Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи
Автор: Лукшин Олег Владимирович
Рубрика: 1. Теория государства и права
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, октябрь 2018)
Дата публикации: 08.10.2018
Статья просмотрена: 10814 раз
Библиографическое описание:
Лукшин, О. В. Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи / О. В. Лукшин. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 2-6. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14552/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современном мире социальное государство является неотъемлемой характеристикой любой цивилизованной страны с демократическим режимом, в которой господствует право. Государство, опирающееся на народ как источник власти, на разделение властей, права и свободы человека и гражданина, может существовать только в условиях проведения эффективной социальной политики, направленной на благоденствие граждан и защиту социально слабых групп населения. На сегодняшний день практически все государства мира так или иначе являются социальными, хотя не все из них в полной мере соответствуют заявленным требованиям. Большинство современных цветных революций и внутриполитических потрясений во многих странах мира происходят прежде всего вследствие ошибок руководства этих государств в реализации социальной политики. Правильная стратегия в указанной сфере, усиление социальных прав и их гарантированность способствует снятию социальной напряженности, создает стабильную атмосферу свободы и благополучия общества и каждого человека [1, с. 29].
Политическая и экономическая стабильность в государстве реализуема в случае, если закрепленные в Конституции и в законах права, базирующиеся на признании достоинства человека, имеют механизм реализации, а также созданы реальные условия пользования гражданами политическими, экономическими, культурными, социальными правами и свободами.
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 прописано, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого-либо различия, которые могут позволить каждому человеку самостоятельно и свободно реализовать свой трудовой и интеллектуальный потенциал с целью обеспечения себе и своей семье достойного материального благополучия.
Вследствие этого ООН рассматривает реализацию эффективной социальной политики в государствах мира как фактор, который способствует стабилизации и развитию политики, экономики, духовно-нравственной сферы жизни общества современных государств.
Социальное государство имеет следующие характеристики [2, с 61–62].:
- Человек, его жизнь, права, свободы и достоинство является высшей ценностью;
- Внутренняя и внешняя политика социального государства направлена не на реализацию общенациональных, корпоративных интересов, а на защиту прав и свобод, законных интересов и достойных условий жизни человека;
- Обеспечивается социальная ориентированность как государственного, так и частного сектора экономики;
- Каждое управленческое решение носит социально справедливый характер;
- Проводится активная социальная политика, основанная на взаимной социальной ответственности;
- Осуществляется забота об экономической безопасности человека;
- Гарантируется справедливое распределение национальных богатств;
- Развивается гражданское общество, укрепляется авторитет и значимость каждого его института;
В юридической науке не выработано единого определения социального государства. Большинство современных ученых формируют свое определение, исходя из вышеназванных признаков, которыми должно обладать социальное государство.
Председатель Конституционного Суда РФ с 1997 по 2003 г, член-корреспондент РАН проф. М. В. Баглай дает следующее определение социального государства: «социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности» [3, с. 124].
Профессор О. Е. Кутафин пишет, что социальное государство — это такое государство, «главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности» [4, с. 141–142].
Говоря об истории социального государства, следует отметить, что его идея появилась относительно недавно — в середине XIX века. Его теоретико-правовые основы были разработаны немецким ученым Лоренцом фон Штейном, который в своих научных разработках брал за основы философию Г. Гегеля, доктрины французского социализма и английские теории построения эффективной экономики. Л. фон Штейн впервые применил термин «социальное государство» и ввел его в научный оборот. Свои основные идеи он выразил в труде под названием «История социального движения Франции с 1789 г».. В этом труде он изучил причины и последствия революционных событий во Франции и пришел к выводу, что главной основой существования и счастья в государстве является социальная стабильность вследствие сглаживания противоречий между классами, но не путем уничтожения одного класса другим, а максимального роста числа среднего класса по отношению к бедным и богатым, а также перевод низших слоев населения из положения зависимого в положение независимое путем их высокого материального обеспечения и введения социального пакета государственных гарантий.
Л. Штейн утверждал, что государство можно сделать социальным за счет наличия у него следующих функций:
– устранение юридических препятствий свободному межклассовому движению;
– попечение об общественной нужде, которое призвано обеспечить каждой личности физические условия самостоятельности;
– содействие труду, не обладающему капиталом, в достижении хозяйственной самостоятельности, например, через вспомогательные кассы, страховое дело, самопомощь в форме союзного строя неимущих [5].
В дальнейшем эта идея получила свое развитие в работах немецких экономистов Фридриха Науманна, Адольфа Вагнера, Людвига Эрхарда.
На основании этих идей канцлер Германской Империи Отто фон Бисмарк основал первую в мире страховую систему. Вскоре после окончания Первой Мировой войны президент США В. Вильсон подверг критике либеральный вариант проведения социальной политики и выдвинул идею проведения такой политики, которая гарантировала бы поддержание определенного уровня качества жизни граждан.
Во времена президентства Т. Рузвельта в 1930-е гг. США взяли «Новый курс» в проведении внутренней политики. Получило разрешение право на проведение забастовок, увеличена роль профсоюзов, были направлены действенные меры на борьбу с безработицей.
В разгар Второй Мировой войны председатель одного из комитетов парламента Великобритании Уильям Беверидж на основе кейсианской экономической модели разработал «План Бевериджа», предусматривавший введение в стране минимального размера оплаты труда (МРОТ), борьбу с безработицей посредством привлечения граждан к общественным работам, создание бесплатной системы здравоохранения, контроля за ростом цен и постепенное увеличение заработной платы работников. Идеи, изложенные в этом плане, стали применяться в целом ряде западных стран в послевоенное время.
В 1949 году социальное государство впервые в истории было прописано в статье 20 Основного Закона ФРГ. Вскоре в конституциях многих других европейских государств эта норма также получила закрепление.
Конституционно-правовая норма о социальном государстве в 1993 г. была закреплена в Конституции РФ.
В итоге к началу XXI века окончательно сформировались несколько моделей социального государства: социал-демократическая (скандинавская), консервативная (континентальная, европейская), либеральная.
Социал-демократическая модель основана в 1930-е гг. в Швеции левой социал-демократической партией СДРПШ, представляющей большинство в парламенте страны и формирующей правительство до сих пор. Данная модель является уникальным феноменом патерналистского государства с сочетанием коммунистических и буржуазных идей и представляющую собой «рыночный социализм». Государство практически полностью финансирует социальную систему, тратя на это свыше 50 % государственного бюджета в год. Основой источника дохода на эти цели являются высокие налоги, дифференцирующиеся от уровня доходов налогоплательщика, и страховые взносы работника и работодателя. Средний класс в Швеции составляет свыше 80 % населения. Практически все граждане являются получателями каких-либо дотаций от государства, которые оно выдает людям без каких-либо дополнительных и бюрократически усложненных условий. Большая часть таких дотаций выделяется детям, студентам и прочим социально незащищенным группам.
Скандинавская система имеет за свою основу развитое гражданское общество, социальную солидарность, где «все население платит за предоставляемые услуги, и все пользуются этими услугами» [6, с. 95]. Основной проблемой на пути к построению аналогичной модели в РФ является отсутствие гражданского общества и сниженная роль профсоюзов в деле защиты работников.
Более сложным путем является консервативная модель построения социального государства, примером которой является ФРГ. Она функционирует на основании ст. 20 Основного Закона ФРГ 1949 г. и в XX веке являлась как демонстрацией социалистическим странам восточного блока преимуществ рыночной экономики капиталистических стран, так и предметом национальной гордости для граждан Западной Германии. В ФРГ существует трехуровневая система социального обеспечения. Первым уровнем является обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы уплачиваются всеми работниками и работодателями. Согласно Шестой книге Социального Кодекса ФРГ от 18 декабря 1989 г. лица, состоящие в профессиональных союзах, к которым помимо писателей также относятся адвокаты, нотариусы и др. освобождаются от уплаты страховых взносов в течение трех лет от начала профессиональной деятельности. Государственные служащие, судьи, военные не являются плательщиками обязательных страховых взносов, поскольку их полностью уплачивает государство из соответствующих фондов.
Вторым видом страхования является пенсионное страхование на предприятии. Его основой являются коллективные договоры, заключаемые работниками и работодателями посредством деятельности профсоюзов. Этот вид страхования является для предприятия добровольным, но поощряется государством. Средний размер индивидуальной пенсии на предприятии равняется ¼ государственной пенсии.
Третий вид страхования — частное. На сегодняшний день более 90 % граждан ФРГ застрахованы на различные случаи жизни и являются получателями выплат из соответствующих страховых касс. Страхование охватывает большинство случаев жизни: болезни, безработицу, переквалификации и пр. Частное страхование заключается на основании индивидуального договора и является добровольным.
Указанная модель возможна для применения в России, поскольку имеет подходящую правовую базу, однако в силу отсутствия развитого социального партнерства, гражданского общества и соответствующих денежных средств на ее организацию, она до сих пор не реализована на практике.
В целом консервативная модель характеризуется политикой активного создания рабочих мест, низкой безработицей, максимальным сокращением дифференциации доходов граждан, широкомасштабной инвестицией в социальную сферу и наличием налога на богатство, который может достигать до 90 % совокупного дохода.
Либеральная модель социального государства является наиболее ранней в истории и простой в построении. Ее используют большинство стран мира, виднейшими из которых являются Великобритания, США, Канада, Австрия.
Во времена Великой французской революции, несмотря на то, что в умах общественных и политических деятелей присутствовала идея об обеспечении человека не только естественными правами, которыми являются право на жизнь, свобода, обладание собственностью, но и социальными, экономическими и политическими правами, тем не менее реально до воплощения идеи социального государства было довольно далеко, поскольку преобладающей все-таки оставалась мысль о предоставлении государством всем его гражданам только лишь свободы и равенства возможностей.
В дореволюционной Франции конца XVIII века феодальное аристократическое государство с массовым бесправием, где реальными богатствами и социальной защитой обладали менее 1 % населения, прекратило свое существование с момента оглашения М. Робеспьером в Конвенте 23 июня 1793 года проекта Декларации прав человека и гражданина, в котором прописывалось, что «общество обязано заботиться о существовании всех своих членов или, доставляя им работу, или доставляя средства существования тем, кто не может работать» [7, с. 445].
Так называемая либеральная теория понимания сущности государства отводила ему роль «ночного сторожа», где государство только гарантирует право и предоставляет возможности человеку для его счастливого существования. Государство не вправе было вмешиваться в социально-экономическую сферу и каким-либо образом влиять на социальную политику, исключая применение охранительных методов.
В связи с этим уже в середине XIX века что быстро развивающиеся капиталистические отношения способствовали развитию производственных сил, развязали инициативу и самонадеянность людей, многие стали разочаровываться в либеральных идеях государства как «ночного сторожа» по причине того, что при таком раскладе оно не может обеспечить всеобщее счастье и благоденствие народа своих стран.
На почве таких настроений, порожденных не оправдавшимися надеждами, в Европе стали появляться социалистические доктрины, в которых предлагались новые пути государственного строительства, предполагающие активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу общества при наличии социального равенства, отсутствии антагонизирующих классов и справедливого политического устройства, где власть принадлежит народным массам.
Нужно сказать, что социализм возник прежде всего как реакция на либерализм Великой французской революции. Также именно на основании ее негативного опыта, изложенного в монографии «История социального движения Франции с 1789 г»., Лоренц фон Штейн создал свою теорию социального государства, которая легла в основу консервативной модели, ныне применяемой в ФРГ.
Говоря о России, следует отметить, что Согласно ст. 7 Конституции Россия является социальным государством, политика которого направлена на достижение условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Россия находится очень близко к реализации либерального социального государства. Однако социальное государство либерального типа все же предполагает наличие правового государства с развитым гражданским обществом и высоким уровнем жизни населения.
Многие авторы научных статей полагают, что Россия должна следовать по скандинавскому пути построения социального государства, поскольку она являет собой предел мечтаний, благополучия и ориентирована на качество предоставляемый государством обществу социальных услуг и продуктов.
Исходя из этих соображений, повышение качества жизни российских граждан является одной из основных целей, обозначенных в Указе Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Согласно Указу Президента РФ № 683 стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов.
Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет достойной оплаты труда, его качества, создания условий для благоприятной жизни инвалидам, обеспечения личной безопасности граждан, качественных, безопасных товаров, услуг, доступности медицинского обслуживания и т. д. [8].
В Распоряжении Правительства РФ № 1662-р обозначаются целевые ориентиры, направленные на достижение высокого уровня социального и экономического развития, соответствующего России как ведущей мировой державе. Большое внимание в документе уделено развитию в стране здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, рынка труда, доступности жилья [9].
Основной проблемой строительства социального государства и претворения в жизнь вышеперечисленных высоких качеств жизни граждан в России являются: 1) дефицит бюджета; 2) отсутствие развитого гражданского общества; 3) отсутствие в обществе идеи социальной солидарности.
Наиболее значимой задачей России является воспитание в обществе идеи социальной солидарности, которая, вкупе с развитым гражданским обществом, поможет укрепить существующие позиции социального государства в соответствии со ст. 7 Конституции РФ.
Так, судья в отставке Конституционного суда РФ профессор Б. С. Эбзеев определяет современное социальное государство как «механизм согласования интересов различных уровней и различных субъектов общественных отношений, гармонизации социальной ответственности и социальной справедливости на правовой основе. Это фактор общественного благополучия, основывающийся на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества. Конституционное же закрепление социальности государства означает возложение на государство общесоциальной функции заботы властей о благе всех граждан и распределении материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу» [10, с. 386].
Таким образом, социальное государство в своем развитии прошло короткий, но весьма значимый путь от теоретической идеи до основ конституционного строя современных государств. Однако этот путь все еще не завершен. Вопрос стоит не в том возможно ли построение социального государства в отдельно взятой стране. История показала, что это осуществимо. Речь идет о достижении этой цели в масштабах всей планеты. Вполне возможно, что в ближайшем будущем, не говоря уже о посткапиталистическом обществе, государства мира, в том числе и Россия, при развитии науки и права смогут направить общество на курс достижения социального государства в идеале всеобщего благоденствия при сохранении демократических прав и свобод в том контексте, в котором мечтали многие выдающиеся умы человечества.
Литература:
- Дели М. Возможности реализации социальных прав в Европе. — Страсбург. 2002.
- Леонов И. В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования — М., МГИМО-Университет, 2006— 96 с.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 4-е ищд. —М.:Норма, 2004— 784 с.
- Государственное право Российской Федерации / под ред. О. Е. Кутафина. — М.:Юрид.лит. 2006–584 с.
5. Учение об управлении Л. Фон Штейна // Райан Томас Гослинг \/ Ryan Thomas Gosling. 2017. URL: http://radio-angusht.ru/uchenie-ob-upravlenii-l-fon-shtejna/ (дата обращения: 25.09.2018).
- Плевако Н. С. О шведском «государстве благосостояния» // Социальное государство: концепция и сущность. — М.: Издательство «ОГНИ», 2004. 356 с.
- Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента (1772–1794): Сборник документов и материалов. — М., 1927. — 719 с.
8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»/ СПС Консультант Плюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения 25.09.2018).
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 25.09.2018).
- Эбзеев Б. С. Человек. Народ. Государство. — М.: Юридическая литература, 2005— 576 с.