключевые слова

автомобильные перевозки грузов, транспортные договоры, субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом договор автоперевозки грузов

Похожие статьи

Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом

Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Представленная статья посвящена исследованию понятия договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления его характерных особенностей, а также разграничения между договором перевозки грузов автомобильным транспортом и договором об организации...

Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом

В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Правовые аспекты перевозки грузов автотранспортными средствами в России

В статье рассматриваются аспекты правового регулирования перевозки грузов автомобильными средствами в Российской Федерации. Рассматривается аспект цифровизации документооборота сопроводительной документации в связи со вступившими в силу изменениями П...

Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом

В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.

Общие принципы недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования

В рамках данной статьи рассматривается взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков, строящееся на общих принципах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего по...

Договор перевозки груза автомобильным транспортом

В статье автор дает определение договору перевозки груза автомобильным транспортом, рассуждает на тему его правовой природы и выделяет его отличительные черты.

Некоторые вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров

В статье автором анализируются и критикуются актуальные вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров, предлагаются и обосновываются пути их решения.

Права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки груза

В соответствии с нормами Кодекса торгового мореплавания в данной работе проанализированы права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки груза.

Сущность договора поставки товаров для государственных нужд

В рамках данной статьи проводится анализ понятия договора поставки товаров для государственных нужд в российской правовой доктрине, проводится характеристика правовой природы договора на поставку товаров для государственных нужд, дается авторское пон...

Похожие статьи

Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом

Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Представленная статья посвящена исследованию понятия договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления его характерных особенностей, а также разграничения между договором перевозки грузов автомобильным транспортом и договором об организации...

Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом

В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Правовые аспекты перевозки грузов автотранспортными средствами в России

В статье рассматриваются аспекты правового регулирования перевозки грузов автомобильными средствами в Российской Федерации. Рассматривается аспект цифровизации документооборота сопроводительной документации в связи со вступившими в силу изменениями П...

Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом

В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.

Общие принципы недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования

В рамках данной статьи рассматривается взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков, строящееся на общих принципах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего по...

Договор перевозки груза автомобильным транспортом

В статье автор дает определение договору перевозки груза автомобильным транспортом, рассуждает на тему его правовой природы и выделяет его отличительные черты.

Некоторые вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров

В статье автором анализируются и критикуются актуальные вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров, предлагаются и обосновываются пути их решения.

Права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки груза

В соответствии с нормами Кодекса торгового мореплавания в данной работе проанализированы права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки груза.

Сущность договора поставки товаров для государственных нужд

В рамках данной статьи проводится анализ понятия договора поставки товаров для государственных нужд в российской правовой доктрине, проводится характеристика правовой природы договора на поставку товаров для государственных нужд, дается авторское пон...