Международное законодательство о борьбе с молодежным экстремизмом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Краснодар, июнь 2019)

Дата публикации: 22.05.2019

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Калашникова, Е. А. Международное законодательство о борьбе с молодежным экстремизмом / Е. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/334/15100/ (дата обращения: 15.11.2024).



Правовое регулирование экстремизма в молодежной среде нашло свое отражение на международном уровне, что является вполне обоснованным, поскольку указанная проблема является международной.

Как отмечает Ганаева Е. Э., «впервые термин «экстремизм» получил свое закрепление в Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, которая была принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г. № 49/60. Согласно данному документу, выражалась озабоченность относительно совершения актов терроризма, в основе которых лежит, в том числе и экстремизм. Однако в тесте Декларации так и не было закреплено само определение указанной категории. То есть Декларация позволила всего лишь установить наличие связи между терроризмом и экстремизмом» [2].

По мнению Казберова П., «Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 2003 г. № 58/174 способствовала тому, что экстремизму, в частности и в молодежной среде, была предана качественная характеристика. Соответственно, экстремизм стал рассматриваться в качестве серьезной угрозы для международной законности, а также правопорядка». [3]

С учетом таких подходов ООН признало терроризм как наиболее радикальное проявление экстремизма. Но такой подход нельзя считать абсолютно правильным.

В последующих документах, которые принимались ООН, также отсутствовало конкретное определение экстремизма. В ряде случае экстремизм просто приравнивался к:

− расизму (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 08.09.2000 г. № 55/2 «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций»);

− ксенофобии (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 04.12.2000 г. № 55/ 59 «Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века»);

− нацизму (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.1967 г. № 2331 «Меры, которые должны быть приняты против нацизма и расовой нетерпимости»).

С учетом указанных международных документов экстремизм рассматривался именно с позиции религиозной, расовой, а также националистической позиции. При этом, политические мотивы, которые нередко были основой, просто не анализировались и не раскрывались.

Говоря об этой проблеме, Скудин А. С. отмечает, что «в документах, разработанных ООН, отсутствует определение экстремизма, то есть какое-либо общепринятый подход к пониманию указанной категории отсутствует. Отсутствует и перечень самих составов, которые следует относить к деяниям экстремистской направленности. Однако, это не мешает определению в международных актах терроризма как наиболее радикального проявления экстремизма, что свидетельствует об оформляющемся в международном праве направлении по разработке мер противодействия экстремизму через призму борьбы с терроризмом» [5].

Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанная 15.06.2001 года странами-участницами Шанхайской организации сотрудничества, является ещё одним важным нормативным актом в исследуемой нами сфере. Так, экстремизм в ней определяется как какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них. В таком подходе к пониманию экстремизма раскрыты политические мотивы, но при этом отсутствует понимание религиозных, расовых, националистических идей, которые также лежат в основе экстремизма.

Казберов П. указывает, что «фактически можно сказать о том, что с позиции международных документов до сих пор не выработано единого подхода к пониманию экстремизма. Однако, если провести активную работу, направленную на систематизацию всех приведенных международных документов, представляется возможным выработать общее понятие «экстремизм» [3].

Интересным представляется анализ ряда нормативных документов, касающихся экстремистской деятельности в молодежной среде, в различных странах.

Так, например, в Великобритании была предпринята попытка на то, чтобы разработать нормативно-правовую базу, посредством которой возможно будет регулировать экстремистские деяния. Интересным представляется тот факт, что в Великобритании, экстремизм условно разделяется на две самостоятельных категории, а именно:

− «насильственный экстремизм» (Violent Extremism);

− «внутренний экстремизм» (Domestic Extremism).

Что касается насильственного экстремизма, то это некая демонстрация неприемлемого поведения с помощью любых средств или способов для выражения своих взглядов, которые: разжигают, оправдывают или пропагандируют террористическое насилие для реализации конкретных убеждений; провоцируют других лиц на совершение террористических актов; побуждают других лиц на совершение серьезных преступных деяний или направлены на провоцирование других лиц на совершение серьезных преступлений.

Телегин Г. И. писал, что «внутренний экстремизм заключается в деятельности отдельно взятых лиц, общественных групп, для которых факт совершения противоправных деяний — это некое противоречие какому-либо событию» [6].

В законодательстве Франции также отсутствует понятие «экстремизм». Но при этом все деяния экстремистской направленности представляется возможным разделить на группы:

− политический экстремизм;

− религиозный экстремизм.

Политический экстремизм подразумевает наличие различных крайних движений. Основная цель выражается в возвращении религиозным организациям, структурам господствующих, приоритетных позиций в обществе.

Как указывает Корнилов Т. А., «в законодательстве Германии существует значительное количество норм, которые касаются преступлений экстремистской направленности, но само определение также и в иных европейских странах отсутствует. При этом, сами нормы, которые касаются экстремизма, никак не систематизированы в уголовном законодательстве Германии, что говорит об угрозе экстремизма не только для безопасности государства, но и для многих других правоотношений» [3].

В некоторых странах бывшего СССР существует законодательное закрепление категории «экстремизм». Например, в Республики Молдова, законодатель понимает под этим термином как деятельность, так и идеологию.

В нормативно-правовых актах Таджикистана, экстремизм закреплен как некое проявление физическими, юридическими лицами выражения крайних форм действий, призывающих к дестабилизации, изменению конституционного строя в стране, захвату власти и присвоению ее полномочий, разжиганию расовой, национальной, социальной и религиозной вражды. В данном понятие законодатель прямо указывает, что субъектами преступлений могут быть физические и юридические лица.

Еще одним важным аспектом, который касается осуществления борьбы с экстремизмом в молодежной среде между государствами, является и то, что существует Договор о коллективной безопасности, который был подписан 15 мая 1992 года. Помимо этого, принимаются и так называемые модельные законы станами СНГ, которые как раз и касаются молодежного экстремизма.

Большое значение имело и принятие 19 апреля 2001 года Постановления № 17–4 «О правовом обеспечении противодействия международному терроризму и иным проявлениям экстремизма на территории государств — участников СНГ».

В настоящее время стоит учитывать тот факт, что транснациональный характер преступного экстремизма является просто недопустимым в условиях глобализации, поскольку может привести к неблагоприятным последствиям, имеющим общемировой масштаб. Именно поэтому необходимо комплексно и едино подходить к решению таких задач, а именно:

− с учетом роста угрозы экстремизма в молодежной среде во всем мире необходимо объединить усилия государств, а также усовершенствовать все международное законодательство в целом, выработав единый подход к пониманию категории «экстремизм»;

− распространение экстремизма в молодежной среде в различных формах — это весьма опасный источник, которые может нарушить баланс в обществе, а соответственно и во всем мире. Именно поэтому такие вопросы необходимо опять-таки разрешать совместно;

− необходимо на международном уровне конкретизировать критерии экстремизма. Это необходимо и для того, чтобы подобрать наиболее подходящие меры борьбы с экстремизмом в молодежной среде.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст.2954.
  2. Ганаева Е. Э. Понятие и сущность экстремизма: анализ проблемы. // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 679–681.
  3. Казберов П. Противодействие должно быть равно силе действия. //ЭЖ-Юрист. 2012. N 35. С.35–37.
  4. Корнилов Т. А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма. // Российский следователь. 2011. N 17. С.23–25.
  5. Скудин А. С. Предупреждение экстремистской деятельности. // Российский следователь. 2010. N 18. С.35–37.
  6. Телегин Г. И. Основные этапы формирования экстремизма как противоправного деяния в России. // Юридический мир. 2013. N 1. С.53–58.
Основные термины (генерируются автоматически): молодежная среда, Генеральная Ассамблея ООН, экстремизм, экстремистская направленность, Великобритания, единый подход, международный терроризм, международный уровень, политический экстремизм, радикальное проявление экстремизма.