Актуальные проблемы в системе государственной службы
Автор: Колпакова Наталия Александровна
Рубрика: 5. Административное право
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, октябрь 2018)
Дата публикации: 03.09.2018
Статья просмотрена: 709 раз
Библиографическое описание:
Колпакова, Н. А. Актуальные проблемы в системе государственной службы / Н. А. Колпакова. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14475/ (дата обращения: 15.11.2024).
На сегодняшний день государственная служба представляет собой один из важнейших институтов государственной власти. Служба является неотъемлемым условием для развития оптимальных условий жизнедеятельности человека и общества. Данный институт можно заметить во всех трёх ветвях власти и на всех уровнях: в органах представительной и судебной власти, в аппаратах органов исполнительной власти. Помимо перечисленных, данный институт можно наблюдать и в правоохранительных органах, который хоть и не входит в ветвь власти, но реализует от имени государства его основные цели и функции.
Основными субъектами осуществления государственной службы являются государственные служащие, в чём выражается особенность государственно-служебных отношений. Здесь нет таких понятий, как «работодатель» и работник». Есть наниматель (государство) и представитель нанимателя в лице руководителя государственного органа. При классических трудовых отношениях заключается трудовой договор, а в этом случае имеет место быть служебный контракт, основные условия которого определяются нормативно-правовыми актами, а не соглашениями сторон.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, на гражданскую службу имеют право поступать граждане РФ, которые достигли возраста 18 лет, владеют государственным языком РФ и соответствуют квалификационным требованиям, которые установлены законом, а именно: − уровень профессионального образования; − владение профессиональными знаниями и навыками, необходимые для исполнения должностных обязанностей; − стаж (опыт) работы по специальности или стаж гражданской службы.
Ещё одной отличительной особенностью является конкурс, по которому осуществляется поступление на службу. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [1] регулирует порядок проведения данного конкурса. Для того, чтобы конкурс был проведен образуется конкурсная комиссия посредством издания правового акта соответствующим государственным органом. В состав комиссии входят независимые эксперты, которых должно быть не менее одной четверти от общего числа членов и гражданские служащие. Конкурс проходит в два этапа: первый этап заключается в том, что на сайте соответствующего государственного органа в Интернете выкладывается информация о приеме документов для принятия участия в конкурсе. На втором этапе происходит оценка кандидатов конкурсной комиссией на основании конкурсных процедур и документов, которые ими были представлены. Конкурсные процедуры могут быть различные: анкетирование, собеседование, тестирование, написание рефератов и проч. Комиссия принимает свое решение простым большинством и положительное решение является основанием для назначения кандидата на свободную должность.
Можно выделить несколько проблемных моментов, проводя анализ практики поступления граждан на гражданскую службу. Самая важная из них заключается в том, что проводимый конкурс на вакантную должность часто проводится для виду и на деле получается так, что претенденты формально отвечают на вопросы членов конкурсной комиссии. Это не позволяет оценить в полном объеме деловые и личностные качества человека, а первостепенное значение имеют субъективные предпочтения членов комиссии.
Второй проблемой является «текучесть» кадров. Для большинства органов государственной власти характерна практика низкого уровня денежного содержания для служащих младших должностей. Каждый раз на одну и ту же должность постоянно поступают новые служащие, что существенно снижает качество работы, потому что новые сотрудники осваивают свои должности «с нуля».
Третьей проблемой в настоящее время можно считать коррупцию в органах государственной власти. Уровень коррумпированности в системе государственной службы в настоящее время возрос настолько, что приобрела глобальный характер и стала нести весьма серьезную угрозу национальной и экономической безопасности. Низкое качество организации деятельности административных органов, стиль функционирования, привело к тому, что вместо пресечения коррупции такие органы сами называются коррупционными. Эффективность предупреждения и пресечения коррупции зависит от четкого определения коррупции, а также выявления ее специфических признаков, которые имеют место в сфере публичного управления [3].
Причины коррумпированности в нашей стране весьма разнообразны. На мой взгляд, основной причиной становятся постоянные преобразования, а также зачастую в бессмысленные, непрерывные реформирования государственной службы. Помимо этого, есть фактор неэффективности использования кадров; низкий профессиональный уровень многих государственных служащих из-за частой сменяемости кадров; персональной ответственности служащих; отсутствие четких гарантий. Успех в процессе по противодействию коррупции должен достигаться при комплексном применении различных правовых средств. Зарубежный опыт обязательно должен быть использован при создании комплекса правовых средств по противодействию. К числу средств противодействия коррупции нужно отнести:
– средства урегулирования конфликта интересов;
– четкий должностной регламент;
– конкурсное замещение должности государственной службы и обязательное испытание;
– введение в систему государственной службы кадрового резерва;
– обязательное установление альтернативы при выборе кандидатов при назначении на должность;
– социальные гарантии, связанные с режимом и статусом государственного служащего;
– аттестация служащих и квалификационный экзамен;
– поощрения и награждения служащих;
– определение этапов карьерного роста;
– налоговый контроль за имущественным положением государственного служащего и членов его семьи;
– дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих;
– механизм предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего.
Однако, следует учитывать тот факт, что усилий лишь одной публичной власти государства в деле противодействия коррупции будет недостаточно. Единственное решение данной проблемы должно заключатся в комплексном использовании всех средств противодействия к коррупции и только это приведет к успехам и сведет коррупцию к такому уровню, что он не будет представлять опасности для государства, личности и общества. Поэтому необходимо поддерживать институты гражданского общества, формировать правовой режим защиты лиц, которые оказывают помощь в мероприятиях по предупреждению и пресечению коррупции, а также стимулировать их деятельность выплатами разового денежного вознаграждения.
Ключевым в исполнении государственной должности является не только высокий профессионализм служащего, но и при приеме на работу нужно учитывать его личностные качества, гражданскую позиция, высокую нравственность и умение служить своему отечеству. В связи с этим, государственную службу следует рассматривать не только как управленческий институт страны, но и как духовно-нравственный, интеллектуальный генератор общества.
Если чётко соблюдать все приведенные условия, возможно ситуация в стране начнёт улучшаться.
Литература:
- Собрание законодательства РФ. − 2005. − № 6. − Ст. 439.
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008 г. 30 декабря.
- Талапина Э. Правовые способы противодействия коррупции // Право и экономика. 2006. № 6. С. 3.