Особенности производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, других должностных лиц, имеющих отношение к исполнительному производству
Автор: Косенко Юлия Викторовна
Рубрика: 5. Административное право
Опубликовано в
Дата публикации: 30.09.2019
Статья просмотрена: 1126 раз
Библиографическое описание:
Косенко, Ю. В. Особенности производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, других должностных лиц, имеющих отношение к исполнительному производству / Ю. В. Косенко. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/345/15299/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена актуальным проблемам судебного производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, других должностных лиц, связанных с исполнительным производством по исполнительному делу.
Ключевые слова: административное дело, исполнительное производство, взыскатель, исполнительные действия, судебный пристав-исполнитель.
В Российской Федерации процедура оспаривания решений (постановлений), действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя регулируется рядом нормативно-правовых актов, а именно: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным кодексом РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ и другие.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.
Порядок производства в делах по жалобам на постановления, действия или бездействие судебных приставов регламентируется преимущественно теми актами процессуального законодательства, которые определяют порядок осуществления судопроизводства по делам соответствующей категории, в частности главой 22 КАС РФ, главой 24 АПК РФ, главой 25 ГПК РФ.
В своей статье хочу обратить внимание на некоторые особенности рассмотрения административных дел судами общей юрисдикции с участием судебного пристава-исполнителя, других должностных лиц, связанных с исполнительным производством по исполнительному делу, которые, по моему мнению, имеют наибольший и весомый интерес при разрешении спора и вынесения решения.
Правосудие по административным делам не может считаться эффективным, если судебные решения судов не будут выполняться. Поэтому Кодексом административного судопроизводства предусмотрено активное участие суда в процессе исполнения судебных решений в административных делах. В частности, суд уже в самом судебном решении в случае необходимости может четко установить способ, сроки и порядок его исполнения. Так же на соответствующих субъектов властных полномочий могут быть возложены обязанности по обеспечению исполнения решения.
Исполнение судебных решений является составной частью права на справедливый суд и завершающей стадией судебного производства, но качество исполнения судебных решений оставляет желать лучшего. Судебные приставы-исполнители, как правило, не всегда принимают всех необходимых мер по принудительному исполнению решений и не придерживаются эффективности, своевременности и полноты совершения исполнительных действий. Судебное обжалование постановления, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица, непосредственно имеющего связь с исполнением решения суда, является действенным средством влияния на них. Однако процедура такого обжалования не является полностью урегулированным, поскольку имеется неодинаковая судебная практика.
В этой статье я остановлюсь на таких особенностях административного производства, как подсудность, рассмотрим требования к лицам, представляющим интересы в суде по административным делам, остановимся на участниках административного производства, подготовим административное заявление, рассмотрим процессуальные действия такие как: примирение сторон, отказ от исковых требований, прекращение производства по административным делам.
Особенности производства, касающиеся подсудности. На основании ст. 6 Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» произошли изменения в часть 1 статьи 22 КАС РФ.
Подсудность теперь определяется по месту нахождения органа, в котором должностные лица исполняют свои обязанности.
Таким образом, в настоящее время административные исковые заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России подаются в суды общей юрисдикции по месту нахождения территориального органа ФССП России.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 26 марта 2018г. по делу № 2–388/2018 суд удовлетворил исковые требования федерального государственного бюджетного учреждения «Военный санаторий «Крым» Министерства обороны Российской Федерации к Лобачу Никите Владимировичу о взыскании ущерба в порядке регресса в сумме 70 000,00 рублей и государственной пошлины 2300,00 рублей, а всего 72 300,00 рублей (семьдесят две тысячи триста рублей) [1,с.3].
09 августа 2018 в ОСП по Симферопольскому району УФССП России по Республике Крым взыскателем был предъявлен для исполнения исполнительный лист ФС № 004833704 от 25.07.2018 о взыскании с должника — Лобача Н. В. денежных средств.
22.08.2018 было возбуждено исполнительное производство № 22153/18/82021-ИП.
Взыскатель предоставил всю имеющуюся информацию в отношении должника Лобача Н. В., который находится в колонии-поселении ФКУ КП-1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю и отбывает наказание за совершенное преступление; его фактические адреса, адрес регистрации для наложения ареста на недвижимое имущество должника.
Однако, в предусмотренный законом об исполнительном производстве срок, судебный пристав-исполнитель не направил копию постановления о возбуждении исполнительного производства, более того, не совершил тех действий, которые изначально были в заявлении взыскателя, а именно: наложить арест на все движимое и недвижимое имущество должника, обратить взыскание на заработную плату.
Таким образом, взыскатель считал, что его права нарушены, не рассмотрение запросов о ходе исполнительного производства, не своевременное перечисление денежных средств на счет взыскателя способствовали к подаче административного заявления в суд [2, с. 4].
Требования клицам, которые представляют интересы всуде по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.
Кодексом административного судопроизводства РФ установлено ограничение для представителей в судах по административным делам в виде обязательного наличия высшего юридического образования [3, с. 4].
Представители должны представить суду документы о своем образовании (оригинал диплома для обозрения в судебном заседании и заверенную копию для приобщения к материалам дела), а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Хочу отметить, если в деле участвует прокурор, то он не является представителем, следовательно, требование о подтверждении наличия высшего юридического образования на них не распространяется. Такое требование не распространяется и на адвокатов. Административным истцом по указанному делу выступал представитель юридического лица бюджетного учреждения, представляющий интересы по доверенности и имеющий высшее юридическое образование.
Стороны или лица, участвующие вделах об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.
Действующим КАС РФ определено, какой круг лиц, может участвовать в административных делах об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица госоргана или государственного служащего.
Так, к участию в административном деле в обязательном порядке привлекается территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет обязанности судебный пристав-исполнитель, может быть привлечен старший судебный пристав этого же подразделения, главный руководитель территориального органа ФССП России, их именуют как «административный ответчик», сам заявитель «административный истец» и должник «третье лицо» [4, с. 5].
Подача административного искового заявления. Принятие заявления кпроизводству иподготовка дела ксудебному разбирательству.
Итак, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в районный суд, по месту исполнения судебным приставом своих обязанностей.
Срок подачи данного административного иска составляет 10 дней, со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении своих прав и законных интересов. При пропуске этого срока к административному исковому заявлению обязательно нужно приложить ходатайство о восстановлении срока по административному иску [5, с. 5].
Также, заявителю следует четко сформулировать в просительной части, в чем именно выразилось нарушение его прав и законных интересов, какие нарушения следует устранить, либо привлечь к ответственности за несоблюдение норм федерального закона об исполнительном производстве и др.
Также, хочу обратить внимание на доказательственную базу, то есть те обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований.
Кроме того, для судов установлен предельный срок рассмотрения таких дел, он не должен превышать 10 дней, со дня подачи искового заявления, однако в сложных делах этот срок может быть продлен председателем суда на срок до 1 месяца.
Так, Симферопольским районным судом Республики Крым рассмотрено административное дело № 2а-2798/2019 о признании незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей ОСП по Симферопольскому району УФССП России по Республике Крым, старшего судебного пристава и обязании совершить определенные действия в рамках исполнительного производства.
Суть спора заключалась в том, что административный истец, он же взыскатель, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия, которые выразились в: — неисполнении требований по надлежащему уведомлению взыскателя о возбуждении исполнительного производства; — не уведомлении о принятом решении о розыске или отказе в розыске должника; — не рассмотрении запросов о ходе исполнительного производства и не предоставлению ответа на запросы; — не исполнении действий ст. 64 Закона об исполнительном производстве о принятии и осуществлении всех необходимых действий по исполнению судебного акта; — не перечислении денежных средств на расчетный счет взыскателя; обязании принять необходимые меры по исполнению требований исполнительного листа в рамках исполнительного производства; устранении в полном объеме нарушенных прав путем совершения предусмотренных законом исполнительных действий; привлечении к административной ответственности [6, с. 6].
Примирение сторон вадминистративных делах об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.
При рассмотрении Судом дела, учитывая все обстоятельства, доказательства сторон, стал вопрос о применении сторон. Учитывая мнение всех участников, Суд отложил судебное разбирательство в пределах допустимого срока.
В этот срок судебными приставами-исполнителями были устранены все нарушения, приняты все меры по исполнению требований исполнительного листа в рамках исполнительного производства, доказательства направлены и вручены заявителю. Заявитель, в свою очередь, принял документы.
Кодексом предусмотрено примирение сторон (статья 137 КАС РФ), но только при соблюдении определенных условий. Так, примирение может касаться только прав и обязанностей сторон как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно только в случае допустимости взаимных уступок сторон [7, с. 7].
Однако, следует иметь ввиду, Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону, или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.
Отказ от исковых требований, прекращение производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.
Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Так, по делу 2а-2798/2019, заявитель отказался от исковых требований, мотивируя тем, что основания для рассмотрения по существу административного иска отпали, по причине принятия активных мер по исполнению требований исполнительного листа в рамках исполнительного производства, устранения в полном объеме нарушенных прав и законных интересов взыскателя, путем совершения предусмотренных законом исполнительных действий, его фактического исполнения, дальнейшего активного взаимодействия судебного пристава-исполнителя с должником и взыскателем в рамках исполнительного дела.
Судом принят отказ, разъяснены последствия отказа от исковых требований, и производство по делу было прекращено.
Необходимо отметить, что в настоящее время практика прекращения судами производства по административным делам в связи с отказом от исковых требований заявителя, либо примирением сторон, путем подписания соглашения о примирении сторон, складывается положительно как для судов, так и для сторон.
Литература:
- Определение Симферопольского районного суда Республики Крым по административному делу № 2а-2798/2019 о прекращении производства по делу.
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 06.03.2019) ст. 128.
- Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 № 1783-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Гурмана Юрия Альбертовича и Мальцева Станислава Сергеевича на нарушение их конституционных прав положениями части 3 статьи 55, пункта 2 части 2 статьи 125, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 126, части 1 статьи 130, части 9 статьи 208 и части 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
- Решение суда о признании постановления и. о. начальника отдела — старшего судебного пристава ОСП Дзержинского района г.Оренбурга УФССП по Оренбургской области частично незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения № 2а-3304/2017 ~ М-3036/2017.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 г. Москва «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»
- Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ (последняя редакция).
- «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).
Ключевые слова
исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель, административное дело, взыскатель, исполнительные действияПохожие статьи
Проблемы обжалования решений, действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц
В данной статье рассматриваются особенности производства по административным делам об оспаривании действий и решений органов федеральных органов исполнительной власти, особенности участия прокурора и активная роль суда в данном виде судопроизводства ...
Правовой аспект совершения исполнительных действий в исполнительном производстве
Статья посвящена правовому анализу исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в исполнительном производстве, изучению выведенных классификаций данных действий, изучению условий применения исполнительных действий, а также выя...
Отстранение законного представителя несовершеннолетнего от участия в производстве по уголовному делу
В данной статье рассматриваются вопросы процессуального статуса, прав и обязанностей законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, подсудимого в уголовном судопроизводстве. Отдельное внимание уделено процессуальной возможно...
Процессуальный статус прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях
В настоящее время процессуальный статус прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях неоднозначен, поскольку он выступает и как участник административного процесса, и как субъект надзорной деятельности. В настоящей статье ана...
Пробелы законодательства в сфере принудительного исполнения судебных актов по жилищным спорам
В статье рассматриваются основные пробелы современного российского законодательства в части принудительного исполнения судебных актов по жилищным спорам. Поднимается вопрос о необходимости регламентации отдельных полномочий судебных приставов-исполни...
Общая характеристика судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц
В статье авторы дают характеристику судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также указывают на ключевые особенности административных прав...
Административная ответственность субъектов за совершение правонарушений в области законодательства о государственных закупках в сфере государственного оборонного заказа
В статье проводится анализ статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящихся к правонарушениям в области законодательства о государственных закупках в сфере государственного оборонного заказа, рассматриваются меры а...
Право на обжалование органом дознания (дознавателем) решений и указаний прокурора при производстве процессуальной проверки и расследовании уголовного дела
В статье автор раскрывает вопрос реализации права на обжалование органом дознания и его должностным лицом — дознавателем, процессуальных действий (бездействия) надзирающего прокурора, в том числе, решений, указаний и постановлений.
Вопросы участия должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, в судебном разбирательстве по рассмотрению и разрешению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, в судебном разбирательстве по рассмотрению и разрешению жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ. Рассмотрены точки зрения ряда авторов, а также суд...
Участие прокурора в судопроизводстве по делам о лишении и ограничении родительских прав в форме дачи заключения
В статье описаны проблемы участия прокурора в судопроизводстве по делам о лишении и ограничении родительских прав в форме дачи им заключения. Показано, что по делам данной категории прокурором может быть дана оценка процессуальным действиям, бездейст...
Похожие статьи
Проблемы обжалования решений, действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц
В данной статье рассматриваются особенности производства по административным делам об оспаривании действий и решений органов федеральных органов исполнительной власти, особенности участия прокурора и активная роль суда в данном виде судопроизводства ...
Правовой аспект совершения исполнительных действий в исполнительном производстве
Статья посвящена правовому анализу исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в исполнительном производстве, изучению выведенных классификаций данных действий, изучению условий применения исполнительных действий, а также выя...
Отстранение законного представителя несовершеннолетнего от участия в производстве по уголовному делу
В данной статье рассматриваются вопросы процессуального статуса, прав и обязанностей законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, подсудимого в уголовном судопроизводстве. Отдельное внимание уделено процессуальной возможно...
Процессуальный статус прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях
В настоящее время процессуальный статус прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях неоднозначен, поскольку он выступает и как участник административного процесса, и как субъект надзорной деятельности. В настоящей статье ана...
Пробелы законодательства в сфере принудительного исполнения судебных актов по жилищным спорам
В статье рассматриваются основные пробелы современного российского законодательства в части принудительного исполнения судебных актов по жилищным спорам. Поднимается вопрос о необходимости регламентации отдельных полномочий судебных приставов-исполни...
Общая характеристика судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц
В статье авторы дают характеристику судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также указывают на ключевые особенности административных прав...
Административная ответственность субъектов за совершение правонарушений в области законодательства о государственных закупках в сфере государственного оборонного заказа
В статье проводится анализ статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящихся к правонарушениям в области законодательства о государственных закупках в сфере государственного оборонного заказа, рассматриваются меры а...
Право на обжалование органом дознания (дознавателем) решений и указаний прокурора при производстве процессуальной проверки и расследовании уголовного дела
В статье автор раскрывает вопрос реализации права на обжалование органом дознания и его должностным лицом — дознавателем, процессуальных действий (бездействия) надзирающего прокурора, в том числе, решений, указаний и постановлений.
Вопросы участия должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, в судебном разбирательстве по рассмотрению и разрешению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, в судебном разбирательстве по рассмотрению и разрешению жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ. Рассмотрены точки зрения ряда авторов, а также суд...
Участие прокурора в судопроизводстве по делам о лишении и ограничении родительских прав в форме дачи заключения
В статье описаны проблемы участия прокурора в судопроизводстве по делам о лишении и ограничении родительских прав в форме дачи им заключения. Показано, что по делам данной категории прокурором может быть дана оценка процессуальным действиям, бездейст...