Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия
Автор: Хомякова Софья Сергеевна
Рубрика: 6. Информационное право
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 04.12.2019
Статья просмотрена: 3277 раз
Библиографическое описание:
Хомякова, С. С. Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия / С. С. Хомякова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/352/15457/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается необходимость разработки информационного кодекса Российской Федерации и его апробация, в связи с тем, что активное развитие современных технологий связано не только с большим объёмом информации, но и с конкурирующей информационной средой, регулирование которой необходимо с точки зрения юридического законодательства. Наличие единого кодекса в информационной сфере поможет собрать в одном документе все основные аспекты регулирования информационных взаимоотношений.
Ключевые слова: информационный кодекс, информация, Федеральный закон, цифровая экономика, органы власти.
В настоящий момент одними из актуальных сфер и областей деятельности становятся те, в рамках которых происходит активное информационное взаимодействие. Наличие таких программ и проектов, как «Цифровая экономика», «Цифровой гражданин» — на региональном уровне, процессов цифровизации, развития информационного общества — всё это является одним из приоритетных направлений развития в наше время.
Информационный Кодекс Российской Федерации, как главный регулировщик информационных взаимоотношений и ключевой документ в информационной сфере, представляет собой единый законодательный акт, в котором собраны все действующие Федеральные законы об информации, информационной безопасности и связи.
В первую очередь необходимо указать количество изменений действующих Федеральных законов в сфере информации. В таблице 1 представлено количественное изменение указанных законов [1, 2, 3].
Таблица 1
Количество изменений Федеральных законов всфере информации
Количество изменений/дополнений |
|
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» |
31 |
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» |
9 |
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» |
63 |
После проведённого анализа, указанного в таблице 1, можно сделать вывод о том, что указанные Федеральные законы систематически изменяются и дополняются, в связи с чем необходимо объединение, группировка двух сфер, связанных напрямую с Информационным кодексом — телекоммуникационной и информационной.
Более того, концепция Информационного кодекса Российской Федерации была разработана ещё в 2014 году, подлинный экземпляр которого хранится в Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской Академии Наук (ГПНТБ СО РАН). Оглавление представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Оглавление концепции Информационного кодекса РФ
В предисловии данной концепции написано, что она обосновывает подход к разработке Информационного кодекса РФ и уже тогда, в 2014 году, ставит актуальным вопрос о наличии и необходимости внедрения такого кодекса в России в целом.
Помимо закрепления статуса субъектов информационных отношений, основ информационной безопасности и в целом систематизации информационного законодательства, указанные аспекты Информационного кодекса будут закреплены отдельно. Например, в качестве статуса субъектов информационных отношений будет упорядочен статус информационных посредников, к которым относятся различные операторы, провайдеры и те, кто занимается распространением информации в целом. В рамках информационной безопасности будет разграничение для различных категорий и, опять же, субъектов: для граждан, органов власти и организаций (в том числе бизнеса).
Необходимо также отметить, что в январе 2018 года на сайте РБК появилась новость о том, что в России перепишут законы о связи и информации. Новость касалась, прежде всего, того, что планируется разработка Инфокоммуникационного кодекса РФ, который заменит основные законы, связанные с информацией (например, указанный ранее Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») [4]. В качестве аргументации было сказано, что большинство законов в рамках этой сферы — попросту устарели, а постоянное их изменение ни к чему хорошему не приводит. Помимо этого, аргументацию ещё и составляет тот факт, что традиционным компаниям в сфере информации становится всё более труднее конкурировать с теми компаниями, которые в своей деятельности активно используют современные технологии и новшества, что, по мнению первых, несколько ущемляет их права в рамках одной деятельности.
Если говорить обобщённо, то принятие Информационного кодекса РФ будет включать в себя не только основные законы об информации и связи (а именно основные положения данных законов), но и все нормы, которые регулируют эти отношения, в том числе с учётом таких законов, как Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.
Также важно отметить, что в отличие от Федеральных законов РФ, в кодексы редко вносятся поправки, что позволит существенно и тщательно проработать данный кодекс и учесть все основные положения во время его разработки. Безусловно, для этого необходимо участие специалистов и экспертов в области информации, информационных технологий и цифровой экономики для того, чтобы полностью учесть и осветить все аспекты в одном общем законодательном акте.
Литература:
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- О связи [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Кодекс крупнейших: зачем в России перепишут законы в сфере ИТ и связи // РБК. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/15/01/2018/5a58ccd99a79475bf73470c1?from=main (дата обращения: 24.11.2019).
Ключевые слова
информация, органы власти, федеральный закон, цифровая экономика, информационный кодексПохожие статьи
Классификация субъектов налоговых правоотношений
Актуальность статьи поясняется тем, что на сегодняшний день политическое, экономическое, социальное положение РФ требует новых кардинальных изменений для развития правового государства. Поэтому Россия начала реформы в различных областях общественной ...
Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации
В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...
Некоторые актуальные проблемы развития трудового права Российской Федерации в тесном взаимодействии с иными отраслями права
Проблемы современного понимания системы трудового права приводят к неоправданному расширению, дублированию, а подчас и к смешению относительно самостоятельных правовых явлений и категорий. В учебной литературе традиционно сложилось мнение, согласно к...
Проблемы регулирования договорной работы по Федеральному закону № 44-ФЗ
С тех пор, когда правительство Российской Федерации сделало несколько шагов для перехода к рыночной экономике, обеспечило ликвидацию командных методов управления экономическими процессами, способствовало возникновению новых форм хозяйствования; прете...
Проблемы развития государственной службы в РФ
Ученые, занимающиеся вопросами изучения института государственной службы, дают различные определения. Однако все они едины в том, что определение, обозначенное в ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ, является базовым и не отражает все особенности данного институ...
Банковское регулирование и надзор
Одним из важнейших компонентов банковской системы — как эффективная защита от дестабилизации, возникновения кризисных ситуаций, как локального характера, так и системных, становится создание сильных, подходящих рыночной среде механизмов банковского р...
Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции
Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным направлением как нормотворчества, так и научных исследований, ориентированных на оптимальный учет норм международного прав...
Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ
Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса ра...
Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды
В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...
Цифровая валюта как объект гражданских прав
Актуальность темы статьи характеризуется постоянным развитием банковских систем государств, обусловленным потребностями ускоряющегося экономического оборота. Это в полной мере относится к сфере правового регулирования цифровых активов. Нормы правовог...
Похожие статьи
Классификация субъектов налоговых правоотношений
Актуальность статьи поясняется тем, что на сегодняшний день политическое, экономическое, социальное положение РФ требует новых кардинальных изменений для развития правового государства. Поэтому Россия начала реформы в различных областях общественной ...
Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации
В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...
Некоторые актуальные проблемы развития трудового права Российской Федерации в тесном взаимодействии с иными отраслями права
Проблемы современного понимания системы трудового права приводят к неоправданному расширению, дублированию, а подчас и к смешению относительно самостоятельных правовых явлений и категорий. В учебной литературе традиционно сложилось мнение, согласно к...
Проблемы регулирования договорной работы по Федеральному закону № 44-ФЗ
С тех пор, когда правительство Российской Федерации сделало несколько шагов для перехода к рыночной экономике, обеспечило ликвидацию командных методов управления экономическими процессами, способствовало возникновению новых форм хозяйствования; прете...
Проблемы развития государственной службы в РФ
Ученые, занимающиеся вопросами изучения института государственной службы, дают различные определения. Однако все они едины в том, что определение, обозначенное в ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ, является базовым и не отражает все особенности данного институ...
Банковское регулирование и надзор
Одним из важнейших компонентов банковской системы — как эффективная защита от дестабилизации, возникновения кризисных ситуаций, как локального характера, так и системных, становится создание сильных, подходящих рыночной среде механизмов банковского р...
Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции
Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным направлением как нормотворчества, так и научных исследований, ориентированных на оптимальный учет норм международного прав...
Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ
Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса ра...
Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды
В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...
Цифровая валюта как объект гражданских прав
Актуальность темы статьи характеризуется постоянным развитием банковских систем государств, обусловленным потребностями ускоряющегося экономического оборота. Это в полной мере относится к сфере правового регулирования цифровых активов. Нормы правовог...