Профилактика девиантного поведения экономической преступности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарян, О. А. Профилактика девиантного поведения экономической преступности / О. А. Захарян. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/442/ (дата обращения: 16.11.2024).

Криминологи считают, что любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность, однако характер последствий в зависимости от той или иной экономической системы будет различным. Осуществляемый в России процесс замены административно-командной системы на рыночную экспериментально подтвердил утверждение советских криминологов о том, что корыстная мотивация поведения возникает с появлением частной собственности, которая стимулирует стяжательство, жадность, накопительство. Приводились цитаты из работы Ф. Энгельса о том, что легальная частнособственническая корысть, «бессердечный чистоган» входит в производственные отношения базиса капиталистического общества [5, С. 62-76.]. Экономические реформы в России легализовали частную собственность, а вместе с ней и противоречия между интересами государства и частными интересами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Негативное воздействие данного фактора усиливается тем, что дисгармония между государственными интересами по формированию бюджета и интересами частных лиц сохраняется в течение длительного времени. Этот экономический фактор в России действует практически по Р. Мертону, когда стремление граждан решить свои проблемы не подкрепляется государственной экономической политике, когда предприниматели для выхода из критических ситуаций вынужденно прибегают к противоправному поведению, в том числе и в сфере предпринимательской деятельности.

Экономические преобразования, проводимые в России, с точки зрения теории рынка выглядели обоснованно на начальном этапе их моделирования. Идеи приватизации и создания собственника, внедрения конкуренции и за счет этого повышения эффективности производства и качества товаров, создания банковской системы и обеспечения оптимального кредитования рассматривались как многообещающие гипотезы. Однако к концу XX века попытка их воплотить в жизнь для социально-экономического развития России положительных результатов не принесла.

Здесь сыграл свою негативную роль и парадокс теневой экономики, которую реформаторы идеализировали, и считали, что ресурсные возможности обеспечат быстрое развитие рыночной экономики в России.

Актуальность проблемы профилактики девиантного поведения обусловлена тем, что показатели состояния, динамики, структуры, факторные комплексы, детерминирующие данное социально-правовое явление вызывают тревогу и требуют выработки эффективных мер противодействия противоправному поведению в сфере предпринимательства.
Ведущее место в данной системе мер должны занимать те из них, которые обеспечивают предупреждение преступлений и иных форм отклоняющегося поведения в данной сфере. Эта задача упоминается в законодательных актах, которые определяют нормативно-правовой статус налоговых органов, а также иных правоохранительных органов, в тенденции которых входит выявление, предупреждение и пресечение, раскрытие и расследование преступлений в сфере экономической деятельности.
В криминологии предупредительные меры принято разделять на общепрофилактические и индивидуально-предупредительные. Кроме того, особую группу мер составляют те, за счет которых обеспечивается пересечение противоправного поведения, т.е. прекращение его силовым путем.
Общепрофилактические меры имеют стратегический характер, так как проводятся на общесоциальном, общегосударственном уровне и призваны нейтрализовать действия тех основных фактором, которые детерминирую экономическую преступность.
Индивидуально-профилактические меры, как правило, связаны с воздействием на личность тех граждан, которые либо уже пребывают в состоянии криминальной опасности, либо потенциально склонны к противоправному поведению. Здесь важно удержать конкретных лиц от совершения преступлений с тем, чтобы их линия поведения, как бы балансирующая на грани правопослушной и девиантной, не трансформировалась в криминальную.
Сам процесс профилактической работы в сфере предпринимательства будет отличаться спецификой, так как факторные комплексы, соответствующие разновидности противоправного поведения имеют существенные особенности. Важное место в общепрофилактической деятельности принадлежит практическим мерам. Это наиболее уязвимое место для современной России, так как попытка изменить и политическое устройство СССР, и его экономику привела к распаду страны. Данная проблема – объект самостоятельных научных исследований. В контексте данной же статьи важно то, что политические меры, реализуемые государством в течение последнего десятилетия приводили, прежде всего, к негативным последствиям, связанным с искажением федерального устройства государства. Это, в свою очередь, отрицательно влияло и на линию поведения хозяйствующих субъектов, расположенных в различных регионах России [4, С. 325].
В этом плане общепрофилактическое значение имеют меры, связанные с укреплением вертикали власти. Субъектом общей профилактики экономической преступности призваны выступить межрегиональные налоговые инспекции по Федеральным округам, которые должны обеспечить разрешение следующих задач:
  • контролировать соблюдение на территории соответствующего Федерального округа налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов;
  • организовать и осуществлять комплексные проверки деятельности территориальных органов МНС РФ в соответствующем Федеральном округе;
  • обеспечить проведение и проводить камеральные и выездные налоговые проверки и перепроверки коммерческих организаций по соблюдению налогового законодательства в соответствующем Федеральном округе;
  • обеспечивать и организовывать взаимодействие МНС РФ с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем Федеральном округе по вопросам, отнесенным к его компетенции и органам исполнительной и представительной власти субъектов РФ, входящих в состав соответствующего Федерального округа.
Разрешение выше перечисленных задач носит общепрофилактический характер и призвано внести свой вклад в обеспечение политики государства в области укрепления государственного устройства Российской Федерации.
Для России в историческом плане характерен феномен политической борьбы. Противостояние различных политических сил не ослабевает и в нынешнее время.
Неустойчивость политического положения в России стимулирует отток капитала за рубеж и концентрацию его там. Поэтому общепрофилактическое значение может иметь снижение политического напряжения в стране, сохранение последовательной линии на развитии частнопредпринимательской деятельности.
Общепрофилактическое значение экономической преступности наряду с политическими имеют и экономические меры.
Неблагоприятными обстоятельствами экономического характера является разрушение банковской системы, невозможность обновления основных фондов предприятия. Требуется создание разумной и долгосрочной системы кредитования предприятия, формирование нормальных условий для развития в Российской Федерации производства за счет подготовки и осуществления экономических программ, направленных на поддержку отечественных производителей. В конкретных случаях это может при положительном развитии ситуации предупредить экономическую преступность, а при негативном – детерминировать ее [2, С. 216].
Экономические меры подобного типа должны сочетаться с общепрофилактическими мероприятиями, направленными на совершенствование налоговой системы Российской Федерации. В их число входят и меры правового, меры организационного характера. Первые из них призваны обеспечить совершенствование уголовного, гражданского, налогового законодательства РФ с тем, например, гармонизировать налоговую нормативную базу Федерального и регионального уровня; не допускать перманентного изменения налогового законодательства.
Вопрос только в том, чтоб реально воплотить их в жизнь, изменяя и совершенствуя законодательство в интересах улучшения условий деятельности законопослушных лиц, осуществляющих экономическую деятельность от имени коммерческой организации.
По поводу институтов ответственности за экономические преступления следует вместе с тем признать, что Российский законодатель пока не в полной мере воспользовался имеющимся в этой области зарубежным опытом, так как существуют законодательные акты ряда стран, где материально – правовые нормы соответствующим образом упорядочены и играют общепревинтивную роль в борьбе с противоправным поведением в сфере предпринимательства. Кроме того, когда речь идет об общепрофилактической роли уголовно-правовых норм, нельзя упускать из виду и проблему уголовной ответственности юридических лиц в сфере экономической деятельности.
Ситуация в современном российском обществе такова, что государство заботиться о своих интересах и устанавливает правила ведения предпринимательской деятельности, не выгодные для предпринимателей. Рыночные отношения и так предопределяют противоречивость государственных и частных интересов, а экономическая политика государства, детерминируя экономическую преступность, придает ему как бы окраску «необходимой обороны», когда надо «выживать» и за счет противоправного поведения.
Все это породило феномен недоверия и отчуждения людей от государства. Действия этого фактора не ослабевает, так как экономические реформы глобальных положительных результатов не принесли. Поэтому когда отдельные авторы [1, С. 18] отмечают необходимость формирования единой государственной идеологии, ориентированной на правомерное решение проблем, связанных с легальным приобретением собственности, вытеснения культа обогащения незаконным путем, противодействия правовому нигилизму, то следует сразу же делать оговорку, что без провидения общепрофилактических мер, оздоравливающих обстановку в обществе, сами по себе индивидуально-профилактические меры изменить общественное сознание в сторону положительного восприятия новой экономической системы не могут.
Не редко молодые предприниматели перед вхождением в коммерческую деятельность имеют перед глазами примеры систематического извлечения прибыли с нарушением налогового, гражданского, уголовного законодательства. Они автоматически перенимают этот негативный опыт и рассматривают его как естественный в российских условиях и стремятся к криминальному профессионализму при создании коммерческих организаций [3, С. 261].
Поэтому возникает необходимость в осуществлении целенаправленного профилактического воздействия на лиц, которые, например, обучаются в экономических вузах. Именно эта категория граждан в нынешних условиях может быть предрасположена к противоправному поведению в сфере предпринимательства, поскольку они неизбежно окажутся в условиях, детерминируют противоправное поведение «экономическая преступность». Поэтому студенты данных вузов должны под воздействием целенаправленных программ привития правовой культуры приобретать иммунитет к девиантному поведению в сфере предпринимательства.
Объектом индивидуально-профилактической работы должны быть представители школьной и студенческой среды, которые избрали для себя или ориентируются на различные виды предпринимательской деятельности. В этом плане важно обеспечить формирование у них стереотипов легитимного поведения и правовой культуры, чтобы обезопасить их от соблазнов извлечь прибыль противоправным путем.
Все преобразования, которые проводились в России, актуализировали проблему комплексного применения и общепрофилактических и индивидуально-предупредительных мер экономической преступности. Однако, современная обстановка такова, что только их для борьбы с экономической преступность явно недостаточно. Требуется и проведение системы мер, направленных на пресечение экономических преступлений.


Литература:

  1. Бембетов, А.П. Предупреждение налоговых преступлений. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. МВД РФ / А.П. Бембетов. – М., 2000. - С.18

  2. Долгова, А.И. Криминология. Учебник / А.И. Долгова. – М .: Норма, 2008. – 352с.

  3. Криминология: Учебник для вузов / В. Бурлаков - СПб: Питер, 2002. - 432 с.

  4. Криминология: Учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова. – М., 2004. – 528с.

  5. Кузнецова, Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / Н.Ф. Кузнецова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - С. 62-76.
Основные термины (генерируются автоматически): противоправное поведение, Россия, экономическая преступность, мера, сфера предпринимательства, общепрофилактическое значение, предпринимательская деятельность, экономическая деятельность, банковская система, Российская Федерация.