Проблемы и перспективы развития электронного правосудия
Автор: Попова Екатерина Сергеевна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Краснодар, июнь 2019)
Дата публикации: 19.05.2019
Статья просмотрена: 8254 раза
Библиографическое описание:
Попова, Е. С. Проблемы и перспективы развития электронного правосудия / Е. С. Попова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/334/15091/ (дата обращения: 16.11.2024).
На сегодняшний день, в условиях активного научно-технического прогресса все больше внимания уделяется развитию информационных и коммуникационных технологий как на мировом, так и на государственном уровнях.
Подтверждением этих слов выступает, подписанный Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Основными положениями данного указа выступают ускорение технологического развития РФ, путем внедрения цифровых технологий в различные сферы общества, а так же создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций [3].
Как видно на данном примере внедрение информационных и коммуникационных технологий направлено на различные сферы общества, такие как экономическая, социальная, а также правовая. В последней активное применение данных технологий осуществляется в процессе судопроизводства, путем создания электронного правосудия.
Под электронным правосудием следует понимать способ осуществления правосудия, который основывается на использовании информационных технологий, позволяющих применять в судопроизводстве безбумажный обмен информацией в электронно-цифровом виде между всеми участниками судебного процесса [1].
Необходимо отметить, что в настоящий момент уже в большом количестве судов, как в России, так и за рубежом активно используются такие элементы электронного правосудия, как СМС-информирование участников процесса, видео-конференц-связь, электронная подача документов, мобильный комплекс защиты свидетелей.
Предусматривается целый спектр возможностей для пользователей электронного правосудия, а именно:
– подача обращения гражданином, а также отправка необходимых документов в суд в электронной форме;
– отслеживание движения дела в суде в электронном виде;
– получение уведомлений о решении суда с помощью электронных средств связи.
Однако, не смотря на то, что в связи с введением в действие электронного правосудия законодателем был принят ряд нормативных документов, посвященных развитию технологий в судебной системе, таких как ФЗ от 23.06.2016 г. N 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» или ФЗ от 22.12.2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и т. д., существует ряд проблем в сфере развития информатизации и автоматизации работы судов [4] [5].
Имеющиеся проблемы можно условно разделить на определенные группы, одной из которых выступает группа организационно-технических проблем.
Поскольку электронное правосудие находится в начальной стадии своего развития, действующие сервисы не учитывают ряд аспектов судопроизводства, среди которых следует отметить проблему проверки
подлинности и аутентичности электронных документов, представленных гражданином. Вариантом решения данной проблемы видится заимствование опыта зарубежных стран, таких как Италия или Австрия, где подлинность документа подтверждается электронно-цифровой подписью.
Следующей проблемой данной группы выступает проблема защиты информации от несанкционированного доступа. Несмотря на большое количество технических программ защиты информации, расположенной на серверах судов, передаваемой по линиям связи между судами, а также между судами и участниками процесса, нельзя гарантировать полную ее изоляцию от внешнего вмешательства.
Еще одной группой имеющихся проблем выступает социальная группа, базирующаяся, в отличие от организационно-технической, на воле и сознании людей.
Первостепенной проблемой в данной группе выступает проблема информационного неравенства, заключающаяся в ограничении возможностей использования электронного правосудия социальной группой, не имеющей доступа к современным средствам коммуникации. Решением данной проблемы видится установка в общедоступных метах специализированных автоматизированных устройств, позволяющих в полной мере реализовать возможности электронного правосудия.
Однако тут же возникает иная проблема, выражающаяся в технической неграмотности определённого процента населения. Для решения данной проблемы необходимо проведение государственных, региональных программ информатизации, внедрение и развитие определенных образовательных стандартов в данной области.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о присутствии множества разнообразных проблем, связанных с использованием возможностей электронного правосудия. Однако их наличие обуславливается зарождением данного института, совершенствование которого законодатель только начинает.
Говоря о перспективах дальнейшего развития электронного правосудия, стоит отметить, что в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», планируется обеспечить техническими устройствами интернет-трансляции суды общей юрисдикции в рамках проведения открытых судебных заседаний [2].
Таким образом, развитие электронных технологий является одним из приоритетных направлений российской правовой политики. Совершенствование цифровых технологий нуждается и в улучшении электронного документооборота в судебной системе. Судейским сообществом в России делается немало для развития данной сферы.
Литература:
- Концепция развития информатизации судов до 2020 года (утверждена Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 439) Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс: Высшая школа. URL http://www.consultant.ru: (дата обращения: 11.05.2019).
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы»(ред. от 24.12.2018) Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс: Высшая школа. URL http://www.consultant.ru: (дата обращения: 11.05.2019).
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” (ред. от 19.07.2018) Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс: Высшая школа. URL http://www.consultant.ru: (дата обращения: 15.05.2019).
- Федеральный закон от 23.06.2016 N 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс: Высшая школа. URL http://www.consultant.ru: (дата обращения: 15.05.2019).
- Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»(ред. от 28.12.2017) Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс: Высшая школа. URL http://www.consultant.ru: (дата обращения: 15.05.2019).