Основные модели местного самоуправления
Автор: Азизова Арина Ильгаровна
Научный руководитель: Симканич Ольга Михайловна
Рубрика: 4. Муниципальное право
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 06.12.2019
Статья просмотрена: 40716 раз
Библиографическое описание:
Азизова, А. И. Основные модели местного самоуправления / А. И. Азизова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/352/15471/ (дата обращения: 15.11.2024).
Данная статья посвящена изучению основных моделей местного самоуправления, используемых в России и мире, а также выявлению наиболее приемлемой модели МСУ для России. Исследование построено на анализе трудов российских и зарубежных авторов, на действующем законодательстве Российской Федерации и иных источниках.
Ключевые слова: местное самоуправление, модели местного самоуправления, современная российская модель местного самоуправления, Европейская Хартия о местном самоуправлении.
В первой половине XIX века немецкими и французскими учеными-юристами, такими как: Пауль Лабандом, Алексис Токвиль и т. д. были разработаны теоретические основы учения о местном самоуправлении. Считалось, что в рамках демократической системы управления, наиболее эффективным способом станет решение различных вопросов на местах, путем прямого участия населения в становлении различных негосударственных органов.
Так как в данной статье рассматриваются основные модели местного самоуправления, то, пожалуй, стоит начать с определения, которое закреплено в базовом федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так: «Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти; публичная власть населения административно-территориальной единицы, которая основана на его самоорганизации и самодеятельности, обладает большей или меньшей административной самостоятельностью и не входит в систему государственной власти» [1].
Модели Местного Самоуправления
На данный момент в мире сформировались две основные модели местного самоуправления, таковыми считают англосаксонскую модель и континентальную, однако наравне с ними в мире используются и другие модели МСУ.
Но для начала нам стоит разобраться в том, что же такое «модель местного самоуправления»? Так, моделью местного самоуправления является система вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления. Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, нам стоит подробнее разобрать англосаксонскую и континентальную модели МСУ.
На данный момент самой распространенной в мире является Англосаксонская (англо-американская) модель, которая действует в таких странах, как Великобритания, США, Австралия, Канада, и др. [2, с.288]. Изначально англосаксонская модель зародилась на родине классического муниципализма, а именно в Великобритании. В рамках данной модели представительные органы МСУ действуют в пределах своих полномочий, а прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим и вовсе в данной модели отсутствует. Значительными полномочиями обладают комиссии местных представительных органов, так как они играют немаловажную роль в разработке и принятии решений, а центральные министерства и суды осуществляют контрольно-надзорную функцию. Англосаксонская система характеризуется:
– Высокой степенью автономии на разных уровнях власти, определение компетенции органов власти каждого уровня;
– Выборностью определенного ряда должностных лиц органов МСУ;
– Компетенцией органов МСУ, которая определяется на основе позитивного принципа правового регулирования (возможность осуществлять только то, что прямо предписано);
– Контролем за деятельностью органов МСУ, путем применения косвенных методов управления, либо через суд; [2]
Как итог, стоит отметить, что англосаксонская модель местного самоуправления основана на общественной теории местного самоуправления, которая в свою очередь объединила теорию свободной общины, юридическую и хозяйственную теорию.
Континентальная модель местного самоуправления на данный момент распространена в франкоязычных странах Африки, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока. [2, с. 289] Данная модель берет свое начало во Франции «сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления, построение определённой иерархической пирамиды является основной чертой континентальной системы местного самоуправления. Поскольку ее родиной является Франция, данную систему именуют еще французской» [3]. Характерные черты данной модели МСУ заключаются в:
– высокой степени централизованного управления
– многоуровневости
– сочетании государственного управления и местного самоуправления
– подчинении нижестоящего уровня власти вышестоящему
– осуществлении прямого контроля специально-уполномоченными на то органами за деятельностью местных органов власти и др. [2]
Так как данная модель сложилась в странах, где исторически огромную роль имел государственный аппарат, там сочетается государственное управление и местное самоуправление, что в свою очередь выражается в том, что в этих странах обеспечиваются единые условия жизни граждан, а, например, выход муниципалитетов за пределы предметов своего ведения и вовсе может обеспечиваться государственными санкциями.
Так, основываясь на вышесказанном, стоит отметить, что европейская континентальная модель построена на основе государственной теории самоуправления.
Итак, в данной работе были рассмотрены две основные модели местного самоуправления, существующие в мире, а именно англосаксонская и континентальная модель, однако не стоит забывать, что наряду с ними существует множество других моделей местного самоуправления. Так, различные авторы в качестве основных выделяют совершенно разные модели, например, ученый В. Е. Чиркин наряду с англосаксонской и континентальной выделяет такие базовые модели, как романо-германскую и иберийскую, а другой ученый Н. А. Емельянов говорит о такой модели, как смешанная или же гибридная.
Смешанная модель местного самоуправления, распространенная в Германии, Австрии и Японии, представляет собой совокупность англосаксонской и континентальной модели, так как в ней выделяются признаки присущие двум основным моделям, однако стоит отметить, что несмотря на это смешанная модель обладает своими собственными специфическими чертами. Так, свойственным признаком смешанной модели, считается сочетание автономного МСУ на низовом территориальном уровне с более высоким государственным управлением.
Модель местного самоуправления, существующая вРоссии
Модель местного самоуправления в России складывалась поэтапно, так Л. А. Велихов определял дореволюционную Россию, как «…среднее между германской и французскими типами» [4, с. 63], после распада СССР в качестве модели МСУ, использовалось совмещение англосаксонской и континентальной модели с частичным сочетанием национально-традиционного самоуправления. С. В. Бондарев считал, что «…в постсоветской России в силу многих субъективных факторов политико-правовая институционализация местного самоуправления пошла по пути реализации принципов англосаксонской модели организации местной власти» [5, с. 29] Считается, что Конституция РФ основывалась на англосаксонской модели, несмотря на то, что организация публичной власти России наиболее близка романо-германской системе.
Муниципальное правоРоссии в настоящее время является новой областью российского государствоведения. Его возникновение предопределено политическими, экономическими и социальными реформами в нашей стране. «Местное самоуправление в современной Российской Федерации — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление признается и гарантируется статьей 12 Конституции России (глава 1), что на практике означает отнесение местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации» [6]
В отличие от континентальной модели в Российской Федерации органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления, так самостоятельность этих органов выражается в том, что существуют установленные в каждом субъекте местные налоги и сборы, местный бюджет и муниципальная собственность. Глава 8 Конституции РФ посвящена местному самоуправлению (ст. 130–133) [7]
Помимо Конституции РФ, правовую основу местного самоуправления осуществляют:
– Европейская Хартия местного самоуправления
– Федеральные Конституционные Законы
– Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др. НПА, принятые в РФ
– Принципы и нормы международного права, международные договоры РФ
– Конституции республик, уставы, законы и иные НПА, принятые субъектами РФ
– Решения, принятые на местных референдумах и другие муниципальные правовые акты
Наиболее значимым источником МСУ является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. Данный источник определяет главные принципы функционирования органов местного самоуправления. Согласно Европейской хартии МСУ «под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и интересах местного населения» [8]. Также данный документ закрепляет право МСУ определять свои внутренние административные структуры, положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне, гарантии защиты местным самоуправлением своей территории, закрепляет право органов МСУ на объединение, право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и др.
Если рассматривать данный вопрос на примере определенного муниципального образования, а именно город Нижний Новгород, то выделить конкретную модель местного самоуправления будет гораздо проще.
Для начала стоит обратить внимание на устав города Нижний Новгород, а именно нужно рассмотреть пункт 2 статьи 26, в которой сказано, что: «Органы местного самоуправления города не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации и Нижегородской области. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Российской Федерации, Нижегородской области в отношении города Нижнего Новгорода и органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Нижегородской области» [9] На основе данного положения, можно прийти к тому, что данная особенность характерна для англосаксонской модели местного самоуправления, а именно, органы МСУ действуют в пределах своих полномочий.
Также англосаксонской модели характерно то, что комиссии местного самоуправления обладают широкими полномочиями, в рамках этой модели главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько органу местного самоуправления в целом, сколько формируемым депутатами данного органа профильным комиссиям, например, если уделить внимание Постоянным комиссиям городской Думы Нижнего Новгорода, то можно отметить, что они регулируют ряд не менее важных вопросов, существующих на данный момент в муниципалитете. Сейчас в Нижнем Новгороде существуют следующие виды постоянных комиссий:
– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике
– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по имуществу и земельным отношениям
– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по городскому хозяйству
– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по местному самоуправлению
– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по развитию города, строительству и архитектуре
– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по социальной политике
– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по транспорту и связи
– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по экологии
– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по экономике, промышленности и предпринимательству [10]
Если основываться на вышеизложенных положениях, то можно предположить, что в городе Нижний Новгород существуют черты схожие англосаксонской системе местного самоуправления.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно прийти к выводу, что в России на данный момент действует смешение различных моделей местного самоуправления, при этом можно предположить, что преимущество имеет европейская континентальная модель, так как она оказала наибольшее влияние на становление своей особенной модели местного самоуправления в России. То есть в действующей на территории Российской Федерации модели МСУ, можно выделить следующие особенности:
– механизмы государственного контроля выходят за рамки, установленные базовым федеральным законом № 131 от 2003 года;
– каждый субъект РФ обладает своими особенностями, которые не позволяют судить о развитии определенной модели местного самоуправления в России;
– крайне низкий уровень осуществления местных публичных услуг, а также ограниченность муниципальной автономии.
Еще хочется отметить, что несмотря на то, что в Конституции РФ закреплена глава, посвященная местному самоуправлению, она является по своей сути, недоработанной и требует совершенствования в соответствии с действующим законодательством, в том числе в обязательном порядке при закреплении определенной модели местного самоуправления нужно учитывать сложившиеся исторические, культурные и национально-территориальные особенности. Итак, стоит сказать, что ни в коем случае нельзя игнорировать Европейскую хартию местного самоуправления, так как во многом благодаря ей Российская Федерация сможет прийти к некому консенсусу в вопросах поиска идеальной модели местного самоуправления.
Литература:
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федрации» // СЗ РФ — 2003. — № 40
- Шустов В. Г. Основные модели местного самоуправления // Вестник Адыгейского государственного университета // Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. № 2. 2011. — 287–296 с.
- Емельянов Н. А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. М.; Тула, 1997. — С. 31.
- Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. М.: Наука, 1996. — 480 с.
- Бондарев С. В. Политико-правовая трансформация институтов местного самоуправления в контексте российских модернизационных процессов: автореф. Дис. …д-ра юрид. Наук. Ростов н/Д, 2009. — 153 с.
- Скомкина Т. А. Основные модели местного самоуправления // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(37) // URL: http://sibac.info/archive/social/1(37).pdf
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «Консультант плюс».
- Европейская хартия местного самоуправления: ЕТS № 122 от 15.10.1985 г., Страсбург //СЗ РФ. — 1998. — № 36.
- Устав города Нижнего Новгорода (В редакции Постановлений Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 20.12.2006 г. N 95; от 30.01.2008 г. N 2; от 18.02.2009 г. N 13)
- Городская Дума Нижнего Новгорода // Сайт Городской Думы Нижнего Новгорода // URL: http://www.gordumannov.ru/?id=236
Ключевые слова
местное самоуправление, модели местного самоуправления, современная российская модель местного самоуправления, Европейская Хартия о местном самоуправленииПохожие статьи
Характеристика организационных моделей местного самоуправления
Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки о...
К вопросу о теориях территориального самоуправления
Взгляды исследователей на сущность местного самоуправления во многом отличаются, что приводит к существованию различных теорий (концепций) местного самоуправления и их классификаций. Автор анализирует их в своем исследовании.
История развития корпоративных отношений в России
В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...
Корпоративный договор в российском и зарубежном праве
Данная статья посвящена изучению корпоративного договора как правовой конструкции и анализу основных его моделей. Рассматриваются особенности корпоративного договора как правового средства управления компанией в странах континентального и англо-амери...
Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы
Статья посвящена обзору основных проблем института местного самоуправления в различные периоды его становления и развития. Подчеркивается значимость муниципальной власти, обозначаются некоторые направления по оптимизации местной власти.
Действие Европейской хартии местного самоуправления в сфере российского муниципального права
В статье рассматривается роль и место Европейской хартии местного самоуправления в правовой доктрине российского модели местного самоуправления, нормы-принципы Европейской хартии как основания правовых институтов местного самоуправления и их соответс...
История правового регулирования вопросов землепользования в органах местного самоуправления России
В статье рассматривается история правового регулирования вопросов землепользования в органах местного самоуправления России. Исследование данного института в ретроспективе позволит отследить закономерности развития законодательства и выработать пути ...
Региональная модель и перспектива развития Территориального общественного самоуправления
Статья рассказывает о анализе нормативных правовых актов федеральных органов власти и местного самоуправления, определяющие структуру органов местного самоуправления в муниципальном образовании, подходы к структуре органов местного самоуправления в ю...
Понятие территориальной организации местного самоуправления
В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия территориальная организация местного самоуправления, проведен анализ их содержания, дано авторское определение.
Зарубежный и отечественный опыт местного самоуправления и возможности его использования в Республике Башкортостан
В статье определяется современное состояние института местного самоуправления в Республике Башкортостан и обосновываются возможности практического применения и использования зарубежного и отечественного опыта местного самоуправления, а также соответс...
Похожие статьи
Характеристика организационных моделей местного самоуправления
Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки о...
К вопросу о теориях территориального самоуправления
Взгляды исследователей на сущность местного самоуправления во многом отличаются, что приводит к существованию различных теорий (концепций) местного самоуправления и их классификаций. Автор анализирует их в своем исследовании.
История развития корпоративных отношений в России
В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...
Корпоративный договор в российском и зарубежном праве
Данная статья посвящена изучению корпоративного договора как правовой конструкции и анализу основных его моделей. Рассматриваются особенности корпоративного договора как правового средства управления компанией в странах континентального и англо-амери...
Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы
Статья посвящена обзору основных проблем института местного самоуправления в различные периоды его становления и развития. Подчеркивается значимость муниципальной власти, обозначаются некоторые направления по оптимизации местной власти.
Действие Европейской хартии местного самоуправления в сфере российского муниципального права
В статье рассматривается роль и место Европейской хартии местного самоуправления в правовой доктрине российского модели местного самоуправления, нормы-принципы Европейской хартии как основания правовых институтов местного самоуправления и их соответс...
История правового регулирования вопросов землепользования в органах местного самоуправления России
В статье рассматривается история правового регулирования вопросов землепользования в органах местного самоуправления России. Исследование данного института в ретроспективе позволит отследить закономерности развития законодательства и выработать пути ...
Региональная модель и перспектива развития Территориального общественного самоуправления
Статья рассказывает о анализе нормативных правовых актов федеральных органов власти и местного самоуправления, определяющие структуру органов местного самоуправления в муниципальном образовании, подходы к структуре органов местного самоуправления в ю...
Понятие территориальной организации местного самоуправления
В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия территориальная организация местного самоуправления, проведен анализ их содержания, дано авторское определение.
Зарубежный и отечественный опыт местного самоуправления и возможности его использования в Республике Башкортостан
В статье определяется современное состояние института местного самоуправления в Республике Башкортостан и обосновываются возможности практического применения и использования зарубежного и отечественного опыта местного самоуправления, а также соответс...