Налогообложение внешнеэкономических сделок | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баженов, Д. А. Налогообложение внешнеэкономических сделок / Д. А. Баженов. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 71-77. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/39/893/ (дата обращения: 16.11.2024).

Налоги и налогообложение являются одним из основных источников формирования доходов нашего государства. Поэтому вопросы современного налогообложения в России, особенностей внешнеэкономической деятельности, налогообложения иностранных организаций, регулирования международного двойного налогообложения, выбора наиболее приемлемого или льготного таможенного режима, правильного применения положений налогового и таможенного законодательства при исчислении налогов с предприятий-участников внешнеэкономической деятельности в современных условиях реформирования налоговой системы РФ и российского таможенного законодательства – наиболее актуальные и наименее изученные вопросы регулирования налоговых отношений. Кроме того, постоянное изменение налогового, бюджетного и таможенного законодательства зачастую ставят предприятия-участников внешнеэкономической деятельности в затруднительное положение при оценке таможенной стоимости товаров, расчете ввозного налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов, применении норм международных договоров об избежание двойного налогообложения. Особенно тяжело ориентироваться в российском налогообложении иностранным компаниям, ведущим свою деятельность на территории Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации не содержит легального определения внешнеэкономической сделки. Понятие "внешнеэкономическая сделка" в п. 3 ст. 162, п. 2 ст. 1209 ГК РФ упоминается только в связи с ее формой: несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность, а ее форма всегда подчиняется российскому праву, если в сделке участвует российское юридическое лицо или российский предприниматель

Таким образом, понятие "внешнеэкономическая сделка" не может претендовать на универсальность. Оно не охватывает международные перевозки и некоторые другие виды внешнеэкономических сделок. При этом понятие "внешнеэкономическая сделка" отличается от понятия "сделка, осложненная иностранным элементом". Так, иностранный элемент может проявляться, в частности, если одной из сторон договора выступает иностранное лицо, исполнение обязательства из договора осуществляется полностью или в части на территории иностранного государства, договор заключен в отношении имущества, находящегося за рубежом, либо одностороння сделка была совершена за рубежом и т.д. Однако не все такие сделки отвечают признакам внешнеэкономических сделок.

Любая внешнеэкономическая сделка начинается с составления и подписания контракта. Прежде всего из содержания контракта необходимо уяснить момент перехода права собственности на товар к покупателю. Положения договора могут дублировать общие правила указанного перехода (с момента вручения вещи, с момента передачи перевозчику) либо устанавливать иные моменты перехода права собственности (с момента оплаты, с момента пересечения границы и т.д.).

Правильное определение момента перехода права собственности необходимо для того, чтобы верно отразить в учете контрактную стоимость ввозимого товара, транспортные расходы, курсовые разницы, возникающих в связи с изменением курсов валют, и исчислить НДС.

Организация при ввозе товаров на территорию РФ обязана уплатить таможенные платежи, к которым относятся:

- ввозная таможенная пошлина;

- НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- акциз (для подакцизных товаров);

- таможенные сборы.

Ставки ввозных таможенных пошлин на разные товары могут меняться, что является своего рода механизмом регулирования внешнеторговой деятельности. Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза экспорт товаров является одним из основных таможенных режимов. Товары, которые вывозятся с территории РФ в целях исчисления НДС, считаются реализованными на территории РФ, так как к моменту отгрузки или транспортировки они находятся в России. Соответственно вывоз товаров является объектом налогообложения НДС (подпункт 1 пункта 1 статьи 146; статья 147 НК РФ). Порядок налогообложения зависит от таможенного режима, под который помещаются товары Развитие и поэтапная интеграция мировой экономики предоставили хозяйствующим субъектам возможность получения доходов в различных странах мира, и государственные границы становятся невидимыми для бизнеса.

Допускается по желанию декларанта товары различных наименований, содержащиеся в одной товарной партии, декларировать с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что данному классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. В этом случае в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующие данному классификационному коду.

Для определения величины таможенной пошлины и суммы НДС можно использовать следующие формулы:

Курс ЦБ РФ на день
принятия таможенной Ставка
Таможенная Таможенная декларации (если ввозной
пошлина = стоимость x таможенную стоимость x таможенной
товаров необходимо пересчитать пошлины
в рубли)


(Таможенная стоимость товаров x
Курс ЦБ РФ на день принятия Ставка
НДС = таможенной декларации + x налога
Таможенная пошлина + Сумма акциза
(по подакцизным товарам))

Стремление компаний любой ценой снизить свои налоговые обязательства порождает на практике много вопросов. А именно, как сделать это законным способом? Одним из способов оптимизации налогообложения является "оффшорный" метод налогового планирования. Основой данного метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам. Таким образом, финансово-правовой механизм в деятельности оффшорных зон имеет разновекторную направленность. С одной стороны, это низкая налоговая ставка и высокий уровень финансово-экономической секретности. С другой стороны, в них почти нет требований Центробанков и ограничений на конвертацию валюты.

Необходимо различать такие понятия, как "уклонение от налогообложения" и "правомерная налоговая оптимизация", к которой относится "оффшорный" метод налогового планирования. Уклонение от налогов - это нарушение законодательства, а в отдельных случаях и уголовное преступление. Однако к "оффшорному" методу налогового планирования это отношения не имеет, так как для целей оптимизации налогообложения в этом случае используются компании, зарегистрированные в различных странах, действующие в безналоговом или низко налоговом режиме.

Оффшор – это свободная экономическая зона (СЭЗ), которая может находиться в одном государстве или на территории другого. В классическом международном понимании СЭЗ - это территория, исключенная из действия обычного таможенного налогового, а в некоторых случаях - валютного и банковского законодательства. В российском законодательстве дается несколько определений понятия "свободная экономическая зона", среди которых наиболее распространено следующее: "Особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности" (ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" [1]).

Характерным признаком оффшорной зоны (свободной экономической зоны) является почти нулевое налогообложение и предоставление предпринимателю благоприятного валютно-финансового и фискального режима. К тому же государство, располагающее данной экономической зоной, преследует обеспечение своего клиента высокопрочной банковской и коммерческой секретностью.

Страна, обладающая статусом оффшорной зоны, имеет высокую заинтересованность в привлечении участников международного бизнеса, так как каждая фирма, зарегистрированная в данной стране, использует всю имеющуюся финансовую инфраструктуру и производит выплаты в национальный бюджет страны. По данным специалистов, ежегодный фиксированный сбор, представляющий полную отчетность оффшорной компании, колеблется от 150 до 1000 долларов.

С учетом того что деятельность оффшорных зон приобретает все большую популярность в современных экономических отношениях, является целесообразным более подробное рассмотрение особенностей действующих правил финансово-правового механизма оффшорных зон.

Оффшорные зоны отличаются низким налогообложением, которое достигается за счет минимизации или упразднения подоходного налога. Его отсутствие - это часть экономической политики страны со свободной экономической зоной. Система налогообложения в свободных экономических (оффшорных) зонах относится к специальным налоговым режимам (ст. 18 Налогового кодекса РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, которые установлены Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Данный факт объясняется желанием привлечь как можно большую часть финансового бизнеса на свою территорию.

Оффшорные юрисдикции обладают жесткими правилами соблюдения и охраны коммерческой тайны. Данное обстоятельство безотказно работает даже тогда, когда правоохранительные органы других стран претендуют на раскрытие банковских тайн в соответствии с международным договором. Правительство данных территорий зачастую отказывает в сотрудничестве по данному вопросу, даже если речь идет о серьезном нарушении законов других стран.

Оффшорные юрисдикции могут подразделяться по следующим категориям секретности [2, с. 72]:

  • свободные экономические зоны, которые не идут на ослабление секретности даже тогда, когда они используются нерезидентами в преступных целях;

  • свободные экономические зоны, которые лояльно относятся к проведению расследований, если это требуется законом или двусторонним соглашением.

Существует эшелонирование секретности и степень ограничения доступа к ней. Например, Бермуды оказывают содействие правоохранительным органам других стран в расследовании неналоговых преступлений. На Багамских и Каймановых островах секретность закладывается в статусном или общем праве и связана с типом устава.

Особой секретностью отличаются государства бывших или настоящих британских колоний. Подавляющее большинство оффшорных компаний стремятся усилить или ужесточить меры за нарушение секретности. Например, на Каймановых островах в 1976 г. ввели строгую систему банковской секретности, ужесточили законы и санкции против посягающих на раскрытие чужой банковской тайны.

Определенную актуальность в оффшорных зонах приобретают меры, направленные на обеспечение валютного контроля. В настоящее время нормативно-правовая база валютного регулирования и валютного контроля, разработанная Банком России, насчитывает более 200 нормативных актов, регулирующих основные вопросы правоотношений, включая:

  • операции с валютными ценностями (иностранной валютой, ценными бумагами в иностранной валюте и др.), в том числе ввоз-вывоз валютных ценностей и репатриацию экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию;

  • операции покупки и продажи иностранной валюты (в том числе наличной) на внутреннем валютном рынке;

  • операции с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями;

  • деятельность органов и агентов валютного контроля и их полномочия;

  • ответственность за нарушения валютного законодательства и порядок применения санкций;

  • рублевые операции нерезидентов.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" [3] в большинстве оффшорных зон распространена система двойного валютного контроля. В ее основе заложена разница как между иностранной и национальной валютой, так и между резидентами и нерезидентами. Основополагающим моментом является подпадание под валютный контроль только резидентов, но нерезиденты, в свою очередь, подпадают под контроль, касающийся только местной валюты.

Важное место в этой ранжировке занимают коммуникации. Подавляющее большинство оффшорных зон располагают современными средствами связи: это космическая, мобильная, телефаксовая и кабельная связь. Также широко развито воздушное и морское сообщение. Языковые и географические преимущества способствуют привлечению близлежащих финансовых центров.

Заключительным этапом в этой цепочке является возможность легкого доступа к зарубежной банковской системе за счет использования оффшорных юрисдикций. Используя оффшорные компании, собственники могут размещать капитал в твердой валюте в устойчивых банках в политически и экономически стабильных странах.

Зарубежные банки всячески поддерживают уровень контактабельности с оффшорными зонами, предоставляя свои услуги оффшорным фирмам по открытию валютных банковских счетов. При открытии такого счета финансовые возможности фирмы увеличиваются, она может использовать этот счет для осуществления операций по аккумулированию или переводу денежных средств. После открытия банковского счета фирма может получить корпоративную кредитную карту, которую можно использовать так же, как и обычную кредитную карту.

Главным преимуществом оффшорных зон являются упрощенный порядок регистрации и упрощенная система финансовой отчетности (ст. 18 НК РФ). Кроме того, существует множество схем, в которых можно использовать оффшорные зоны для получения прибыли. Перечисленные условия могут упростить путь достижения как законных целей, так и открыть широкую дорогу для транснациональной преступности.

Во многих странах – налоговых убежищах – финансовый бизнес приносит стабильный доход. Создание "налоговых гаваней" является приоритетным для островных государств, так как они не имеют конкретных преимуществ в рыночной среде. Создание и развитие оффшорных территорий в этих государствах служит привлечением ресурсов для экономического развития. Представители государств, имеющих на своей территории оффшорные зоны, регулярно проводят семинары, на которых обсуждают, предлагают и рекламируют все более жесткие условия соблюдения секретности и упрощения налогообложения своих стран.

Характерным для оффшорных зон является их дифференциация по полям действия. Например, Барбадос совершенствует свое банковское законодательство для увеличения конкурентоспособности. Багамы активно проводят работы по привлечению банковского бизнеса, страховых компаний и судов на льготных условиях. Каймановы острова на данный момент представляют собой быстро растущую юрисдикцию с высокими требованиями к финансовой секретности. На сегодняшний момент там зарегистрировано 18 тыс. корпораций, что превышает количество местных жителей. Правительственные должностные лица этого государства считают, что через конфиденциальные банковские счета ежегодно проходят 10 млрд. долл.

Существует несколько способов использования оффшорных юрисдикций, основными из которых являются два [4, с. 11].

Первый способ - оптимизация налоговых платежей и налоговое планирование - применяют бизнесмены, которые сомневаются в политической и экономической обстановке в своей стране. Они переводят активы своего бизнеса в стабильные в этом плане оффшорные зоны.

Зачастую оффшорные территории используются криминалом, носящим транснациональный характер. Важный фактор - режим финансовой секретности. Режим секретности создает тепличные условия для криминально заинтересованных элементов. Прикрываясь завесой секретности, криминал скрывает и делает недоступной информацию по факту сокрытия доходов, анализу денежных потоков и выявлению источников финансовых фондов для правоохранительных органов. Оффшорные юрисдикции в данном случае выступают гарантами, в которых происходит взращивание транснациональной финансовой преступности.

Второй способ – облегченные методы ухода от налогов. Оффшорные зоны предоставляют к пользованию полный набор финансово-правовых инструментов и схем для облегченного уклонения от налогов. Большинство схем, используемых для совершения и сокрытия налоговых преступлений, предполагают использование оффшорных страховых компаний, банков и простых оффшорных фирм.

Простейшая схема оффшорных операций, имеющих налоговую мотивировку, основывается на использовании универсального принципа налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства (ст. 3 НК РФ).

В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции. Такая ситуация возникает, например, при оказании услуг во внешней торговле, посреднических услуг и в консультационном бизнесе. Полученные таким путем доходы могут поступать на счета оффшорных фирм.

Данный способ, с одной стороны, включает также бартерные операции при посредничестве оффшорной фирмы. Основа данной схемы состоит в том, что оффшорная фирма является посредником между двумя другими фирмами, осуществляющими бартер. Исходя из этого, основной доход накапливается у оффшорной компании. Осуществление международных операций дает возможность выводить доходы оффшорной фирмы из-под налогообложения.

С другой стороны, операции оффшорной фирмы с долговыми обязательствами основываются на покупке оффшорной компанией долговых обязательств с дисконтом. Данные обязательства также погашаются по номинальной стоимости. Итогом данной сделки является получение освобожденного от налогообложения дохода или дохода, который будет облагаться по минимальной ставке.

Особый интерес в исследуемых методах ухода от налогов представляют операции оффшорной фирмы с ценными бумагами. Основа схемы состоит в том, что оффшорная компания приобретает ценные бумаги для последующей перепродажи по завышенной цене. Данные операции характерны для западных фондовых рынков.

В то же время эксперты обращают внимание на проведение самофинансирования: оффшорная компания предоставляет своим партнерским компаниям, не находящимся в оффшорной зоне, кредит, при возвращении которого процент по нему заранее согласован. Процент, выплачиваемый зарубежной компании, снижает налогообложение в стране, где был получен, но не подлежит налогообложению или подлежит минимальному налогообложению в оффшорной зоне.

Применительно к России наглядным обстоятельством является посредничество оффшорной фирмы при совершении торговых операций. Возможно использование двух вариантов данной схемы на примере "кипрской оффшорной зоны".

В рамках первого варианта не регистрируется официальное представительство оффшорной компании в стране - резиденте. Оффшорная компания открывает счет в прибалтийском банке, закупает с него товары у российских поставщиков за рубли по низким ценам, продает своей российской фирме или своим обычным покупателям дороже. Прибыль российской фирмы уменьшается, или, вообще, все обороты проходят не через нее, а через оффшорную компанию.

В рамках второго варианта оффшорная компания становится на налоговый учет в России и открывает счет в Российском банке, заключая через своего представителя договор с российской фирмой о совместной деятельности. После чего ей, во избежание двойного налогообложения в России, предоставляют справку из налоговой службы Кипра.

При этом кипрская компания представляет российскому партнеру ноу-хау на продукцию, которую будет изготавливать российская фирма, и технологию производства. Далее осуществляется закупка оборудования для производства и размещения его на площадях российского партнера. Закупленные комплектующие и сырье для производства поставляются российской фирме уже по более высоким ценам.

Российская компания предоставляет производственные площади, трудовые ресурсы и управление производством, несет повседневные затраты, ведет учет совместной деятельности, получает выручку от продажи продукции и перечисляет часть доходов иностранного партнера на его рублевый счет. В России кипрская фирма не платит налоги с дохода от подобной деятельности, а также налоги на имущество и от его использования.

Определяющим подходом, тесно связанным с предыдущими двумя вариантами, является третий способ, который проходит с полным нарушением всех норм существующего законодательства и состоит в отмывании денег, полученных посредством финансово-экономической преступности.

Сегодня оффшорные зоны стали ключевой составляющей процесса отмывания денег и криминальных капиталов. Они превратились в "прачечные" по отмыванию грязных денег через оффшорные трасты, корпорации и банки. "Грязные" деньги, пройдя курс очистки, направляются в виде инвестиций в другие страны. Миллиарды отмытых долларов, пройдя все уровни очистки, используются для приобретения законного бизнеса и недвижимости.

Широко используются оффшорные банки для проведения мошеннических операций, направленных на нанесение вреда бизнес-структурам других стран. Процветает выпуск фиктивных и необеспеченных финансовых инструментов фондового рынка.

Перечисленные преступления стали возможны из-за финансовой секретности, слабости контроля над соблюдением законодательства, минимальных уставных фондов банков и анонимности фактических хозяев.

Оффшорные компании – один из самых привлекательных инструментов для минимизации налогообложения, но и он имеет как достоинства, так и недостатки.

К обычным "классическим" оффшорным компаниям относятся компании, созданные на территории таких стран, где законодательство позволяет им не платить налогов и не сдавать бухгалтерскую отчетность.

Примерами таких территорий являются Белиз, Британские Виргинские Острова, Доминика, Сейшельские Острова.

Помимо "классических" оффшорных зон существуют страны с низким налогообложением, что позволяет компаниям, зарегистрированным на их территории, более широко применять методы налогового планирования.

К таким налоговым странам можно отнести Кипр, Мальту, Данию, Швейцарию, Голландию.

Оффшорная компания - это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний являются нерезидентами этих стран. Запрет вести какую-либо деятельность на территории оффшорного государства объясняется тем, что зарубежные компании не должны составлять конкуренцию местному бизнесу, и это является, пожалуй, единственным недостатком для оффшорной компании.

В настоящее время Приказом Минфина России № 108н от 13.11.2007 г. утвержден "Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)" [5].

Оффшорным зонам присуща максимально упрощенная система регистрации, а уставный капитал оффшорной компании может составлять незначительную сумму. Акционеры оплачивают акции, когда сочтут для себя удобным и необходимым. При этом на практике уставный капитал чаще всего остается неоплаченным, так как контроль со стороны государственных органов в оффшорных зонах отсутствует.

Как правило, в зарубежных оффшорах фирму освобождают от налогов, и уплата налогов заменяется уплатой фиксированной ежегодной пошлины, которая опять же не привязывается к обороту компании.

Кроме того, размер и порядок уплаты пошлины зависит от страны, где расположена оффшорная зона; так, в Швейцарии, на Мальте и Кипре оффшорные компании платят минимальные налоги. А в оффшорных зонах на Панаме, Белизе, Каймановых и Багамских островах компании полностью освобождают от налогов. Там "льготные" компании должны вносить только пошлину за продление лицензии. Как правило, она составляет 300 - 400 долларов в год.

Размер фиксированной пошлины может отличаться в зависимости от максимального размера минимально установленного капитала. Как правило, в законе устанавливается размер уставного капитала, до которого компания уплачивает минимальную пошлину.

Помимо налоговых ставок, при анализе налогового законодательства во внимание принимаются такие моменты, как порядок формирования налоговой базы, наличие налоговых льгот, законодательство о контролируемых иностранных компаниях (CFC Rules), нормы о трансфертном ценообразовании, наличие и возможность использования соглашений об избежании двойного налогообложения, наличие специальных налоговых режимов для некоторых видов компаний (например, для холдингов) и пр.

Несмотря на стремление мирового сообщества к унификации национальных налоговых законодательств, между ними по-прежнему сохраняются существенные отличия. Так, с точки зрения величины налоговых ставок и процедур налогового администрирования страны условно можно разделить на следующие категории:

- безналоговые (или оффшорные). К числу таковых относятся Сейшелы, Белиз, Британские Виргинские острова, Невис и др. В данном случае местное законодательство, как правило, устанавливает безналоговый режим для компаний, осуществляющих деятельность за пределами страны регистрации, и фиксированный сбор (государственную пошлину) за поддержание таких компаний в жизнеспособном состоянии. Всем этим компаниям вменяется в обязанность вести соответствующую отчетность, но представлять ее в государственные органы зачастую не требуется. Традиционной особенностью таких стран также является невозможность использования соглашений об избегании двойного налогообложения в силу отсутствия такового для компаний международного бизнеса.

Между тем существуют и такие государства, которые, несмотря на безналоговый режим, для компаний, ведущих деятельность за пределами страны регистрации, устанавливают требования по представлению отчетности в государственные органы (например, Гибралтар), а также такие, в которых решение о наличии или отсутствии налогового бремени принимается по результатам рассмотрения данной отчетности (например, Гонконг);

- низконалоговые. Такие территории иногда также причисляются к группе оффшорных, поскольку устанавливаемые ими ставки налогов колеблются в пределах нескольких процентов. Так, ранее очень популярным инструментом был люксембургский холдинг, который создавался в соответствии с законом 1929 г. Его использование давало возможность выплачивать налог на капитал по ставке 1% при регистрации и при увеличении размера капитала, а также налог на подписку по ставке 0,2% на оплаченный капитал;

- средненалоговые. Ставки корпоративного налога в таких странах колеблются от 10 до 15%. Кроме того, там существуют законодательно установленные требования по составлению и подаче в государственные органы корпоративной, финансовой, а иногда и консолидированной отчетности, имеется достаточно развитая сеть соглашений об избежании двойного налогообложения. Примером в данном случае может служить Кипр, ставка корпоративного налога в котором составляет 10%, но вместе с тем существует целый ряд освобождений;

- высоконалоговые. Данная категория стран характеризуется достаточно высокими налоговыми ставками; наличием публичных государственных реестров и законодательно установленных требований по составлению и подаче в государственные органы корпоративной, финансовой, а иногда и консолидированной отчетности; развитой сетью соглашений об избегании двойного налогообложения (например, Великобритания, Нидерланды, Австрия, Люксембург, Швейцария и др.).

Законодательство некоторых средне- и большинства высоконалоговых государств содержит нормы о трансфертном ценообразовании и контролируемых иностранных компаниях. Это приводит к необходимости при использовании такого инструментария тщательным образом планировать и контролировать порядок формирования цен по контрактам с зависимыми структурами, а также принимать во внимание факт наличия дочерних зависимых структур, облагаемых по более низким ставкам, чем материнская компания из высоконалогового государства.

Таким образом, финансово-правовой механизм в деятельности оффшорных зон имеет разновекторную направленность. С одной стороны, он выступает как легальный инструмент проведения торгово-финансовых операций, а с другой - преследует цель отмывания значительных сумм финансовых ресурсов, направленных на обогащение интересов частнопредпринимательского сектора.

С учетом данных обстоятельств правовые органы различных государств объединяют свои усилия в профилактике деятельности правовых организаций, примером которых выступают Интерпол и ряд правоохранительных комиссий в рамках системы ООН.

Организации, ведущие деятельность в нескольких странах, сталкиваются с проблемой одновременного, двойного налогообложения одного и того же объекта в нескольких странах, что может привести к экономической нецелесообразности ведения деятельности в разных странах, затруднять товарооборот и, как следствие, препятствовать развитию внешнеэкономических связей и сотрудничества государств.

Таким образом, в целях устранения двойного налогообложения применяются следующие меры:

1. в соответствии с действующей зачетной системой, доходы российских налогоплательщиков, полученные из источников за пределами РФ, подлежат налогообложению только один раз по наиболее высокой ставке - или по российской ставке или по ставке налога страны - источника дохода;

2. в случае, если ставка налога РФ больше ставки налога страны-источника дохода, РФ облагает разницу в пределах российской ставки;

3. если ставка страны - источника дохода выше российской ставки, дополнительной уплаты налога в РФ не требуется. Однако, при этом, эффективная ставка налогообложения доходов российской организации увеличивается.

Оптимизация налогообложения через оффшорные зоны заключается в следующем:

1. Основой данного метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.

2. Оффшорные зоны отличаются низким налогообложением, которое достигается за счет минимизации или упразднения подоходного налога.

В чем же состоит привлекательность финансовой деятельности в оффшорных зонах, расположенных в различных частях мира.

1. Налог на прибыль отсутствует или не превышает 1 - 2% (также может заменяться ежегодным сбором). В различных странах размер ежегодного сбора колеблется в пределах 150 - 1000 долл. США и, что самое важное, не зависит от величины дохода оффшорной компании. Отсутствуют налоги на вывоз доходов (дивидендов, банковских процентов). Уровень налогообложения зависит от того, является ли компания резидентной или нерезидентной по отношению к стране регистрации. Резидентной признается компания, созданная и зарегистрированная в соответствии с законами данной страны. Нерезидентной признается иностранная компания, зарегистрированная за пределами данной оффшорной юрисдикции. Резидентные и нерезидентные оффшорные компании уплачивают налоги на все доходы, полученные в стране своего местонахождения, однако резидентные компании имеют более широкие льготы относительно нерезидентных.

2. Процедура регистрации компании максимально упрощена, минимальный размер уставного капитала не определен, сведения о личности владельца (владельцев) компании не подлежат разглашению (исключение делается только при расследовании по уголовному делу в случае выявления фактов совершения мошеннических действий, торговли наркотиками, оружием и т.д.).

3. Компании могут свободно открывать счета в любой валюте в любых зарубежных банках, переводить и получать платежи в любой валюте без ограничений, т.е. отсутствуют ограничения на вывоз капитала.

4. Процедура управления компанией не слишком усложнена (зачастую управление осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца).

5. От компаний не требуется представление налоговых деклараций. Внешние аудиторы имеются не во всех оффшорных зонах, и счета фирм проверяются ими только по решению владельцев компании. Единственной формой отчетности является ежегодный финансовый отчет. В большинстве оффшорных зон нарушение налогового и таможенного законодательства не считается уголовно наказуемым преступлением.

Использование при проведении внешнеэкономических сделок оффшорных компаний позволяет аккумулировать основную часть дохода от операции в юрисдикции, где отсутствует налогообложение или его уровень очень низкий. Именно такие схемы называются оптимизацией налогообложения при проведении внешнеэкономических сделок.


Литература:

  1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005).

  2. Ларионова В. А. Финансово-правовой механизм оффшорных зон // Право и экономика. – 2007. - № 11. – С. 72-74.

  3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О валютном регулировании и валютном контроле" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003).

  4. Соболев М. Новые тенденции оффшоров // эж-ЮРИСТ. – 2009. - № 1-2. – С. 11 – 13.

  5. Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н (ред. от 02.02.2009) "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.12.2007 № 10598).

  6. Гринкевич Л. С. Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации / Л. С. Гринкевич, А. С. Дорошенков / / Финансы и кредит. - 2010. - № 41. - С. 34-39.

  7. Зубарева И. Е. Россия "офшорная": за и против // Ваш налоговый адвокат. – 2008. - № 10. – С. 25 - 26.

  8. Козлов В. Квартет оффшорных государств // Расчет. – 2009. - № 4. – С. 28 – 29.

  9. Коллини Г. С. Признание и налогообложение иностранных трастов в России / Г. С. Коллини, Д. А. Пенцов / / Закон. - 2010. - № 10. - С. 35-49.

  10. Ларионова В. А. Финансово-правовой механизм офшорных зон // Право и экономика. – 2007. - № 11. – С. 72-74.

  11. Семенихин В. Налогообложение доходов иностранных организаций / В. Семенихин / / Аудит и налогообложение. - 2009. - № 3. - С. 15-19.

  12. Соболев М. Новые тенденции оффшоров // эж-ЮРИСТ. – 2009. - № 1-2. – С. 11-13.

  13. Федоров И. А. Налогообложение иностранных представительств / И. А. Федоров / / Бухгалтерский учет. - 2010. - № 11. - С. 53-57.

  14. Федосеева Г.Ю. К вопросу о понятии "внешнеэкономическая сделка" // Журнал российского права. - 2009. - № 12. - С. 37.

  15. Фролова Т. С. Оффшоры. Как оптимизировать налогообложение? // Горячая линия бухгалтера. – 2008. - № 22. – С. 37-39.

Основные термины (генерируются автоматически): оффшорная компания, компания, зона, двойное налогообложение, РФ, внешнеэкономическая сделка, налог, оффшорная фирма, Россия, налоговое планирование.