Иерархическая структура национального (внутригосударственного) транспортного права РФ
Авторы: Ильина Снежана Владимировна, Мурзина Анастасия Сергеевна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2011)
Статья просмотрена: 4391 раз
Библиографическое описание:
Ильина, С. В. Иерархическая структура национального (внутригосударственного) транспортного права РФ / С. В. Ильина, А. С. Мурзина. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/39/769/ (дата обращения: 16.11.2024).
Транспорт как отрасль материального производства не создает новых материальных ценностей и не увеличивает богатства общества.
Транспорт является связующим звеном экономики страны. Транспорт охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. Продукцией транспорта является деятельность территориальному перемещению груза и людей.
Отрасли права
В соответствии с общей теорией права основным элементом системы права является отрасль права, представляющая собой наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющих существенную роль в организации общественной жизни.
Отрасли права - наиболее крупные элементы структуры права. Предмет и метод являются основаниями для деления права на отрасли. Если предмет - это общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью, на которые воздействуют нормы конкретной отрасли права, то метод - это система регулятивного воздействия, которое характеризуется специфическими приемами регулирования.
Таким образом, образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а в результате обособления отдельной обособленной группы общественных отношений в отношении (предмета) и формирования особого регулятивного режима (метода).
Другими словами, предмет и метод представляют собой необходимые условия отграничения одной отрасли права от другой.
Место транспортного права в системе российского права
В правовой науке принято выделять базовые и комплексные отрасли права.
К базовым относятся государственная, уголовная, гражданская, административная и др. отрасли.
В то же время в правовой системе имеются образования комплексного характера, такие как: транспортное, банковское, коммерческое, таможенное, природоохранительное право.
Эти образования являются комплексными, поскольку нормы, в них входящие, не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они имеют прописку в основных отраслях (например: нормы транспортного права можно совершенно точно распределить по таким основным отраслям, как административное право, гражданское право, земельное право, процессуальное право).
С точки зрения принципов построения российской системы права, транспортное право не является самостоятельной отраслью, как, например, государственное, административное, гражданское, трудовое, уголовное право и т.д.
Следовательно, транспортное право - это комплексная отрасль, содержащая нормы, которые по своей природе являются административными, трудовыми, гражданскими и т.д., что объясняется спецификой регулируемых транспортным правом общественных отношений. Нормы, входящие в транспортное право, не связаны единым методом и механизмом регулирования, т.к. они почти все прописаны в основных отраслях права.
система транспортного права
Особенностью транспортного права является то, что оно сочетает в себе властно-организационные отношения, регулируемые административным правом и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом.
Следовательно, транспортное право регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой.
Объединение норм различных отраслей в единый правовой комплекс транспортного права состоит в регулировании деятельности отдельных видов транспорта как единой транспортной системы.
Транспортное законодательство
Транспортное право – это совокупность норм права, а транспортное законодательство – это система (совокупность) нормативно-правовых актов регулирующих транспортные отношения.
Конституция РФ, как Основной закон государства, выступает юридической базой транспортного законодательства.
Особенности транспортного законодательства:
Транспортное законодательство является наиболее кодифицированным массивом нормативно-правовых актов в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентами.
В транспортном законодательстве отражается особенность договоров заключенных транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры (например, ограниченная ответственность перевозчика за нарушение договорных обязательств, предъявление претензий и исков к перевозчикам).
В транспортном законодательстве действует большой количество императивных норм (правила, которые не могут быть изменены по каким-либо иным условиям).
На транспортное законодательство оказывают влияние: законодательство в области международного транспорта, это влияние носит взаимный характер. Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования международного транспорта, во взаимоотношениях стран, которые заключили соответствующий международный договор.
Источники права
В юридической науке, когда говорят об источниках права, имеют в виду формы, в которых выражена та или иная правовая норма.
Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В результате правотворческой деятельности государства норма становится юридической. Следовательно, источники права это тоже результат этой правотворческой деятельности государства.
В результате правотворческой деятельности государство может либо формулировать, либо санкционировать какое-либо правило (модель поведения), т.е. норму.
Предмет транспортного права
Предметом транспортного права являются общественные отношения, связанные с транспортировкой грузов, пассажиров, багажа и возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, а также между самими перевозчиками как одного, так и разных видов транспорта при осуществлении перевозочного процесса.
В системе транспортного права различают следующие специальные части транспортного права: морское право, внутреннее водное (речное) право, железнодорожное право, автомобильное (автотранспортное) право, воздушное право, космическое право.
Следовательно, транспортное право это комплексная отрасль, содержащая нормы различных отраслей находящихся в свою очередь в различных специальных частях права.
Отсюда можно сделать вывод о том, что подход к изучению транспортного права должен быть комплексным и системным с последовательным изучением элементов транспортного права, как единой иерархической структуры. Поэтому, на начальной стадии соприкосновения с такой отраслью права как транспортное право нередко возникают вопросы, связанные с отсутствием четкой структуризации данной отрасли. Хотя при более глубоком изучении данной отрасли видно, что это иерархическая система с уровнями вложенности по горизонтали и вертикали.
Иерархическая структура внутригосударственного транспортного права приведена на рис. 1.
На первом уровне данной иерархической структуры представлено деление транспорта по видам. На втором уровне приводятся основные, главные действующие документы, соответственно для каждого вида транспорта. На третьем уровне представлена зона ответственности, безопасности и совершаемых преступлений на транспорте.
При составлении данной структуры и написании статьи не рассматривался тот факт, что транспортное право является не только частью национального (внутригосударственного) российского права, но и частью международного права.
-
- Литература:
Авраменко, И.М. Международное морское право: уч. пособие. / И.М Авраменко. – 2-е изд., исправл. и доп. – М. : Рконсульт, 2003. – 496 с.
Анцелевич, Г.А. Международное морское право: Учебник / Г. А. Анцелевич. - Киев: Слово, 2004. - 400с.
Гречуха, В.Н. Транспортное право Российской Федерации: уч. пособие. / В.Н. Гречуха. – Ч.1. – М. : МГИУ, 2002. – 348 с.
Гречуха, В.Н. Транспортное право Российской Федерации: уч. пособие. / В.Н. Гречуха. – Ч.2. – М. : МГИУ, 2002. – 303 с.
Гуцуляк, В.Н. Морское право: уч. пособие. / В.Н. Гуцуляк. – М. : РосКонсульт, 2000.
Егиазаров, В.А. Транспортное право: учебник для вузов. / В.А. Егиазаров. – 3-е изд., стер. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 544 с.
Ерпыльева, Н.Ю. Международное частное право: учеб. / Н.Ю. Ерпыльева. – М. : ТК Велби, Изд-во Проект, 2005. – 560 с.
Федощева, Н.Н. Международное право. Учебное пособие в схемах и определениях. – М.: Книжный мир, 2008 г. – 106 с.
Сиваков, О.В. Транспортное право: уч. пособие. / О.В. Сиваков
[и др.]. – М. : Былина, 1999.Спирин, И.В. Транспортное право: Учеб.пособие / И. В. Спирин. - М.: Транспорт, 2001. - 303с.