Организация воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Венгер, М. Р. Организация воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ / М. Р. Венгер, Д. А. Маликов. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/319/14707/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье проводится историко-правовой анализ особенностей организации воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ. Авторы рассматривают процесс использования труда несовершеннолетних, ставят вопрос о смещении прерогатив государства от воспитания осужденных к извлечению экономической выгоды. Приводятся статистические данные о количестве несовершеннолетних осужденных в исправительных учреждениях ГУЛАГ, показывается связь в условиях отбывания наказания и смертности детей.

Ключевые слова: исправительные учреждения, ГУЛАГ, трудовой режим, воспитание, несовершеннолетние, производственный план.

The article presents a historical and legal analysis of the features of the organization of education of minors in the system of correctional institutions of the GULAG. The authors consider the process of using the labor of minors, raise the question of shifting the prerogatives of the state from the education of convicts to the extraction of economic benefits. The statistical data on the number of juvenile convicts in the Gulag correctional institutions are given, the connection in the conditions of serving the sentence and the mortality of children is shown.

Keywords: correctional institution, the GULAG, the labor regime, the upbringing of minors, the production plan.

В советское время многие аспекты исполнения наказания долгое время по понятным причинам находились в тайне. Учебные пособия, литература, новостные газеты все больше были ориентированы на достижения пролетариата, роль В. И. Ленина в свершении революции и создании мощного государства. Подчеркивалась огромная роль чекистов под предводительством самого Ф. Дзержинского в «трогательной» борьбе с беспризорностью и создании специальных воспитательных учреждений для несовершеннолетних. С приходом к власти И. В. Сталина коренным образом ситуация не изменилась. В 1930-е годы беспризорных детей насчитывалось порядка 7 миллионов. Решение этой проблемы стало одной из основных политических задач советского государства. Вызов принял ГУЛАГ. Система функционировала не только для беспризорников, но и для детей, подвергнутых наказанию в виде лишения свободы. Из детей, попавших в ГУЛАГ, были не только те, которые совершили преступление, но и так называемые «лагерные дети», дети, последовавшие за своими заключенными родителями.

После прихода советской власти были отменены суды и тюремное заключение для несовершеннолетних. Но Постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» в некотором роде отмотало страницы истории в обратном направлении. Так, «несовершеннолетних начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, причинении насилий, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания» [3]. Более того, Указом от 10 декабря 1940 г. введено разрешение на расстрел несовершеннолетних с 12-летнего возраста за повреждение… железнодорожных или иных путей».

Количество детей ГУЛАГа резко увеличилось во время «большого террора». 15 августа 1937 года вышел оперативный приказ НКВД СССР, который четко регламентировал действия сотрудников государственной безопасности касаемо изъятия детей. Составлялись два списка: дети дошкольного возраста и дети до 15 лет. Их дальнейшую судьбу определяло решение Особого совещания НКВД СССР [4].

Приведем некоторые статистические данные. Так, в 1927 году 48 % всех заключенных составляли люди в возрасте от 16 до 24 лет. Как видно, в данную группу включены и несовершеннолетние. В ГУЛАГе существовали и дома младенца. Всего в 1951 г. в таких домах находились 534 ребенка, из них погибло 59 детей. Что же способствовало такой высокой смертности? Данный вопрос никак нельзя оставлять риторическим.

Исходя из статистических данных, в 1940 г. во всех колониях были созданы средние школы для обучения несовершеннолетних по общей семилетней программе [6]. Интересно, что в это время в СССР действовало четырехлетнее обязательное школьное образование. Также, для детей были созданы кружки самодеятельности, где они могли реализовывать свой «творческий» потенциал. В этот период по различным данным в исправительных учреждениях работало около 2500 педагогов и воспитателей. Также в большинстве исправительных учреждений были организованы пионерские отряды и комсомольские организации из состава несудимых воспитанников. На 1 марта 1940 г. в колониях ГУЛАГа насчитывалось 4126 пионеров и 1075 членов ВЛКСМ» [1].

Но со второй половины 30-х годов ХХ века начало происходить своеобразное смещение прерогатив пенитенциарной политики в отношении несовершеннолетних. На доминирующую позицию стали выдвигаться такие критерии, как режим содержания и использование труда несовершеннолетних. Хотим заметить, что срок обязательного обучения несовершеннолетних в исправительных учреждениях был увеличен по сравнению с общими стандартами обязательного школьного образования совсем не с проста. Данное явление обусловлено стремлением извлечь максимальную экономическую выгоду из принудительного труда детей. При этом задача воспитания отошла на второй план. То есть, по своей сути, изменилось главное направление деятельности исправительного учреждения на простое извлечение экономической выгоды государством.

Организация воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ преимущественно заключалась в использовании принудительного труда, что нашло отражение в специально изданном приказе НКВД СССР от 3 октября 1936 года № 413. В данном приказе выражались претензии к руководителям исправительных учреждений относительно невыполнения производственного плана. Советское государство с конца 1920-х годов начало открыто эксплуатировать труд заключенных для реализации плана индустриализации страны. К принудительному строительству крупномасштабных объектов, таких как БАМ, Беломорканал, привлекались не только взрослые, но и несовершеннолетние. Их отправляли на самые тяжелые работы, в различных погодных и жизненных условиях. Так, на одном из «островов архипелага ГУЛАГ» в Кабардино-Балкарии на пемзовом руднике трудилось около 500 детей. Несовершеннолетние вручную отбивали камень, жили в самодельных камышовых бараках. В Чувашии дети работали на сланцевых рудниках. В виду таких условий дети массово гибли.

Руководители НКВД и ГУЛАГа понимали, что отсутствие у несовершеннолетних необходимых трудовых навыков, рабочей специальности не позволит им выполнять работу наравне со взрослыми, но несмотря на это устанавливали для них производственный план.

Тем не менее вероятно, установленный порядок привлечения несовершеннолетних заключенных к труду показался властям излишне мягким. И 11 ноября 1940 г. была внесена корректива в нормы о трудовом режиме данной категории осужденных. Соответствующим циркуляром было установлено: «В целях упорядочения трудового режима несовершеннолетних заключенных, содержащихся в колониях НКВД, и во изменение п. 18 положения о трудовых колониях, установить:

  1. Для несовершеннолетних заключенных в возрасте от 12 до 16 лет — 4-часовой рабочий день на производстве (ученических мастерских) и 4 часа занятий в школе.
  2. Для несовершеннолетних заключенных в возрасте от 16 до 18 лет — 8-часовой рабочий день на производстве (ученических мастерских) и 2 часа занятий в школе.
  3. Отделу колоний для несовершеннолетних УИТК и ТП ГУЛАГа в месячный срок разработать и спустить на места учебный план для школ взрослых, организованных в колониях с контингентом 16–18 лет» [2].

В основе исправления и перевоспитания несовершеннолетних должен был лежать труд, носивший воспитательно-исправительное значение. Вместе с тем условия, в которых работали несовершеннолетние, не позволяли обеспечить должное трудовое воспитание правонарушителей. Организация труда носила примитивный характер. Несовершеннолетних готовили по большей части к ремесленным и кустарным профессиям.

То, что происходило в ГУЛАГе, — это детоубийство в прямом смысле слова. На сегодняшний день открыты далеко не все архивы. Но, когда придет время приоткрыть завесу истории СССР, мы определённо не узнаем обо всех трагических детских судьбах. Непременно, часть информации возможно восстановить по воспоминаниям очевидцев, но, к большому сожалению, их осталось не так уж много. Невозможно описать судьбу каждого, подвергнутого репрессиям, каждого ребенка, лишенного родителей, всех умерших от голода и условий «воспитания» в ГУЛАГе. Но мы обязаны предпринять все возможное, чтобы раскрыть те страшные страницы нашей истории и убрать все вопросительные знаки.

Литература:

  1. Шеуджен Нурдин Асланович, Яблонский Иван Владимирович Особенности использования труда несовершеннолетних, приговоренных к лишению свободы, в исправительных учреждениях ГУЛАГа (1935–1940 годы) // Вестник КРУ МВД России. 2017. № 2 (36).
  2. Циркуляр НКВД № 270 «О трудовом режиме несовершеннолетних заключенных, содержащихся в колониях НКВД для несовершеннолетних» от 11 ноября 1940 г. // ГАРФ. Ф.9401. Оп. 1а. Д.81. Л. 147.5.
  3. Постановление СНК СССР, ЦИК СССР от 7 апреля 1935 года № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних».
  4. Оперативный приказ НКВД СССР от 15.08.1937 г. № 00486 «Об операции по репрессированию жен и детей изменников родины».
  5. Приказ НКВД СССР от 3 октября 1936 года № 413.
  6. От тюрем к воспитательным учреждениям: сб. ст. / под общ. ред. А. Я. Вышинского. М.: Сов. законодательство, 1934. — 430 с.
Основные термины (генерируются автоматически): GULAG, ГУЛАГ, ребенок, производственный план, трудовой режим, учреждение, заключенная, советское государство, час занятий, экономическая выгода.

Ключевые слова

воспитание, несовершеннолетние, исправительные учреждения, ГУЛАГ, трудовой режим, производственный план

Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые соци...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Законодательный пробел в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы

В статье рассмотрены особенности исполнения наказания в исправительных учреждениях разных видов. Анализируя условия отбывания наказания в различных исправительных учреждениях, авторы выявили ряд пробелов в дифференциации исполнения наказаний, и было ...

К вопросу о специфике педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях

Авторы статьи рассматривают ключевую роль пенитенциарной педагогики в процессе перевоспитания осуждённых, высказывают озабоченность проблемой рецидива среди ранее осуждённых лиц и видят основную причину этого в недостаточном внимании к подготовке кад...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Учёт психологических реакций осуждённых при проведении воспитательной работы сотрудниками УФСИНа

Настоящая статья посвящена вопросу учёта психологических реакций осуждённых при проведении воспитательной работы сотрудниками УФСИНа. В статье перечисляются наиболее уязвимые группы лиц, которые содержатся в СИЗО и свойственные им характеристики. В п...

История развития уголовно-исполнительных инспекций

В статье проводится анализ истории развития деятельности органов по привлечению лиц к отбыванию наказания без изоляции от общества, которое связано с трудовым воздействием на осужденных, определено, что история развития и становления уголовно-исполни...

Современные технологии обеспечения безопасности на службе уголовно-исполнительной системы: зарубежный опыт

В связи с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий в зарубежных системах исполнения наказаний все больше внедряются новые цифровые системы для обеспечения безопасности в учреждениях УИС, а также для борьбы с пенитенциарной преступно...

Общая характеристика преступлений, совершаемых в местах лишения свободы

В статье рассматривается общий обзор, преступлений, совершаемых в местах лишения свободы, упомянута краткая статистика совершаемых побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также свод осужденных, содержащихся за совершенные преступлени...

Применение основных средств исправления осужденных в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации

В данной статье рассматривается основная цель отбывания наказания, которой является исправление осужденных. В данной работе мы рассмотрим основные методы исправления осужденных и то, как они применяются во время отбывания наказания. Проанализируем ст...

Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые соци...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Законодательный пробел в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы

В статье рассмотрены особенности исполнения наказания в исправительных учреждениях разных видов. Анализируя условия отбывания наказания в различных исправительных учреждениях, авторы выявили ряд пробелов в дифференциации исполнения наказаний, и было ...

К вопросу о специфике педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях

Авторы статьи рассматривают ключевую роль пенитенциарной педагогики в процессе перевоспитания осуждённых, высказывают озабоченность проблемой рецидива среди ранее осуждённых лиц и видят основную причину этого в недостаточном внимании к подготовке кад...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Учёт психологических реакций осуждённых при проведении воспитательной работы сотрудниками УФСИНа

Настоящая статья посвящена вопросу учёта психологических реакций осуждённых при проведении воспитательной работы сотрудниками УФСИНа. В статье перечисляются наиболее уязвимые группы лиц, которые содержатся в СИЗО и свойственные им характеристики. В п...

История развития уголовно-исполнительных инспекций

В статье проводится анализ истории развития деятельности органов по привлечению лиц к отбыванию наказания без изоляции от общества, которое связано с трудовым воздействием на осужденных, определено, что история развития и становления уголовно-исполни...

Современные технологии обеспечения безопасности на службе уголовно-исполнительной системы: зарубежный опыт

В связи с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий в зарубежных системах исполнения наказаний все больше внедряются новые цифровые системы для обеспечения безопасности в учреждениях УИС, а также для борьбы с пенитенциарной преступно...

Общая характеристика преступлений, совершаемых в местах лишения свободы

В статье рассматривается общий обзор, преступлений, совершаемых в местах лишения свободы, упомянута краткая статистика совершаемых побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также свод осужденных, содержащихся за совершенные преступлени...

Применение основных средств исправления осужденных в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации

В данной статье рассматривается основная цель отбывания наказания, которой является исправление осужденных. В данной работе мы рассмотрим основные методы исправления осужденных и то, как они применяются во время отбывания наказания. Проанализируем ст...