О правовом регулировании финансовых правоотношений и финансовой политики
Автор: Трофимова Лариса Витальевна
Рубрика: 7. Финансовое право
Опубликовано в
международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2011)
Статья просмотрена: 556 раз
Библиографическое описание:
Трофимова, Л. В. О правовом регулировании финансовых правоотношений и финансовой политики / Л. В. Трофимова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/39/911/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования финансовых отношений и финансовой политики, определяются направления усовершенствования в современных условиях. Международный вектор финансовой политики влияет на функционирование публичных финансов, обогащает развитие науки финансового права, имеет существенное значение при защите национальных интересов в достижении поставленных целей.
У статті розглядаються проблеми правового регулювання фінансових відносин і фінансової політики, визначаються напрямки удосконалення в сучасних умовах. Міжнародний вектор фінансової політики впливає на функціонування публічних фінансів, збагачує розвиток науки фінансового права, має суттєве значення при захисті національних інтересів у досягненні поставлених цілей.
This article describes the problems of legal regulation of financial relations and financial policies, the direction of improvement in current conditions are determined. The international vector of financial policy affects the functioning of public finances, and enriches the development of science finance law, has the substantial value for protecting the national interests in achieving these goals.
Keywords: financial policy, principle, tax agreement, international law, efficiency, finance, goal (aim, target), financial law.
Исходя из реализации внешнеэкономического курса Украины на евроинтеграцию, актуальным в финансовой политике остается определение направлений рецепции, гармонизации, трансформации, инкорпорации, имплементации международных и внутригосударственных норм согласно принципам европейского законодательства и международных стандартов с одновременным обеспечением гарантий национальной безопасности. Инструменты финансовой политики способны изменить ситуацию кризисной экономики к лучшему. Целью финансовой политики страны является регулирование финансовых отношений для обеспечения и достижения социально-экономического роста, макроэкономической стабилизации, эффективного финансирования страны. С помощью соблюдения принципов верховенства права, справедливости в налогообложении, добросовестного выполнения обязательств в международном праве; использования преференций и льгот; упрощения систем бухгалтерского, налогового, регистрационного учета и отчетности наряду с обеспечением гарантированной защиты налогоплательщиков от произвола государства можно достичь поставленной цели. Для гармонизации публичных и частных интересов в процессе реализации государственных функций и усовершенствования финансовой системы необходимо достичь качественного правового регулирования финансовой сферы. Оптимальное распределение валового внутреннего продукта, обеспечение эффективности публичных доходов и публичных расходов, модернизация финансового контроля, справедливое перераспределения фондов средств, стимулирование предпринимательства и инвестиций, развитие эмиссионного права и международного налогообложения, баланс разрешительных и запрещающих правил поведения, динамичное регулирование финансовой политики позволят обновить финансовые правоотношения. Поэтому важно продолжить научные исследования в этом напрвлении.
Проблеме теоретических и практических аспектов формирования рациональной финансовой политики и построения оптимальной финансовой системы посвящали свои исследования отечественные и зарубежные ученые – юристы, экономисты, практики, ученые в области финансового и административного права. Среди них Н. Я. Азаров, Р.К.Арыкбаева, Буроменский М.В., Брезвин А. И., Буряк С.В., Варналий З.С., Воронова Л.К., Геец В.М., Грачева Е.Ю., Дрибноход Т.П., Запольский С.В., С.Иловайский, Карасева М.В., Козырин А.Н., Кучерявенко, Р.А.Набиева, М.П., Февраль И.А., Пепеляев С.Г., Г. Рау, Д. Рикардо, Соколовская А.М., Г.А.Тактарова, Тарангул Л.Л., Тихомиров Ю.А., Толстопятенко Г.П., Тропин З.В., Ярошенко Ф.О. и другие.
Правовая система Украины развивается, в основном, используя заимствования законодательства и судебной практики других стран без достаточного использования результатов отечественных научных исследований в соответствии с динамикой развития общественных процессов предложенному законодателем правовому регулированию. Основными формами деятельности государства в обществе являются: деятельность по осуществлению общегосударственного и местного руководства (Верховная и местные Советы), президентская деятельность, управленческая (исполнительно-распорядительная деятельность органов управления), судебная и прокурорская деятельность[1, с.81]. Содержание финансовой политики включает: разработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производственных сил и производственных отношений, потребностей населения [2, с.5].
Реализация финансовой политики вместе с экономической в деятельности как отдельных субъектов так и государства в целом влияет на согласование социально - экономических интересов современного общества с развитием международного финансового рынка и при этом роль финансовой политики постоянно растет. Финансовая политика не стоит в стороне ни одного института финансового права, поскольку финансовая деятельность осуществляется различными методами. Например, влияние субъекта финансовой политики – президента на законодательный процесс достигается через президентское вето и президентские послания, содержащие предложения относительно состояния социально-экономического развития страны. Представительные органы выступают звеном, в котором формируется основная государственная линия - обязательная для других органов и граждан. Они являются одновременно основным форумом, на котором определяются интересы общества в целом [3, с.87]. Становление и развитие практики обращения Президента Украины: с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины в соответствии со ст.106 Конституции Украины требует научного осмысления и соответствующего анализа в целях обеспечения государственной независимости и национальной безопасности[4]. Предметом углубленного изучения и научного осмысления становятся ценности и жизненные обстоятельства, характер отношений и новых потребностей, формирование культурных реалий современности, расширение пространства самовыражения. Ежегодным (2011р.) посланием Президента Украины к Верховной Раде Украины «Модернизация Украины – наш стратегический выбор» определено, что в 2010 году начато формирование институционального базиса для осуществления стратегических экономических реформ и их основных приоритетов, сделан ряд практических системных шагов, которые начали комплексное реформирование социально-экономической системы и внедрения реформ должно происходить в три временных этапа: первый - краткосрочный, до конца 2010 года, - этап законодательного урегулирования хода реформ., второй - 2011-2012 гг, третий - 2013-2014 гг [5, с.99]. Основными законодательными новациями является внедрение среднесрочного бюджетного планирования, развитие программно-целевого метода бюджетирования, совершенствования системы управления государственным долгом, усиление финансовой самодостаточности местных бюджетов, модернизация системы бухгалтерского учета в государственном секторе, внедрение европейской модели государственного внутреннего финансового контроля и повышения бюджетной дисциплины[5, с.100]. В экспертном докладе, который подготовлен Национальным институтом стратегических исследований к Посланию Президента Украины В. ЯНУКОВИЧА к Украинскому народу отмечается, что в фокусе нового курса - человек как уникальная личность и как гражданин, патриот своей Родины [6]. Одновременно с посланием Президента Украины к Верховной Раде Украины вносится Кабинетом Министров Украины ежегодный доклад об экономическом и социальном развитии Украины и разрабатываются необходимые законодательные акты, направленные на создание соответствующих условий для реализации предусмотренных в послании мероприятий, имея в виду, что проекты законов Украины, прилагаются к посланию, поэтому должны, согласно требованиям части второй статьи 93 Конституции Украины, рассматриваться вне очереди. Постановлением ВАК от 15.03.2000р. № 4-04/3 "Об утверждении мероприятий ВАК Украины по реализации задач, указанных в Послании Президента Украины Верховной Раде Украины" с целью обеспечения научного сопровождения мероприятий, направленных на повышение уровня экономической и экологической безопасности государства предусмотрено обязать специализированные ученые советы давать оценки научных разработок и обеспечить совместно с министерствами координацию тематики диссертационных исследований докторантов и аспирантов по разработке актуальных проблем в области экономических, юридических и политических наук и государственного управления, определенных в Послании Президента Украины Верховной Раде Украины. Согласно ч.4 Указа Президента Украины от 02.04.2010р. № 504/2010 "О Положении об Администрации Президента Украины" Администрация соответствии с возложенными на нее задачами: п.4) обеспечивает подготовку проектов посланий Президента Украины к народу, ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины, публикует такие послания; п.15) обеспечивает контроль за выполнением указов, распоряжений, поручений Президента Украины; п.23) выполняет другие функции для обеспечения осуществления Президентом Украины своих полномочий. А поэтому важным вопросом, по нашему мнению, остается установление постоянного контроля по выполнению поручений Президента Украины на основании, в частности, мониторинга информации по вопросам исполнительской дисциплины и сопровождения мероприятий по разработке актуальных проблем с дальнейшим внедрением выводов научных разработок.
По Конституции Украины (ст.9) положение о том, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины, имеют чрезвычайно важное правовое и внешнеполитическое значение во вхождении в мировое сообщество[7]. Заключения договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины, что свидетельствует об уважении к нормам международного права. Закон Украины «О действии международных договоров на территории Украины» определяет, что заключенные надлежащим образом ратифицированные Украиной международные договоры являются неотъемлемой частью национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства[8]. При этом ст.10 «международные договоры» ГК Украины устанавливает: действующий международный договор, который регулирует гражданские отношения, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, являются частью национального гражданского законодательства Украины; если в действующем международном договоре Украины, заключенном в установленном законом порядке, содержатся другие правила чем те, которые установлены соответствующим актом гражданского законодательства, применяются правила международного договора Украины[9] .
Проведя сравнительный анализ различных международных соглашений, следует отметить разную терминологию по налогам и особенностям налогообложения: 1) Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от 12.01.93р. и национальный закон по разному определяют термин «роялти» и устанавливает ставку 5% и 15% по налогообложению дивидендов; устанавливается ставка 5% и 15% относительно налогообложения валовой суммы дивидендов; украинским налогом определяется: налог на прибыль (доходы) предприятий и подоходный налог с граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, 2) Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Словения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 21.03.2007р. Украинским налогом определяется: налог на прибыль предприятий и подоходный налог с физических лиц; устанавливается ставка 5% и 15% относительно налогообложения валовой суммы дивидендов; устанавливается ставка 5% и 10% относительно налогообложения роялти, 3) Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Австрия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество 20.05.99р. Украинским налогом определяется: налог на прибыль предприятий и подоходный налог с граждан; устанавливается ставка 5% относительно налогообложения валовой суммы роялти; устанавливается ставка 5% и 10% относительно налогообложения общей суммы дивидендов[10]. Исследование эффективности проведения финансовой политики в направлении достижения определенных результатов в зависимости от выбранных приоритетов на долгосрочную перспективу по финансированию процесса реализации государственных функций и развития финансовой системы, учитывая проблемы применения международных налоговых соглашений, позволяет сделать следующие выводы: целесообразно закрепить в Конституции Украины - основы финансовой системы; предусмотреть в источниках формирования бюджета поступления за счет прогрессивного налогообложения физических лиц, учитывая социальные гарантии и компенсации; расширить базу налогообложения за счет увеличения объемов внешней торговли и справедливого подхода к налогообложению у источника выплаты; требуют пересмотра международные налоговые соглашения с целью разграничения налоговой юрисдикции, учитывая вступление в ЕС новых стран - членов (действуют налоговые соглашения времен СССР, неодинаковые (иногда дискриминационные) подходы к применению принципа устранения двойного налогообложения; необходимо согласовать полномочия, структуру и названия подразделений в органах государственной власти (министерствах – МФУ и Минэкономики(в одном департамент финансовой политики , а в другом таможенной и налоговой политики), центральных органах власти, комитетах законодательного органа – финансовой и банковской деятельности; налоговой и таможенной политики) как с целью устранения дублирования так и для обеспечения координации в работе; активизировать процесс заключения договоров о межгосударственном обмене информации по налоговым вопросам и финансовых сделок с целью предупреждения, выявления и пресечения уклонения от налогообложения (или двойного неналогообложения).
Высокие стандарты духовного и нравственного мышления, интеллектуального воспитания и правовой культуры, общественного сознания и уровня жизни, гражданской активности и государственного подхода к решению дел каждым лицом в обществе, адекватное реагирование органов власти на недобросовестных субъектов хозяйствования призваны создавать достаточные предпосылки для достижения цели построения успешного государства. Вместе с тем, в Украине на сегодня нет законодательного акта об основах построения финансовой политики (по разному понимаются ее составляющие: денежно-кредитная, денежная, валютно-курсовая, фискальная (бюджетная, налоговая, таможенная), эмиссионная, учетная) и принципов создания и формирования финансового рынка, отсутствует единый подход к определению сроков финансовая дисциплина, финансовая отчетность, финансовая политика, длительное время не пересматривались договора об устранении двойного налогообложения. Упрощение терминологии с одновременной ее унификацией должны способствовать эффективному финансовому менеджменту. По нашему мнению, в частности, финансовая политика как понятие является многомерной сложной юридической категорией, объединяющей объективно сложившуюся, целостную и относительно обособленную группу функционально взаимообусловленных и структурно связанных норм права, регламентирующих конкретно определенные общественные отношения, пронизывающих предмет финансового права в сочетании научных, образовательных, организационных, экономических мер призвана усовершенствовать финансовую систему и способствовать росту благосостояния в обществе. Наиболее оптимальным, по нашему мнению, было бы определять финансовую отчетность как систему взаимосвязанных, обобщающих показателей финансового состояния и результатов деятельности субъекта, статистической информации за отчетный период, состоящей из данных бухгалтерского учета в объемах, по форме и способу, определенному законом. Сочетание политики реформ и финансовой стабилизации в государстве с активной политикой экономического роста являются составляющими экономической безопасности при защите национальных финансовых интересов. Вместе с тем в Украине нет закона об основах создания и формирования финансового рынка как предусмотрено Основным Законом. По нашему мнению, комплексное и многогранное понятие финансовый рынок включает в себя денежную, кредитную и инвестиционную составляющую, поэтому в Конституции Украины можно использовать более унифицированную (простую и понятную) категорию финансовый рынок, учитывая что международное сотрудничество широко использует термин глобальный финансовый рынок. Финансовый рынок как обобщенное понятие имеет свою структуру (субъект, объект, предмет, потребности, цели, средства) и характеризует урегулированную финансово - правовыми нормами систему отношений между государством и различными субъектами (внешний и внутренний аспект) благодаря финансовой деятельности государства в процессе формирования, распределения и перераспределения, использования фондов денежных средств (активов), охватывающую всю экономику, управленческую и социальную сферу и отражает особенности развития страны в конкретный исторический период. С целью формирования правовой и, в частности, финансовой культуры в обществе (не только налогоплательщиков), обеспечения финансовой (а это не только бюджетной) дисциплины целесообразно: своевременно обнародовать нормативно-правовые акты и достижения науки, повысить ответственность законодателя за несоблюдение юридической техники; внедрить эффективную систему оперативных консультаций (письменные, устно непосредственно и по телефону) государственных и негосударственных органов и других объединений (в т.ч. функционирование центров налоговой помощи и волонтерское движение, распространение знаний через телевидение, прессу, радио, обновление литературы в библиотеках, введение в школах и на предприятиях (курсах повышения квалификации) дисциплины «Основы финансовых знаний и правовой культуры». Такие меры будут способствовать адаптации граждан в финансовом пространстве, использованию возможностей увеличение состояния, развития способности к прогнозированию экономических ситуаций, воспитанию законопослушных членов общества и организации общественного контроля по расходованию средств государственного и местного бюджета.
- Литература:
1. Тихомиров Ю.А. Влада й управління у соціалістичному суспільстві. - М.: Юридична література,1968.- 200с. – 5 – Б3 – 3 – 68.
2. Финансовая политика России: учеб.пособие / под ред. Р.А.Набиева, Г.А.Тактарова, Р.К.Арыкбаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,2008. – 400с.:ил.. ISBN 978-5-279-03332-4.
3.Тихомиров Ю.А. Влада й управління у соціалістичному суспільстві. - М.: Юридична література,1968.- 200с. – 5 – Б3 – 3 – 68.
4. Конституція України Закон України від 28.06.1996р. № 254к/96-ВР / www.rada.gov.ua/zakon
5. Модернізація України – наш стратегічний вибір : Щорічне П ослання
Президента України до Верховної Ради України. – К., 2011. – 416 с. / Електронна версія: www.president.gov.ua
- 6. Експертна доповідь, підготовлена Національним інститутом стратегічних досліджень до Послання Президента України В. ЯНУКОВИЧА до Українського народу. . "Україна ХХІ століття. Стратегія реформ і суспільної консолідації". 2010 рік. / www.niss.gov.ua/catalogue/33/
7. Коментар до Конституції України: науково – популярне видання. – К.: Інститут законодавства Верховної Ради України. – 1996. – 378с.
Закон України «Про дію міжнародних договорів на території України» // www.rada.gov.ua
Цивільний кодекс України. – К.: Парламентське вид-во,2004. – 352с.
Міжнародні угоди і оподаткування / Держ. податк. адмін. України; упоряди.: Л.В.Трофімова[та ін.]. – К.: ДП «ІВЦ ДПА України»,2009. – 1232с. – (Бібліотека журналу «Вісник податкової служби України»).