Организация государственной власти в современной ЮАР
Автор: Шаханин Владислав Александрович
Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Краснодар, июнь 2019)
Дата публикации: 28.05.2019
Статья просмотрена: 2050 раз
Библиографическое описание:
Шаханин, В. А. Организация государственной власти в современной ЮАР / В. А. Шаханин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/334/15105/ (дата обращения: 19.12.2024).
Южно-Африканская Республика (ЮАР) является наиболее развитой страной в Африке. Ее площадь равняется 1 221 037 км², а население — 57 398 000 человек (на 2018 г.). Большинство занятого населения работает в сфере услуг — 71,2 % (на 2018 г.) [1]. Высшим законом страны является Конституция, которая была принята 8 мая 1996 г. Конституционным Собранием, обнародована 18 декабря 1996 г. и вступила в силу 4 февраля 1997 г. В Конституцию неоднократно вносились поправки (последняя — на данный момент — в 2012 г.) [2].
Согласно Конституции Южно-Африканская Республика является единым, суверенным, демократическим государством. Под правительством Республики Конституция понимает систему органов государства. Каждый орган действует в рамках одной из трех сфер правительства: национальной, провинциальной или местной.
Законодательная власть в Республике принадлежит: Парламенту (в национальной сфере), провинциальным легислатурам (в провинциальной сфере) и муниципальным советам (в местной сфере).
Главой государства и главой национальной исполнительной власти является Президент. Исполнительной властью в провинции наделяется ее премьер. Местная сфера правительства состоит из муниципалитетов, которые учреждаются на всей территории Республики. Исполнительная власть муниципалитета принадлежит муниципальному совету.
Судебная власть Республики вручается судам, независимым и подчиняющимся только Конституции и закону. Главный Судья является главой судебной власти и несет ответственность за установление и контроль норм и стандартов для осуществления судебных функций всеми судами. Судебная система включает в себя следующие суды:
a) Конституционный Суд;
b) Верховный Суд Апелляции;
c) Высокий Суд Южной Африки, и любой высокий суд апелляции, который может быть учрежден актом Парламента для заслушивания апелляций из любого суда, имеющего статус, аналогичный Высокому Суду Южной Африки;
d) суды магистратов;
e) любой другой суд, учрежденный или признанный согласно положениям акта Парламента, включая любой суд, имеющий статус, аналогичный либо Высокому Суду Южной Африки, либо судам магистратов.
Как мы уже сказали выше, в национальной сфере правительства законодательная власть принадлежит Парламенту. Он состоит из двух палат: Национального Собрания и Национального Совета Провинций. Обе палаты принимают участие в законодательном процессе в том порядке, который установлен в Конституции. Национальное Собрание избирается для того, чтобы представлять народ и гарантировать правление народа согласно Конституции. Оно выполняет эти функции путем избрания Президента, предоставления национального форума для публичного обсуждения вопросов, принятия законодательства, а также изучения и надзора за исполнительной деятельностью. Национальный Совет Провинций представляет провинции для того, чтобы гарантировать учет провинциальных интересов в национальной сфере правительства. Он выполняет эту функцию главным образом путем участия в национальном законодательном процессе и предоставления национального форума для публичного обсуждения вопросов, затрагивающих провинции.
Национальное Собрание состоит из не менее чем 350 и не более чем 400 членов. Актом Парламента предусматривается формула для определения числа членов Национального Собрания. При определении результатов выборов в Национальное Собрание применяется пропорциональная система. Национальное Собрание избирается на пять лет. Оно может быть распущено до истечения пятилетнего срока.
Национальный Совет Провинций состоит из делегаций провинций (всего — 9). Каждая делегация включает в себя десятерых делегатов, а именно:
(i) четырех специальных делегатов, которыми являются:
– премьер провинции (он может назначить вместо себя любого члена провинциальной легислатуры либо для участия во всех делах, либо только в специальных);
– три других специальных делегата;
(ii) шестерых постоянных делегатов, назначенных согласно положениям подраздела (2) раздела 61 Конституции.
Законодательная власть провинции принадлежит провинциальной легислатуре, которая может включать в себя от 30 до 80 членов. Точное число членов легислатуры конкретной провинции определяется по формуле, предусмотренной национальным законодательством. При определении результатов выборов в провинциальную легислатуру применяется пропорциональная система. Провинциальная легислатура избирается на пять лет. Она может быть распущена до истечения пятилетнего срока.
В рамках местной сферы правительства законодательная власть, как и исполнительная, принадлежит муниципальным советам. Срок полномочий муниципальных советов не может быть более пяти лет. В состав муниципальных советов могут входить как избираемые члены, так и назначаемые. В некоторых случаях муниципальный совет может быть распущен досрочно.
Президент находится во главе государства. Ему же принадлежит исполнительная власть Республики, которую он осуществляет вместе с другими членами Кабинета: Заместителем Президента и министрами. Выборы Президента проводятся на первом заседании вновь избранного Национального Собрания из числа его членов. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков. Президент производит отбор Заместителя Президента и любого числа министров среди членов Национального Собрания. При этом он может отобрать не более чем двух министров не из состава Национального Собрания.
Президент может быть отрешен от должности путем резолюции Национального Собрания, поддержанной голосами по крайней мере двух третей его членов, только вследствие:
a) серьезного нарушения Конституции или закона;
b) серьезного проступка;
c) неспособности выполнять функции должности.
Национальное Собрание может голосами большинства членов выразить вотум недоверия либо Кабинету, исключая Президента, либо Президенту. В первом случае, Президент производит перестановки в Кабинете. Во втором случае, все члены Кабинета, включая Президента, уходят в отставку.
Исполнительная власть провинции принадлежит ее премьеру. Он осуществляет ее вместе с другими членами исполнительного совета. Выборы премьера провинции проводятся на первом заседании вновь избранной провинциальной легислатуры из числа ее членов. Одно и то же лицо не может занимать должность премьера более двух сроков. Исполнительный совет провинции состоит из премьера и 5–10 членов, назначаемых премьером из числа членов провинциальной легислатуры. Вопросы, касающиеся отрешения премьера от должности, вотума недоверия исполнительному совету и премьеру, разрешаются в порядке, аналогичном тому, который установлен для Президента и Кабинета.
Как мы уже сказали выше, судебная система ЮАР включает в себя ряд судов. Одним из них является Конституционный Суд, состоящий из Главного Судьи Южной Африки, Заместителя Главного Судьи и девяти других судей. Конституционный Суд именуется в Конституции высшим судом Республики.
Верховный Суд Апелляции включает в себя Председателя, Заместителя Председателя и предусмотренное согласно положениям акта Парламента число судей апелляции.
Высокий Суд Южной Африки может разрешать:
a) любой конституционный вопрос, исключая вопрос, который:
– Конституционный Суд согласился непосредственно заслушать согласно положениям пункта (а) подраздела (6) раздела 167 Конституции;
– передан актом Парламента другому суду, имеющему статус, аналогичный Высокому Суду Южной Африки;
b) любой другой вопрос, не переданный другому суду актом Парламента.
Данный орган состоит из определяемых актом Парламента отделов. Акт Парламента предусматривает:
a) а) учреждение отделов с одним или двумя дополнительными местами в отделе;
b) b) передачу юрисдикции отделу или места от отдела.
Каждый отдел Высокого Суда Южной Африки:
a) имеет судью-председателя;
b) может иметь одного или более заместителей судьи-председателя;
c) имеет определяемое согласно положениям национального законодательства число других судей.
Все другие суды могут разрешать любые дела, определенные актом Парламента. При этом, однако, суд, статус которого ниже Высокого Суда Южной Африки, не может рассматривать или разрешать вопросы, касающиеся конституционности любого законодательства или любых действий Президента.
Президент, в качестве главы национальной исполнительной власти, после консультаций с Комиссией по судебной службе и лидерами партий, представленных в Национальном Собрании, назначает Главного Судью и Заместителя Главного Судьи, а также, после консультаций с Комиссией по судебной службе, назначает Председателя и Заместителя Председателя Верховного Суда Апелляции.
Другие судьи Конституционного Суда назначаются Президентом, как главой национальной исполнительной власти, после консультаций с Главным Судьей и лидерами партий, представленных в Национальном Собрании, в соответствии со следующей процедурой:
a) Комиссия по судебной службе должна подготовить список кандидатур, превышающий на три имени число требуемых назначений, и представить список Президенту;
b) Президент может произвести назначения из списка, и должен сообщить Комиссии по судебной службе о неприемлемости одной из кандидатур (с указанием причин), если таковая имеется, и о необходимости совершить любое другое назначение;
c) Комиссия по судебной службе должна дополнить список новыми кандидатурами, и Президент должен сделать оставшиеся назначения из дополнительного списка.
Президент назначает судей всех других судов по рекомендации Комиссии по судебной службе.
Судья Конституционного Суда занимает должность в течение двенадцатилетнего не возобновляемого срока или пока не достигнет возраста 70 лет (в зависимости от того, что наступит раньше), исключая случай продления срока его полномочий актом Парламента.
Другие судьи занимают должность до тех пор, пока не будут отстранены от действительной службы согласно положениям акта Парламента.
Судья может быть отстранен от должности только, если:
a) Комиссия по судебной службе находит, что судья является недееспособным, крайне некомпетентным или виновным в совершении грубого проступка;
b) Национальное Собрание требует отстранить судью путем резолюции, поддержанной голосами по крайней мере двух третей его членов.
Президент должен отстранить судью от должности после принятия резолюции, требующей отстранения судьи.
Президент может, по рекомендации Комиссии по судебной службе, временно отстранить судью, который подвергается процедуре согласно положениям пунктов (а) и (b) подраздела (1) раздела 177 Конституции.
Таблица 1
Организация государственной власти вЮАР: по вертикали ипо горизонтали
Сфера правительства |
Ветвь власти |
||
Законодательная |
Исполнительная |
Судебная |
|
Национальная |
Парламент |
Президент |
Суды |
Провинциальная |
Легислатуры |
Премьеры |
|
Местная |
Муниципальные советы |
||
Таким образом, Конституция ЮАР достаточно последовательно проводит принцип разделения государственной власти, как по вертикали (на три сферы), так и по горизонтали (на три ветви) (см. таблицу 1). При этом Конституция обязывает все органы государства тесно взаимодействовать друг с другом. Такая система именуется в Конституции кооперативным правительством.
Литература:
- South Africa. URL://data.un.org (дата обращения: 14.05.2019).
- The Constitution of the Republic of South Africa, 1996. URL://www.gov.za (дата обращения: 14.05.2019).