Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными организациями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, апрель 2019)

Дата публикации: 28.03.2019

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Лындина, Ю. В. Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными организациями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем / Ю. В. Лындина. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/327/14949/ (дата обращения: 15.11.2024).



Представляя собой комплекс действий по сбору и обработке информации о движении денежных средств, операциях, подпадающих в категорию сомнительных и подлежащих обязательному контролю, а также исполнение мер по пресечению нелегального оборота денежных средств на территории страны и финансирования терроризм [6, c.125], финансовый мониторинг получает все большее развитие в кредитных организациях, функционирующих на территории Российской Федерации.

Целью финансового мониторинга кредитными организация является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения [4, c. 3418]. При этом под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, признается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. А финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации [3, c. 2954], либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

При этом законодатель четко регламентирует каковые операции могут подлежать замораживанию (блокированию). Однако некоторые банки все же внедряют свои правила внутреннего контроля с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПАО «Сбербанк», банк ВТБ и др.). Так, ПАО «Сбербанк», являясь одним из самых популярных банков в настоящее время [8], руководствуясь таковыми внедренными Правилами [7] самостоятельно определяет какие операции подлежат замораживанию, осуществляя блокирование как операций, осуществляемых между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, так и между физическими лицами. По предоставленной информации центра мониторинга ПАО «Сбербанк», кредитная организация осуществляет замораживание денежных средств на основе проведенного центром анализа их движения на конкретном счете конкретного клиента. То есть, центр мониторинга анализирует все имеющиеся операции по данному счету и определяет, какие операции подлежат замораживанию, при этом сумма, подлежащая блокированию, у каждого клиента определяется индивидуально, в зависимости от общего оборота денежных средств по счету.Соответственно, объектом финансового мониторинга выступают практически любые операции, происходящие в текущей деятельности хозяйствующих субъектов.

Замораживая безналичные денежные средства, кредитная организация запрашивает у сторон конкретной произведенной операции, подтверждающие документы на перечисление денежных средств (договора купли-продажи, поставки, займа и пр.). В связи с этим, представителям организации приходиться осуществлять сбор необходимых документов, подтверждающих наличие отношений с контрагентами, и лично предоставлять их в отделение кредитной организации. Такие действия представляются ресурсозатратными для сторон операции и нарушают процесс их деятельности и функционирования как хозяйствующего субъекта.

Вместе с тем следует отметить, что действующее гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно [2, c. 3301]. При этом, согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Однако не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Соответственно, кредитная организация, замораживая операции с безналичными денежными средствами ставит под сомнение принцип добросовестности хозяйствующих субъектов, который регламентирован гражданским законодательством.

Во исполнение требований кредитной организации, осуществляющей финансовый мониторинг по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, клиенты данной кредитной организации — юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, — предоставляют запрашиваемые документы, следствием чего является размораживание операции с безналичными денежными средствами. При этом, согласно статистическим данным, в 93, 8 % случаев, клиенты кредитных организаций соответствуют принципам добросовестности, и данные операции осуществляются на законных и обоснованных основаниях [5, c. 49]. Однако, выполняя требования кредитной организации, которая осуществляет финансовый мониторинг, существенно нарушается процесс деятельности хозяйствующего субъекта, поскольку он вынужден на протяжении определенного периода приостанавливать операции с денежными средствами, что влечет за собой снижение показателей предпринимательской деятельности. В данном случае, на наш взгляд, нарушается не только деятельность субъектов препирательства, но и принцип, установленный конституционным законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ [1, c. 4398], в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Соответственно, замораживание (блокирование) кредитными организациями безналичных денежных средств, в первую очередь, нарушает конституционный принцип экономической деятельности. Да, непременно, во вторую очередь, таковые действия кредитной организации действительно могут предотвратить легализацию (отмывание) доходов, полученным преступным путем, и финансирования терроризма. Однако, как показывают статистические данные, выявление преступных деяний за счет проведения подобного финансового мониторинга всех организаций, является не рациональным. Вместе с тем, следует отметить, что и субъекты, осуществляющие отмывание денежных средств преступным путем, в своей деятельности используют все более обдуманные и грамотные схемы, разоблачение которых зачастую представляется невозможным или трудоемким и длительным процессом. Следовательно, правовые нормы, установленные Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», в ряде своих положений противоречат Основному закону нашего государства. Вместе с тем, отметим, что принципы, установленные в Конституции РФ, распространяют свое действие на всей территории Российской Федерации и на всех лиц, проживающих и находящихся на территории РФ. Соответственно, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», нарушает конституционные права и свободы граждан, субъектов предпринимательской деятельности, признание, соблюдение и защита которых является непосредственной обязанностью государства. В связи с чем, считаем целесообразным Конституционному Суду РФ осуществить проверку ряда положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» на соответствие пункта 1 статьи 8 Конституции РФ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с поправками от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 03.08.2018 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  4. Федеральный закон от 07.08.201 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма» (с изменениями и дополнениями от 23.04.2018 г.) // СЗ РФ. 2001. № 33 (частьI). Ст. 3418.
  5. Буяновский С. Г., Порываев Г. В. Противодействие легализации денежных средств как инструмент минимизации уровня теневой экономики // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 5.
  6. Фурцева Г. Г. Объект финансового мониторинга в кредитной организации // Символ науки. 2017. № 04–3.
  7. Официальный сайт ПАО «Сбербанк»: Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма https://www.sberbank.com/ru/compliance/finmonitoring, дата обращения: 20.03.2019 г.
  8. Электронный ресурс: https://10bankov.net/rating/samye-populyarnye-banki.html, дата обращения: 20.03.2019 г.
Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, финансирование терроризма, финансовый мониторинг, противодействие легализации, Российская Федерация, средство, доход, Конституция РФ, лицо, операция.

Похожие статьи

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации

Дистанционный мониторинг как способ организации контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма

Восприятие международных стандартов в противодействии легализации преступных доходов законодательством Российской Федерации

Построение эффективной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в кредитной организации

Экономические аспекты теневых схем легализации доходов, полученных незаконным путем с использованием ценных бумаг

Актуальные проблемы квалификации преступлений о легализации доходов, полученных преступным путем

Методические положения и рекомендации по оценке эффективности привлечения частным сектором экономики финансовых ресурсов на рынке ссудных капиталов

Гражданско-правовые способы и причины легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Современное состояние легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Анализ отечественной практики валютного регулирования и валютного контроля в качестве меры противодействия нелегальному вывозу капитала из Российской Федерации

Похожие статьи

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации

Дистанционный мониторинг как способ организации контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма

Восприятие международных стандартов в противодействии легализации преступных доходов законодательством Российской Федерации

Построение эффективной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в кредитной организации

Экономические аспекты теневых схем легализации доходов, полученных незаконным путем с использованием ценных бумаг

Актуальные проблемы квалификации преступлений о легализации доходов, полученных преступным путем

Методические положения и рекомендации по оценке эффективности привлечения частным сектором экономики финансовых ресурсов на рынке ссудных капиталов

Гражданско-правовые способы и причины легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Современное состояние легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Анализ отечественной практики валютного регулирования и валютного контроля в качестве меры противодействия нелегальному вывозу капитала из Российской Федерации