Произведения фанатского творчества как объекты авторского права
Автор: Смирнова Татьяна Сергеевна
Рубрика: 12. Авторское право и смежные права
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 04.05.2018
Статья просмотрена: 2390 раз
Библиографическое описание:
Смирнова, Т. С. Произведения фанатского творчества как объекты авторского права / Т. С. Смирнова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 41-46. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14204/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье исследуются произведения фанатского творчества как объекты авторского права с точки зрения законодательства Российской Федерации, США и Австралии. Рассматриваются научные подходы к правовой природе фан-произведений; сравниваются правовые режимы производных и фанатских произведений. Предлагаются механизмы регулирования положения фан-произведений в системе объектов авторского права в России.
Ключевые слова: произведение фанатского творчества, оригинальное произведение, производное произведение.
С развитием современных информационно-телекоммуникационных технологий, право едва успевает подстроиться к интенсивным и стремительным изменениям авторского творчества. В связи с этим, некоторые новые виды произведений не получили закрепление на законодательном уровне, в частности, объекты фанатского творчества.
На сегодняшний день, произведения фанатского творчества представляют собой масштабный корпус ежедневно размещаемой и распространяемой текстовой, художественной, музыкальной, аудио-визуальной, игровой электронной продукции. Например, русскоязычный сайт ficbook.net, на котором размещается литературное творчество фанатов, по данным на 19.01.2017 вмещает в себя более 2 486 714 фанфиков [12]. И это лишь малая часть авторской фан-культуры.
Почему важно исследовать данные процессы с правовой точки зрения?
Явление фан-авторства популяризируется, оставаясь за рамками правового регулирования. Новые объекты авторского права с неопределенным статусом, вовлеченные и вовлекаемые потребители и создатели фанатской культуры, всё это создает угрозу нарушения прав авторов или правообладателей оригинальных произведений. Кроме того, мы так же можем говорить о возможном нарушении авторских прав фанатов, юридически неграмотной и слабой стороны, в случаях злоупотребления правом правообладателей (к примеру, когда издательства блокируют целые фан-сайты или фан-блоги, не утруждая себя разбирательствами с автором конкретной работы, нарушающей их права).
Сложившаяся ситуация является общей, как для правовой системы Российской Федерации, так и для зарубежных законодательств. Поэтому представляется важным определить правовой статус произведений фанатского творчества и их место в системе объектов авторского права.
В мировой юридической литературе вопрос о статусе фанатского творчества с правовой точки зрения практически не рассматривается. Исключение составляют труды авторов России, США и Америки. Примечательно, в станах англосаксонской правовой системы (США и Австралия) так же начала складываться судебная практика по данным делам.
Существующие труды российских, американских и австралийских авторов, в зависимости от определения ими статуса работ фанатов, можно разделить на три направления:
– первые ученые-юристы считают, что произведения фанатского творчества являются плагиатом (Братусь [9]);
– вторые — самостоятельным охраноспособным объектом авторского права (Калленбах, Мидлтон [15], Тушнет [17]);
– третьи — видом производных работ (Гуалина [6,10], Гурко [7], Ковальков [7], Лисаченко, Маштакова [13], Денисова [11]).
Со своей стороны отметим, что придерживаемся позиции авторов третьего подхода ввиду следующего.
На основании анализа работ данных авторов, мы можем дать следующее определение произведениям фан-творчества. Произведение фанатского творчества — это произведение, созданное фанатом оригинальной работы, выраженное в любой форме и заимствующее элементы или части формы оригинального произведения. Основными характерными чертами фан-произведений являются:
– творческий характер — фан-произведения по своей природе направленны на «преобразование» оригинального произведения (например, когда фанат создает сиквел (продолжение истории) по мотивам произведения, или переносит героев оригинального произведения в другую «вселенную» и так далее);
– возможность создания на основе оригинального произведения и заимствования формы выражения, элементов оригинальной работы — фан-работы, несмотря на творческий вклад из создателей, перенимают и сохраняют все важные и существенные элементы оригинального произведения, которые позволяют идентифицировать его;
– способность к выражению в любой объективной форме, в том числе отличной от первоначального произведения — это могут быть как фан-фильмы или фан-клипы, так и фан-арты (художественное искусство фанатов) и фанфикшен или фанфики (литературные произведения фанатов), фанатские музыкальные произведения или каверы и т. д.
Раскрывая вопрос о характерных чертах произведений фанатского творчества, кратко стоит обратить внимание и на основные составляющие таких работ. К ним относятся: название работы; указание на автора фан-произведения; указание на получение согласия автора оригинального произведения на использование его работы или лицензию (как правило, отсутствует в большинстве фан-произведений); указание на оригинальное произведение; указание на жанры и предупреждения; указание возрастного рейтинга произведения (отечественные и зарубежные фанаты используют американскую шкалу, предусматривающую рейтинги G, PG, PG-13, R, NC-17, NC-21); дисклеймер (письменный отказ от авторских прав на изначальное произведение [11] или заявление об отказе от ответственности за возможные негативные последствия, указание, кому принадлежат права на оригинал произведения [13]).
В отношении дисклеймера стоит отметить, что как российские, так и зарубежные фанаты довольно часто для защиты своих прав, когда авторы оригинальных работ на основании решения суда блокируют фан-сайты, апеллируют к его наличию. Тем не менее, наличие дисклеймера не означает, что поклонник не нарушает права авторства или право на имя автора оригинального произведения. Если в странах англо-саксонского права такое заявление может иметь правовую силу (в том числе, когда речь идет о лицензиях Creative Commons), то в странах романо-германской правовой системы оно «не имеет юридической силы и не исключает ответственности сделавшего его» [13].
Выделенные выше черты произведений фанатского творчества исключают подход к фанатским произведениям, как к плагиату или нарушению, поскольку здесь нет в чистом виде копирования, и поклонник не покушается на авторство на оригинальную работу. Более того, они подчеркивают некую «вторичность» таких произведения по отношению к оригиналу.
Что касается второго подхода к фан-произведениям как самостоятельным объектам авторского права, то он справедлив отчасти. Российские авторы, обосновывая позицию, исходят из того, что не все произведения фанатского творчества могут быть отнесены к категории производных работ или плагиату [11; 6, c. 344].
В частности, к таким исключениям можно отнести музыкальные произведения — мэшапы («mash-up»), которые состоят из двух и более других исходных музыкальных произведений, и создаются путём наложения партии (части) одного исходного произведения на идентичную или похожую партию (часть) другого. Особенность таких произведение заключается в том, что их автор не перерабатывает исходные произведения, поэтому их сложно отнести к категории производных на основании положений авторского права Российской Федерации. Американское авторское право так же рассматривает мэшапы как производные произведения, устанавливая в отношении них требования о лицензировании и выплаты вознаграждения правообладателям.
В отношении фанфикшена, или фанатских литературных произведений, можно выделить следующие исключения:
- Ориджиналы — самостоятельные оригинальные произведения фанатов, созданные вне рамок какого-либо фэндома (фанатского сообщества, участники которого объединены единым интересом к определённому произведению) и не по мотивам какого-либо оригинального произведения.
- Статьи в рамках фэндомов — приближены по статусу к самостоятельным произведениям, так как заимствуют лишь идеи из оригинальных произведений, а право как отечественное, так и зарубежное представляет защиту не идеям, а объективному выражению таких идей.
- Фанфики, в которых используется «вселенная» оригинала, но не используются герои можно отнести к самостоятельным произведениям, поскольку «вселенную» произведения можно отнести отчасти к идеям произведения, если её отдельные элементы не признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.
- Фанфики в которых используется только сюжет оригинального произведения так же можно отнести к самостоятельным литературным произведениям. Закон не представляет защиты такой составляющей произведения как сюжет, однако на практике, такая защита может быть обеспечена. Пример — судебное разбирательство между Джоан Роулинг и нидерландским издательством «Библос». «Суд предоставил правовую защиту именно сюжетным ходам книги Джоан Роулинг, повторенным, по ее мнению, в произведении Дмитрия Емеца» [13]. Вместе с тем, мы вряд ли можем рассматривать оригинальность такого сюжета как абсолютную и в отрыве от самого произведения. Именно поэтому защита сюжету предоставляется избирательно. Сюжет (в большинстве своем) и идеи из оригинальных произведений могут свободно заимствоваться фанатами.
- Фанфики в которых, в качестве персонажей выступают «известные» люди. Данная категория с точки зрения правового регулирования является неоднозначной, и скорее охватывает не авторские права, но личные неимущественные.
Исследователи англо-саксонской правовой системы указывают на признание фан-произведений самостоятельными объектами авторских прав на основании доктрин «scènes à faire» и «fair use» (для Австралии — «fair dealing») [15, c. 240–241; 17, c. 664–668], которые позволяют расширить сферу случаев свободного использования произведений.
Так, некоторые произведения фан-творчества могут быть признаны самостоятельными объектами авторского права, поэтому важно подчеркнуть использование индивидуального подхода к каждому фанатскому произведению, чтобы правильно определить его статус и правовой режим. В правоприменительной практике юристам следует учитывать такие изъятия.
Авторы второго подхода обозначают фан-произведения как производные, и мы поддерживаем их позицию в виду следующего.
Согласно анализу законодательства и судебной практики российской Федерации [1; 4; 5], производные произведения есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения. К основным характеристикам производных произведений относятся:
– основано на другом произведении (носит вторичный характер) и создано в ходе его переработки;
– содержит заимствования формы первоначального произведения;
– носит творческий характер и имеет собственную объективную форму выражения.
В отличие от российского законодателя, американский — более комплексно подходит к определению сущности производного произведения и произведений, которые относятся к производным:
– он более широко трактует понятие производного произведения и закрепляет возможность создания производного произведения на основе нескольких первоначальных произведениях;
– выделяет, что производное произведение может быть создано не только в результате переработки другого произведения, но и в результате его преобразования и адаптации;
– указывает на возможность применения к производным работам доктрины добросовестного использования произведения.
Так, по американскому законодательству под производным произведением понимается произведение, основанное на одном или нескольких предшествующих произведениях, выраженное в любой форме, при которой первоначальная работа может быть переработана, преобразована или адаптирована [2]. Производное произведение по праву США имеет следующие характерные черты:
– оно носит вторичный характер по отношению к исходному произведению;
– заимствует элементы формы исходного произведения;
– может быть создано на основе нескольких произведений;
– может быть создано в результате переработки, преобразования или адаптации исходного произведения.
Если обратиться к законодательству Австралии, то можно отметить, что австралийскому законодателю не знакомо понятие производной работы (derivative work), а его наиболее близкими аналогами в Законе об авторском праве Австралии 1968 года являются адаптация и репродукция (воспроизведение) [3]. Тем не менее, оба данных понятия нельзя прямо отнести к производным произведениям, поскольку они охватывают более узкий и специфический круг объектов авторского права
Cравнивая законодательные подходы к производному произведению в Российской Федерации и зарубежных странах, мы можем выделить следующие общие черты, присущие производным произведениям в данных правовых системах:
– основано на другом произведении (носит вторичный характер);
– содержит заимствования элементов основного произведения;
– носит творческий характер;
– может быть создано в результате переработки, преобразования или адаптации основного произведения.
Сравнивая признаки, определяющие правовую сущность произведений фанатского творчества и производных произведений, мы можем прийти к выводу, что они во много схожи и пересекаются, в частности данные произведения носят вторичный характер по отношению оригинальному произведению, основаны на нем, содержат заимствования его формы выражения и элементов, созданы в результате творческого вклада автора. Поэтому мы можем утверждать о сходстве правовых статусов фан-работ и производных работ и говорить о возможности распространения правового режима производных работ на фанатские.
Кроме того, чтобы легализовать статус произведений фан-творчества так же полагаем целесообразным:
– расширить перечень случаев свободного использования произведений, закреплённый в статье 1274 ГК РФ [1], добавив возможность некоммерческой переработки произведений без выплаты вознаграждения автору, если автор производного произведения указывает источник заимствований;
– развивать институт открытых лицензий. А именно, на первоначальном этапе, осуществить официальный перевод всех основных договорных конструкций, предоставляемых Creative Commons [14] или создать альтернативные адаптированные под российское право версии открытых лицензий, поскольку «языковой порог» и отсутствие официальных договорных конструкций могут отчасти обуславливать редкость использования авторами и правообладателями данного института, а так же отсутствие судебной практики.
Помимо всего прочего, вырабатывая механизмы по разрешению данной проблемы и обращаясь к правовому регулированию зарубежных стран, стоит отметить, что опыт США в данной сфере является показательным не только с точки зрения научных работ и судебной практики, но и в части деятельности некоммерческих организацией. Речь идет о деятельности «Organization for Transformative Works». Данная организация, как и её деятельность, являются уникальными, в том числе и с правовой точки зрения, поскольку её аналогов пока не существует в других странах.
Organization for Transformative Works — это некоммерческая организация, созданная активистами-фанатами. Её миссия состоит в том, чтобы служить поклонникам оригинальных работ, сохраняя и поощряя их творческую «трансформирующую» оригинальные произведения деятельность (иными словами, создание ими фан-работ), и делая произведения фанатского творчества широко доступными [16].
OTW выступает за преобразующий, юридический и законный характер творческой деятельности фанатов. Её деятельность направлена на воспитание правовой культуры поклонников (в сфере авторского права), а также на правовую защиту фанатских произведений, в том числе от коммерческой эксплуатации. Кроме того, OTW так же обеспечивает защиту оригинальных произведений, создает базу для разрешения конфликтов между авторами и правообладателями и поклонниками, что в совокупности создает необходимые предпосылки для законодательного урегулирования отношений в данной сфере [16].
В заключении стоит отметить, что большинство конфликтов интересов фанатов и авторов возникает в случаях коммерческого использования фанатами своих произведений, которые содержат заимствования из оригинальных работ. Если творчество фанатов носит некоммерческий характер, то большинство авторов лояльно относятся к нему, поскольку такие работы сохраняют коммерческий интерес к оригинальным произведениям, помогают расширить рынок потребителей, и являются своеобразной рекламой, что, следовательно, создает потенциал для коммерческого продвижения автора, повышает продажи оригинальной работы, сокращает издержки издательств и авторов [15, с. 240].
Кроме того, работы фанатов, не имеющие коммерческой цели и дополняющие оригинальные работы, способствуют их обновлению через создание к ним приквелов и сиквелов, что в свою очередь создает дополнительную прибыль авторам (например, в случае с произведениями как «Стар Трек» и «Доктор Кто») [15, с. 233].
Таким образом, нами были исследованы существующие в мировой юридической литературе подходы к правовой природе произведений фанатского творчества, проведено сравнение правового регулирования положения таких объектов авторского творчества в отечественном и зарубежном законодательстве, предложены механизмы по легализации их положения среди объектов авторского права. Думается, что реализация сформулированных предложений может способствовать совершенствованию действующего законодательства и позволит избежать ошибок в правоприменительной практике.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
- U. S. Copyright Act of 1976. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.copyright.gov/reports/guide-to-copyright.pdf (дата обращения: 18.01.2018).
- Copyright Act 1968. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.copyright.gov/reports/guide-to-copyright.pdf (дата обращения: 18.01.2018).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»// Российская газета. 22.04.2009. N 70.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. N 137. 28.06.2006.
- Гуалина В. В.. Правовая природа произведений фанатского творчества // Вестник молодых ученых ПГНИУ. — 2016. — № 6. — С. 340–348.
- Гурко А.. Произведения фанатского творчества по авторскому праву России и США // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. — 2015. — № 3. — С. 4–13.
- Ковальков С. В.. Производные произведения в авторском праве // Сборник статей Международного научно-практического конкурса, Пенза. — 2016. — С. 239–247.
- Братусь Д. В. Идеи в сфере исключительного права: от понятия к оборотоспособности и правовой охране [Электронный ресурс]. // URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37144325#pos=23;249 (дата обращения 24.04.2018).
- Гуалина В. В. К вопросу о правовой природе произведений фанатского творчества [Электронный ресурс]. // URL: http://conf.omua.ru/content/k-voprosu-o-pravovoy-prirode-proizvedeniy-fanatskogo-tvorchestva (дата обращения 24.04.2018).
- Денисова А. И. Фанфикшен, как субкультура и феномен массовой культуры [Электронный ресурс]. // URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/893–26–2.html (дата обращения 24.04.2018).
- Книга фанфиков [Электронный ресурс]. // URL: https://ficbook.net (дата обращения: 24.04.2018).
- Лисаченко А. В., Маштакова А. Р. Фанаты или пираты [Электронный ресурс]. // URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=4&art=6191 (дата обращения 24.04.2018).
- Creative Commons [Электронный ресурс]. // URL: https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/2.5/au/deed.ru (дата обращения 24.04.2018).
- Kallenbach P., Middleton A. 50 shades of infringement: fan fiction, culture and copyright [Электронный ресурс]. // URL: http://www.minterellison.com/files/Uploads/Documents/Publications/Articles/50-shades-of-infringement-fan-fiction-culture-201511.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
- Organization for Transformative Works // Organization for Transformative Works [Электронный ресурс]. // URL: http://www.transformativeworks.org/about_otw/ (дата обращения: 24.04.2018).
- Rebecca T. Legal Fictions: Copyright, Fan Fiction, and a New Common Law [Электронный ресурс]. // URL: http://digitalcommons.lmu.edu/elr/vol17/iss3/8/ (дата обращения: 24.04.2018).
Ключевые слова
произведение фанатского творчества, оригинальное произведение, производное произведениеПохожие статьи
Проблемы защиты авторского права на музыкальные произведения в Российской Федерации
В статье рассматриваются проблемы защиты авторского права на музыкальные произведения в России. Большинство таких нарушений связаны с незаконным использованием произведения, в частности его исполнения и переработки. Рассматривается проблема распростр...
К вопросу о правовой охране производных произведений в сфере интеллектуальной собственности
В статье рассматриваются отдельные вопросы правовой охраны производных произведений как объектов авторского права, определяются основные характеристики производного произведения и условия предоставления правовой охраны. Проводится анализ гражданского...
Научные и практические вопросы производных объектов авторского права
В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы, связанные с производными объектами авторского права, в частности о соотношении права на переработку произведения и личных неимущественных прав автора. Подняты проблемы авторского права в обла...
Игровые объекты MMORPG как вещи и объекты гражданских прав
В статье исследуется правовое регулирование игровых объектов многопользовательских ролевых онлайн-игр в рамках правовой системы Российской Федерации и зарубежных стран. Рассматриваются научные подходы к правовому регулированию таких объектов как объе...
Исключительные права в кинематографе
Статья посвящена анализу правового режима исключительных прав в кинематографе, являющегося объектом авторского права. В статье рассматривается специфика применения авторских прав к кинематографическим произведениям, учитывая их сложную структуру. Авт...
Музыкальные произведения (песни) на рынке цифровых продаж музыкальной индустрии: некоторые вопросы правоприменения
В статье автор исследует нормы права, материалы судебной практики, музыкальные произведения в форме песен (как результат творческой (интеллектуальной) деятельности и объект исключительных прав), а также научные материалы по теме работы.
К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права
Статья посвящена вопросу правового статуса субъектов авторского права. Автор анализирует основные особенности структуры и содержания правового статуса субъектов первоначального и производного авторского права
Некоторые различия произведений науки и литературы в контексте авторско-правовой охраны
Статья посвящена произведениям литературы и науки как объектам авторского права. Рассмотрены некоторые вопросы регулирования произведений науки.
Безналичные деньги как объекты гражданских прав
В статье проводится системное изучение законодательного регулирования оборота безналичных денег в Российской Федерации, также анализируется правовая природа безналичных денег. Рассмотрены проблемы законодательного регулирования правового режима денег...
Видеоигра как объект авторского права
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с правовым режимом видеоигр, анализируются различные подходы к определению конечного правообладателя на видеоигру, описываются меры, предназначенные для решения данной проблемы.
Похожие статьи
Проблемы защиты авторского права на музыкальные произведения в Российской Федерации
В статье рассматриваются проблемы защиты авторского права на музыкальные произведения в России. Большинство таких нарушений связаны с незаконным использованием произведения, в частности его исполнения и переработки. Рассматривается проблема распростр...
К вопросу о правовой охране производных произведений в сфере интеллектуальной собственности
В статье рассматриваются отдельные вопросы правовой охраны производных произведений как объектов авторского права, определяются основные характеристики производного произведения и условия предоставления правовой охраны. Проводится анализ гражданского...
Научные и практические вопросы производных объектов авторского права
В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы, связанные с производными объектами авторского права, в частности о соотношении права на переработку произведения и личных неимущественных прав автора. Подняты проблемы авторского права в обла...
Игровые объекты MMORPG как вещи и объекты гражданских прав
В статье исследуется правовое регулирование игровых объектов многопользовательских ролевых онлайн-игр в рамках правовой системы Российской Федерации и зарубежных стран. Рассматриваются научные подходы к правовому регулированию таких объектов как объе...
Исключительные права в кинематографе
Статья посвящена анализу правового режима исключительных прав в кинематографе, являющегося объектом авторского права. В статье рассматривается специфика применения авторских прав к кинематографическим произведениям, учитывая их сложную структуру. Авт...
Музыкальные произведения (песни) на рынке цифровых продаж музыкальной индустрии: некоторые вопросы правоприменения
В статье автор исследует нормы права, материалы судебной практики, музыкальные произведения в форме песен (как результат творческой (интеллектуальной) деятельности и объект исключительных прав), а также научные материалы по теме работы.
К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права
Статья посвящена вопросу правового статуса субъектов авторского права. Автор анализирует основные особенности структуры и содержания правового статуса субъектов первоначального и производного авторского права
Некоторые различия произведений науки и литературы в контексте авторско-правовой охраны
Статья посвящена произведениям литературы и науки как объектам авторского права. Рассмотрены некоторые вопросы регулирования произведений науки.
Безналичные деньги как объекты гражданских прав
В статье проводится системное изучение законодательного регулирования оборота безналичных денег в Российской Федерации, также анализируется правовая природа безналичных денег. Рассмотрены проблемы законодательного регулирования правового режима денег...
Видеоигра как объект авторского права
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с правовым режимом видеоигр, анализируются различные подходы к определению конечного правообладателя на видеоигру, описываются меры, предназначенные для решения данной проблемы.