Участие гражданского населения в оценке и контроле за деятельностью органов внутренних дел
Автор: Ониани Майя Гивиевна
Рубрика: 16. Правоохранительные органы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2011)
Статья просмотрена: 2487 раз
Библиографическое описание:
Ониани, М. Г. Участие гражданского населения в оценке и контроле за деятельностью органов внутренних дел / М. Г. Ониани. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1159/ (дата обращения: 16.11.2024).
Неэффективность работы органов правопорядка стала одной из ключевых проблем современной России, требующей незамедлительного рассмотрения и разрешения, в том числе посредством проходящего сегодня в МВД реформирования. И хотя необходимость такого реформирование назрела уже давно, существует опасение, что вместе со структурными реформами будет забыта одна из самых важных и известных общественных формул - не граждане для полиции, а полиция для граждан.
Сегодня Россия переживает достаточно сложные не только политические, но и социально-экономические процессы, что в определенной мере обуславливает актуальность всесторонней и глубокой научной проработки проблемы совершенствования системы органов внутренних дел Российской Федерации
В этом контексте оценка и удовлетворенность обществом работы органов правопорядка заслуживает особого внимания, так как является одной из ключевых целей, на которых направлено реформирование всего ведомства [3, с. 27-31].
Вполне очевидно, что общественное мнение в вопросе оценки и контроля за деятельностью органов внутренних дел в рамках новых преобразований имеет не только научное, но в большей степени практическое значение, особенно в аспекте обеспечения безопасности личности, общества, государства от противоправных и иных преступных посягательств. Следует отметить, что ранее контроль и надзор за деятельностью ОВД осуществлялся исключительно специальными подразделениями и службами. Сегодня среди основных, одновременно действующих способов так называемого контроля за законностью деятельности органов внутренних дел, следует считать мнение и критику общества, что обусловлено их существенным влиянием на эффективность не только управленческой, но и административно-служебной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности. На сегодняшний день такое влияние, как правило, осуществляется через средства массовой информации.
Адекватное и своевременное реагирование российских органов правопорядка на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые обществом в целом и гражданами в отдельности в связи с их деятельностью, способствует не только исправлению ошибок и предупреждению их нежелательных последствий, но и укреплению законности, служебной дисциплины, повышению их ответственности [6, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=442915#_Toc285193896].
В нашей стране современный уровень развития общества достиг той степени, когда к деятельности ОВД (по всем ее направлениям) стали предъявляться действительно повышенные требования. Становление новой российской государственности нередко тормозилось в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности работников правоохранительных органов, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов. Именно поэтому новый Закон «О полиции» четко регламентирует выполнение служебных обязанностей сотрудниками ОВД исключительно на основе требований законности, посредством точного и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и рядовыми гражданами.
В свою очередь контроль над деятельностью органов внутренних дел предполагает подотчетность обществу, способную погасить избыточность власти, рождавшей «милицейскую преступность» [2, http://www.novopol.ru]. Следует констатировать, что сегодня практически все мировое сообщество пришло к осознанию той непреложной истины, которая определяет полицию как организацию, служащую для общества и на благо общества, а не наоборот [13, с. 46-51].
Контроль и оценка деятельности ОВД имеют между собой тесную взаимосвязь, это объясняется необходимостью получения объективных результатов. Так как объективная оценка возможна при наличии достоверной, неискаженной информации от первоисточника, которым являются ОВД. Контроль это своего рода процесс, позволяющий получить не только информацию, но и соответствующие знания (в частности о деятельности ОВД в целом, конкретных подразделениях и сотрудниках в частности). Контроль помогает судить о качестве работы в целом. Важно понимать, что только поддержка и контроль со стороны населения является определяющим условием успеха всех реформационных мероприятий по повышению эффективности работы ОВД в нашей стране. Это условие не требует доказательства, поскольку его состоятельность уже определена многолетним опытом ряда зарубежных стран, таких как: США, Канада, Япония и в большинство стран Западной Европы, где установлены партнерские взаимоотношения полиции и населения на уровне муниципалитета и подчинении полиции местным властям.
Следует обратить внимание на то, что за рубежом наблюдается две модели обеспечения внутренней безопасности: централизованная модель с доминирующей ролью министерства внутренних дел (Франция, Италия, Испания, Германия) и децентрализованная модель (США, Великобритания, Япония), предполагающая высокую роль муниципальных органов власти в управлении полицией. Ориентация полиции на тесное взаимодействие с населением хорошо видна в децентрализованной модели, особенно в англо-саксонских странах. Интересен опыт Великобритании, где в графствах и городах-графствах полицейский аппарат находится под надзором особых органов (комитетов) муниципальных советов. Все они формируются муниципальными советами в составе муниципальных советников и мировых судей, в пропорции два к одному. Комитеты назначают руководителей органов полиции – главных констеблей, их помощников и заместителей. Главные констебли, в свою очередь, назначают прочих полицейских чинов – суперинтендантов, инспекторов, сержантов и констеблей. Контроль муниципальных властей над полицией Великобритании осуществляется не только через назначение руководства полиции, но и через финансирование. Каждый полицейский отряд получает ассигнования из специального «полицейского фонда», состоящего из двух основных частей: первая часть образуется из доходов, получаемых муниципалитетом, вторая часть, составляющая половину установленных расходов, – вносится правительством. В результате полиция Великобритании находится в двойном подчинении – как у местной администрации, так и у министерства внутренних дел. Неисполнение их советов может привести к сокращению финансирования, а конфликты с муниципальными властями – и к увольнению [8, http://jurnal.amvd.ru/indviewst.php?stt=337&SID=]. Таким образом, необходимым условием деятельности муниципальной полиции является ее обязательная подотчетность населению, что позволяет достичь открытости полиции и тесное взаимодействие полиции и населения [8, http://jurnal.amvd.ru/indviewst.php?stt=337&SID=].
Однако следует оговориться, что даже заимствование опыта зарубежных стран в вопросах контроля за деятельностью ОВД не может быть абсолютно полным и этому есть ряд серьезнейших причин зависящих, не только от устройства государства в целом, особенностей его построения и функционирования, но и от причин социально-политического, социально- экономического, культурно-исторического характера, а также ряд других, с учетом традиций, исторически заложенных ни за одно столетние. Следует учитывать и менталитет народа, также играющий в данном вопросе не последнюю роль.
С вступлением в силу нового закона – Закона о полиции, проблема участия граждан в оценке и контроле за деятельностью органов правопорядка прописана в Главе 10 «Контроль и надзор над деятельностью полиции». Следует отметить, что законодатель в редакции статьи не только предусмотрел общественный контроль (ст. 50), но такие виды контроля как: государственный (ст. 49), судебный (ст. 51), прокурорский (ст. 52).
Так, в статье 50 «Общественный контроль за деятельностью полиции» сказано:
«1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.
2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах» [12, http://www.rg.ru/2011/02/07/police-dok.html].
Следует отметить, что укрепление авторитета органов внутренних дел в глазах населения нашей страны возможно лишь при наличии возможности последних знать как работают органы правопорядка в целом и в частности, то есть наличие своего рода подотчетности их населению позволит судит о сделанном непосредственно и напрямую. Это своего рода объективная предпосылка в налаживании доброжелательных и эффективных взаимоотношений общества и полиции в целом.
Важность решения задач укрепления авторитета и повышения степени доверия населения к ОВД определяется тем, что объективное общественное мнение о состоянии правопорядка позволяет более предметно показывать роль ОВД в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении режима законности и правопорядка, реально влиять на формирование общественного мнения о ее деятельности, способствовать воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений [1, с. 23].
Оценка деятельности органов внутренних дел напрямую зависит от общего впечатления и восприятия гражданами ОВД в целом. Если ранее систему оценки деятельности ОВД можно было охарактеризовать как палочную, то сегодня этот вопрос получил в корне новое решение. По славам Р.Г. Нургалиева новый Приказ [9, http://www.consultant.ru] «…максимально уходит от валовых показателей и тех предпосылок, которые создавали для сотрудников пресловутую палочную систему… новый документ учитывает мнение граждан о качестве работы органов внутренних дел - в систему оценки введены показатели, которые характеризуют общественное мнение… в этом приказе усилена социальная составляющая в работе милиции… независимые источники будут давать объективную оценку их деятельности…» [7, http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1491_page_7.html].
Преодоление этих и иных сложившихся противоречий возможно лишь при условии создания эффективных форм социального контроля за деятельностью ОВД и повышении роли и значения общественного мнения в объективной оценке результатов ее оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.
Одним из эффективных способов преодоления такого рода противоречий является постоянное взаимодействие со СМИ и различными общественными объединениями.
В качестве основных направлений взаимодействия МВД России со СМИ и общественными объединениями следует назвать:
- разработка механизмов взаимодействия со СМИ и общественными объединениями, обеспечивающих успешное выполнение возложенных на ОВД задач;
- проведение в ОВД согласованной политики по формированию у населения объективной оценки деятельности МВД и созданию положительного образа сотрудников ОВД;
- распространение, в том числе и через СМИ (приоритетно), достоверной информации о деятельности ОВД;
- повышение уровня взаимного доверия и партнерства между населением и ОВД.
Достижение обозначенных выше направлений возможно путем не только объективного и своевременного информирования общества о политике государства в данном вопросе и предпринимаемых усилиях по созданию условий безопасности общества и государства, эффективными мерами борьбы с преступностью и ее предупреждением, но и созданием адаптированного механизма взаимодействия органов внутренних дел со СМИ, общественными объединениями, деятельность которых направлена на формирование правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции [5, с. 154-162.]. Следует понимать, что тот же контроль за деятельностью ОВД возможен лишь при наличии в обществе активной гражданской позиции и не только в рассматриваемом нами вопросе.
Следует понимать, что только в рамках постоянного взаимодействия ОВД и населения, в том числе и в «подконтрольных вопросах» позволит разработать критерии информационной открытости ОВД и дальнейшего их совершенствования.
Такое сотрудничество должно носит обоюдно заинтересованный характер и должно подкрепляться не только мерами федерального уровня, но и регионального по организации обратной связи, повышению взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел через СМИ и общественные объединения [10, с. 48].
Контроль в данном случае предполагает не только так называемый надзор за ОВД, но и выработку в обществе активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений, как это принято и успешно практикуется в ряде зарубежных стран.
Партнерство правоохранительных органов в целом со СМИ в вопросах освещения правоохранительной тематики в какой-то мере должно носить творческий характер, так как без их участия СМИ не редко искажаю действительность, и доносят до населения «однобокую» субъективно навязанную точку зрения. Необходима информационная поддержка в ведущих центральных и региональных печатных и электронных СМИ по освещению деятельности ОВД. При освещении недостоверных действий, должно следовать незамедлительное реагирование в соответствии с действующим законодательством на материалы, содержащие такие сведения. Механизм участия и контроля населения за деятельностью ОВД, доступа СМИ к открытой информации ОВД, посредством формирования открытых информационных ресурсов, должен быть проработан с организационно-правовых позиций с обязательным участием всех заинтересованных сторон, пройти апробацию и последующую доработку. Только в таком порядке, на наш взгляд, действительно возможно добиться положительных результатов в этом непростом вопросе.
Не менее интересное решение данного вопроса (по достижению консенсуса взаимодействия сторон) предлагает И. Турнов, говоря о необходимости использования возможностей сети государственных образовательных и научных учреждений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников пресс-служб, подразделений информации и общественных связей системы МВД России, осуществляющих взаимодействие со СМИ и общественными объединениями [11, с. 26-18].
Соглашаясь с его позицией, следует отметить, что профилактика обеспечения законности в ОВД, осуществляется так же и через реальное освещение деятельности ОВД, что может быть достигнуто исключительно при надлежащих контактах сотрудников со СМИ, целенаправленном развитии деловых связей с населением для выявления его интересов, положительных и отрицательных оценок правоприменительной практики.
Преодоление сложившихся противоречий между населением и органами внутренних дел, по мнению В.М. Шамарова, возможно лишь при условии создания эффективных форм социального контроля за деятельностью ОВД и повышении роли и значения общественного мнения в объективной оценке результатов их оперативно-служебной, а подчас и служебно-боевой деятельности [13, с. С 220-223.] Опять же следует оговориться, что данный контроль возможен только при наличии максимально возможной информационной открытости деятельности органов внутренних дел для населения.
Подводя итог сказанному, отметим наиболее значимые моменты.
Во-первых, в Российской Федерации с началом масштабной реформы МВД уже начато обеспечение информационной открытости деятельности органов внутренних дел и их участия в формировании гражданского общества. Это в свою очередь требует законодательного закрепления процедур, обеспечивающих доступность информации о деятельности органов внутренних дел, и в связи с этим видится необходимым проведение таких мероприятий, как общественный мониторинг, разработка механизмов общественной экспертизы, проведение различного рода консультаций между обществом и государством.
Во-вторых, перспективные направления в вопросе оценки деятельности органов внутренних дел и соответственно контроля должны быть связаны с внедрением информационных технологий, в сферу так называемого взаимодействия органов внутренних дел с населением (в лице граждан, различных общественных организаций и общественных советов и т. п).
В-третьих, для достижения поставленных целей следует развивать и совершенствовать систему электронного документооборота, определять и затем расширять набор услуг, которые возможно предоставить в электронной форме, что в ближайшем будущем позволит обеспечить оперативность, информационную насыщенность всех управленческих решений и наладить постоянный контроль их исполнения.
- Литература:
Воронов А., Кожуханов Н.М. Общественное мнение как критерий оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности. // Российский следователь, 2005. № 7.
Возможен ли народный контроль над полицией // Интернет-журнал «новая политика» от 22 июня 2011.: [Электронный ресурс]. – (http://www.novopol.ru/).
Горшенева И.А. Полиция в механизме современного демократического государства. – М., 2004.
Губанов А.В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Авторефер. дис. … докт. юрид. наук. – М., 1997.
Мехович, А. М., Мордовец, А. С., Силантьева, А. В. Законность и уважение прав человека в деятельности органов внутренних дел // Правоведение. СПб. Изд-во: С.-Петербург. ун-та, 1999, № 3.
Общественные отношения, складывающиеся в процессах реализации обеспечения законности в административной деятельности органов внутренних дел.: [Электронный ресурс]. – (http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=442915#_Toc285193896).
Административная деятельность органов внутренних дел: [Электронный ресурс]. – (http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1491_page_7.html).
Петрова О. С. Опыт участия общественных представителей в деятельности полиций зарубежных государств // Труды Академии управления МВД России № 14. 2010; [Электронный ресурс]. – (http://jurnal.amvd.ru/indviewst.php?stt=337&SID=).
Приказ МВД РФ № 25 от 19.01.2010 г «Об утверждении перечня дополнительных вступительных испытаний в федеральные государственные образовательные учреждения МВД России в 2011 году».: [Электронный ресурс]. – (http://www.consultant.ru).
Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. – М., 2004.
Турнов И. Административная реформа и борьба с коррупцией / И. Турнов // Профессионал . 2006. № 5.
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" Опубликовано 8 февраля 2011 г. Российская газета.: [Электронный ресурс]. – (http://www.rg.ru/2011/02/07/police-dok.html).
Шамаров В.М. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел: основные направления воспитательной работы по их укреплению / В.М. Шамаров, Х.Х. Лойт, А.В. Никифоров. – М., 1997.