Проблемы оценки социально-экономических условий и качества экологической среды в системе пенитенциарных учреждений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Уголовно-исполнительное право, пенитенциария

Опубликовано в

международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Челябинск, апрель 2011)

Статья просмотрена: 994 раза

Библиографическое описание:

Мишнин, М. Н. Проблемы оценки социально-экономических условий и качества экологической среды в системе пенитенциарных учреждений / М. Н. Мишнин. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 198-202. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/437/ (дата обращения: 16.11.2024).

Среду человека можно определить как совокупность естественных и общественных условий, в которых человек живет как природное и социальное существо. Эволюция человека как биологического объекта находилась под постоянным влиянием климатических и других факторов, меняющих природную среду. Одновременно, человек – активное существо, наделенное жизненными силами, различными склонностями и способностями, инстинктами. Таким образом, одной из целей развития пенитенциарной системы должно стать создание условий соблюдения прав человека, соответствующих международным нормам и стандартам обращения с заключенными. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными предусмотрено, что эти правила невозможно применять повсеместно и одновременно ввиду разнообразия социальных, экономических и географических условий. Однако они должны стимулировать постоянное стремление к преодолению трудностей, стоящих на пути совершенствования деятельности пенитенциарных заведений [5, с. 435].

Среда человека, хотя и является единой, состоит из природных и общественных компонентов. Природный компонент среды человека составляет совокупное пространство биосферы, непосредственно или опосредованно доступное человеку. Часть среды человека составляет общество, общественные процессы и формирования, благодаря которым он может реализовать себя как общественное деятельное существо [ 7, с. 25; 6, с. 120; 1, с. 57]. Однако каждый индивид рождается лишь как потенциальный представитель человеческого рода. Превращение возможности в действительность происходит в общественной среде через выработанные обществом каналы и механизмы, то есть социализацию личности. Этот процесс представляет вовлечение обществом человека в сложную систему социальной жизни и активную адаптацию самого человека к социуму на основе его собственных внутренних побуждений, мотиваций и потребностей [3, с. 80; 8, с. 204]. Таким образом, важной задачей изучения экологии поведения человека сегодня является обоснование социальных проектов путем установления пределов человеческой адаптации к социуму, к общественным изменениям и формам человеческого общежития, в том числе в системе пенитенциарных заведений.

Поведение человека – сложный динамический процесс развития отношений человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающийся постепенной трансформацией взаимодействующих компонентов. Эта постоянно меняющаяся среда служит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу и личностные качества. Она же определяет его деятельность и поведение. Однако это не означает, что внешний мир – единственный фактор, обусловливающий человеческую активность. Чтобы понять экологию поведения человека, необходимо разбираться и в содержании его внутреннего духовного мира как приемника внешних воздействий и как источника мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.

Биосфера в целом и множество экосистем, в том числе и антропоэкосистемы, составляют естественную жизненную среду человека. Но ее особенность в том, что она наряду с природным имеет и общественный компонент. Общественные отношения, в которые вступает человек, связывая свое поведение с другими людьми, общественные группы, в которых он живет, и культура, которую создает, представляют общественный компонент среды человека. Социальное поведение формируется вследствие того, что каждый человек важен для другого как часть его среды. Отсюда вытекает необходимость и актуальность изучения влияния социальной среды на поведение человека, как и обратного влияния поведения человека на общественную среду. Наиболее значительные элементы общественной среды людей, важные для социально-экономической экологической системы, происходят из сущности человека как общественного существа, которая выражается в трудовой деятельности, из связи поведения с другими людьми, а также из заселенности отдельных районов Земли в формах, обусловленных географическими факторами [1, с. 37; 6, с. 120; 8, с. 198]. Таким образом, наиболее значительными элементами общественной среды человека можно назвать общественные отношения, трудовую среду и поселения. Эти элементы имеют важное значение для понимания отношения человека к жизненной среде, другим группам людей, к неживому окружению как материальной и нематериальной сферам жизни. Общественные отношения представляют связанное действие людей. Это взаимно обусловленное поведение меняет поведение каждого участника отношений и ведет к определенным переменам. В то же время, общественные отношения представляют вид общественного процесса. Вступая в объединенное действие, люди занимают различные положения относительно друг к друга, и так формируется спектр общественных отношений. Межчеловеческие отношения устанавливаются в результате сознательного, бессознательного и подсознательного поведения между индивидами [2, с. 19; 3, с. 47; 4, с. 15 ]. Это – связанное поведение отдельных людей, на которое влияют не только общественные отношения, но и психологические особенности личности. Исследования внутренних отношений показали, что поведение членов группы нужно объяснять климатом внутри нее, а отношения между группами чаще всего объясняются видами отношений в организации. Особый интерес здесь представляет анализ трудовой среды. Трудовая среда формируется как совокупность материальных факторов процесса труда и межчеловеческих отношений, которые устанавливают участники в процессе труда. Люди создают трудовую среду и влияют на нее, испытывая одновременно и обратное воздействие. Трудовая среда и трудовые группы представляют важный объект исследования социальной экологии и экологии человека.

Вопрос качества общественной среды не менее сложная проблема, поскольку общественная среда, созданная человеком, представляет не только процесс изменения материальных, экологических, биологических и климатических условий среды, но и создание сложных условий труда, где реализуются созидательные способности и возможности человека. Вслед за обеднением жизненной среды наступает ухудшение общественных отношений. Высокая плотность населения, развитие техносферы, загрязнение естественных экосистем, урбанизация, ускоренный темп жизни и очень сложные общественные отношения создают неуверенность, ощущение постоянной неудовлетворенности жизнью и социумом. Это вызывает реакции, последствиями которых являются неуравновешенность, нервозность и ряд патологических явлений в развитии личности. Качество среды человека предполагает такое состояние общественной среды, при котором условия жизни и труда соответствовали бы привычкам человека как сознательного, ценного и свободного существа и делали бы возможным его постоянное развитие. Это развитие выражается в гуманизации поведения человека на всех уровнях. При рассмотрении основных показателей качества среды человека и ее улучшения особого внимания заслуживает проблема качества среды труда. Структуру качества трудовой жизни человека составляют такие компоненты: подход к труду, полезность труда, нормативные характеристики. Здесь важно подчеркнуть, что ценности общества оказывают значительное влияние на характеристики трудовой среды. В этой связи в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными указано, что «труд заключенных не должен приносить им страданий. Все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями. На заключенных следует возлагать полезную работу, которая должна быть такой, чтобы повышать или давать им определенную квалификацию. Заключенные должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору, если это совместимо с правильным выбором ремесла». Особенное внимание уделяется организации и методам труда в заведениях, которые должны быть максимально приближены к таковым вне исправительного учреждения. Важно подчеркнуть, что необходимо обеспечение технической безопасности и охраны здоровья работающих заключенных. Улучшение качества среды труда представляет одну из важнейших задач общества, где защищена целостность человека как биосоциального объекта [5, с. 213 ].

Человек, являясь биологическим и общественным существом, обладает физической, психической и моральной целостностью. Он – уникальный биопсихосоциальный объект и в таком качестве обитает в своей среде, влияя на нее, и испытывая ответное, позитивное и негативное воздействие. Если нарушается один из трех указанных компонентов целостности, это отражается на всем человеке со всеми его органическими, психическими, общественными характеристиками. Это, также, касается и влияния жизненной среды на человека. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях не должны значительно отличаться от общего уровня обеспеченности граждан, достигнутого в государстве. В противном случае это значительно осложняет процесс ресоциализации при возвращении лица, отбывшего наказание, в общество [5, с. 579].

Человек наделен природными жизненными силами, которые проявляются как склонности, способности и инстинкты. Как телесное органическое существо человек представляет психофизическое целое, особую разновидность материи. Представляя собой биологический объект человек состоит из различных клеток, тканей и органов, имеющих определенную структуру и функции. Все они составляют единую структурно-функциональную систему, в которой происходит обмен вещества с природной средой. Физическая целостность человека означает единство и неповрежденность этой структурно-функциональной системы. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными имеют целый ряд положений, цель которых – поддержание физической целостности человека. В них подчеркивается обязательность соответствия помещений, которыми пользуются заключенные всем санитарным требованиям. Особое внимание здесь обращается на климатические условия, минимальную площадь помещения, освещение, отопление и вентиляцию. Особую значимость для заключенных приобретают права, относящиеся к категории естественных – на достаточный жизненный уровень, питание, одежду, жилище. Изолируя преступника от общества оно, посредством пенитенциарных заведений, берет на себя ответственность за охрану здоровья и биосоциальной целостности человека. Помещения общежитий должны быть сухими, вентилируемыми, с естественным и электрическим освещением. В холодное время температура в жилых и служебных помещениях поддерживается на уровне 18-20° по Цельсию. Пища для поддержания здоровья и сил должна иметь достаточно хорошее качество. Нормы питания для осужденных дифференцируются по калорийности и ассортименту продуктов, в зависимости от характера труда, возраста, состояния здоровья, климатических условий [5, с. 321]. Нарушение физиологической целостности человека выражается в повреждении или ликвидации отдельных органов и их частей, а также в нарушении их согласованного функционирования. При нарушении физической целостности человеку наносится вред как биологическому существу. Соответственно, если человек представляет собой единство природного и общественного, то нарушение физической целостности влечет за собой и нарушение психической и моральной целостности. Нарушение физической целостности человека в жизненной среде может стать как последствием нарушения равновесия в экосистемах биосферы, так и в сфере труда в результате трудовой деятельности (в форме профессионального заболевания). Здесь необходимо выделить положения в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, связанные с поддержанием здоровья и медицинским обслуживанием заключенных. Здоровье признается высшей ценностью человека и его охрана закреплена в качестве задачи и обязанности уголовно-исполнительной системы. Кроме организации лечебной помощи осужденным администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований. Особо нужно отметить, что наказания, предусматривающие сокращение питания, можно накладывать только после осмотра заключенного врачом. Санитарное состояние, питание и здоровье лиц, находящихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, одиночной камере, должно постоянно контролироваться врачом. Его заключение о нецелесообразности дальнейшего пребывания осужденного в этих помещениях в силу физического и психического состояния должно служить основанием для его досрочного освобождения от отбывания взыскания [5, с. 428]. Длительные нарушения функций организма могут привести к дисгармонии в поведении человека.

Существенную биологическую характеристику человека составляет его нервная система, прежде всего ее центральная часть – мозг. Благодаря его функциям и функциям нервной системы вообще у человека развивается психика в ее высших формах – восприятие, запоминание, представление и мышление. Эти формы психики проявляются у человека, живущего в общественных объединениях, и являются предпосылкой развития человека как общественного существа. Таким образом, в системе пенитенциарных заведений должен обеспечиваться контакт заключенных с внешним миром. В Минимальных стандартных правилах сказано, что «заключенным следует давать возможность общаться с семьями, друзьями. До сведения заключенных следует регулярно доводить наиболее важные новости, позволяя им читать газеты, журналы или особые тюремные издания, слушать радио». Цель – сохранение семейных, родственных и других социально полезных связей осужденных. Эти связи создают прочную основу ресоциализации. Наличие библиотек в местах лишения свободы является возможностью поддержания связи осужденных с внешним миром. Кроме того, это важная форма духовного воздействия на них. Психическая целостность определяется как процесс, в рамках которого органические, психологические и социальные свойства комбинируются в единое целое. Таким образом, психическая целостность человека подразумевает его как носителя множества способов поведения, то есть люди различаются между собой, оставаясь последовательными в своем поведении. Это также учитывается в Минимальных стандартных правилах, где предусмотрено, что в случае наличия общих камер, размещаемых в них заключенных следует подвергать тщательному отбору, чтобы удостовериться, что они способны жить вместе в таких условиях. Психическая целостность реализуется в обществе как социальное свойство развития личности. При анализе психической целостности как набора множества способов поведения, когда отдельные люди различаются между собой последовательным поведением, возникает проблема определения нарушения такой целостности и вызывающих это причин. Дезинтеграция психической целостности человека наступает в результате потери способности гармоничного поведения. Причины могут находиться как в жизненной среде человека, вне сферы труда, так и в трудовой среде. Основными формами нарушения целостности человека являются психоневрозы и психозы. Относительно быстрое развитие нашего общества изменило социально-экологическую среду, создавая атмосферу общественной неуравновешенности, что является патогенным фактором. Материальное развитие общества не сопровождается, в достаточной степени, духовным развитием. Это несоответствие, вслед за потерей культуры, выразилось в психических и физических нарушениях в здоровье и поведении человека.

Основой для рассмотрения моральной целостности и видов ее нарушения в трудовой и жизненной среде, должно быть понимание того, что человек не только органическое, психическое, но и ценностное существо. Поэтому поведение человека является не только сознательным, но еще и ценностным. Хотя критерии ценностей у людей весьма различны, ценностное сознание является одним из значительных свойств человека. Данный аспект имеет существенное отражение в Минимальных стандартных правилах, где указано, что дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или социального положения недопустима [5, с. 741]. Имея ценностное сознание, человек создает нормы морали, которые обусловлены общественной жизнью и конкретными общественными отношениями. При определении моральной целостности нужно исходить из определения человека и личности. Она охватывает совокупность черт, обусловливающих его своеобразную индивидуальность как общественного существа, которое в результате своей деятельности меняет природную и социальную среду. Защиту моральной целостности в жизненной среде можно понимать в качестве защиты единства человека как чувствующего, мыслящего и морального существа, который осуществляет определенное поведение. В свою очередь, обеспечение моральной целостности в жизненной среде можно рассматривать как создание условий, при которых не будет наноситься вред личному достоинству человека [1, с. 32; 4, с. 14 ]. Здесь важную роль имеет конфессиональные убеждения человека. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными уделяют этому вопросу значительное внимание. В разделе «Религия» сказано, что « в заведениях, в которых находится достаточное число заключенных следует назначать квалифицированного служителя культа или разрешать ему отправлять там соответствующие обряды». Важнейшие международные правовые акты подчеркивают необходимость обеспечения права на свободу совести в любом демократическом государстве. Полная гуманизация среды человека требует его сохранения как совокупности и единства компонентов, что означает защиту помимо физической и психической, еще и моральной целостности . Для этого заведение должно использовать все исправительные, воспитательные, моральные и духовные силы и виды помощи, которыми оно располагают, применяя их с учетом потребностей перевоспитания каждого заключенного. Режим, принятый в заведении, должен стремиться сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, которая убивает в заключенных чувство ответственности и сознание человеческого достоинства. В обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами [5, с. 537].

Таким образом, необходима актуализация прав человека на здоровую жизненную среду и условия труда, которые обеспечивают целостность человека, а значит адекватность его поведения в системе пенитенциарных заведений. Порядок осуществления этих прав необходимо реализовывать, кроме прочих мер, посредством социально-экологической политики. В настоящее время социально-экологическая политика в системе УИН должна быть направлена на охрану и оздоровление среды, рациональное использование природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека. Защита человека, экологический императив его выживания, включающий социальные, экономические и политические проблемы, должны составлять суть современной социально-экологической политики.


Литература:

  1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. – М.: Наука, 1993. 191 с.

  2. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. – М.: Академкнига, 2002. – с. 15-27.

  3. Ерохин В.Г. Основы философии. Рязань, «Горизонт-РИУП», 1996. – с. 129.

  4. Кобылянский В.А. Философия антропоэкологии: исходные идеи, проблемы, понятия. – Новосибирск, 2003. – с. 11-20

  5. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Под общ. Ре. П.Г. Мищенкова. – м.: Экспертное бюро – М, 1997. – 800 с.

  6. Кравченко И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. – М.: Наука, 1982. – с. 113-124.

  7. Лаптев И.Д. Социально-философские и идеологические аспекты современных экологических проблем. – М., 1982. – с. 18-34.

  8. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: ВЛАДОС, 1998. – с.194-207.

Основные термины (генерируются автоматически): жизненная среда, моральная целостность, трудовая среда, поведение человека, заключенная, общественная среда, отношение, стандартное правило обращения, общественное существо, внешний мир.

Похожие статьи

Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды

Теоретико-методологические основания изучения психологической безопасности образовательной среды в условиях уголовно-исполнительной системы РФ

Проблема эффективности управления и анализ состояния туристско-рекреационных зон Рязанской области

Социально-педагогические технологии формирования культуры здоровья в студенческой среде

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Культурно-экологические проблемы и социальная безопасность в регионах Крайнего Севера России

Похожие статьи

Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды

Теоретико-методологические основания изучения психологической безопасности образовательной среды в условиях уголовно-исполнительной системы РФ

Проблема эффективности управления и анализ состояния туристско-рекреационных зон Рязанской области

Социально-педагогические технологии формирования культуры здоровья в студенческой среде

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Культурно-экологические проблемы и социальная безопасность в регионах Крайнего Севера России