Реформа органов внутренних дел
Автор: Ямолдина Екатерина Владимировна
Рубрика: 16. Правоохранительные органы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2011)
Статья просмотрена: 3586 раз
Библиографическое описание:
Ямолдина, Е. В. Реформа органов внутренних дел / Е. В. Ямолдина. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1262/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье дается анализ реформы образования в системе МВД России. Автор высказывает свои сомнения в конечном результате реформы образования и подтверждает данный вывод расчетами и иными примерами. На региональном уровне (Республики Коми) обосновывается потребность самостоятельного ведомственного вуза. Предлагаются пути решения по поднятию престижа профессии сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: реформа ведомственного образования, проблемы, пути преодоления.
Article gives the proved analysis of reform of departmental formation in system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author expresses the doubts in definitive result of reform of formation and confirms this conclusion with calculations and other examples. At regional level (Respyblika Komi) the author proves requirement for reforms of law-enforcement bodies not too necessarily. The author offers ways of negotiations of inconsistency of local authorities which have created a problem and concerned to increase prestige of a trade of the policeman.
Keywords: reform of law-enforcement bodies, problems, ways.
Актуальность статьи: Рассмотрим некоторые из возможных проблем. Первоначально обратим внимание на социальный статус сотрудника органов внутренних дел, который наиболее объективно влияет на проявляющиеся проблемы в милицейской среде, но которые упорно не желают видеть руководители ведомства и государства. Как говорят, охрана правопорядка - дело не престижное, во многих странах полицию не любят, но без нее в этом вопросе не обойтись! Это случается тогда, когда нет политической воли первых лиц государства по конкретной проблеме либо воли всего народа.
В 2010 году президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ о реформе МВД и о переводе милицию в полицию. В Законе о полиции [1] сохранены нормы ранее действовавшего Закона о милиции [2], которые выдержали проверку временем, подтверждены решениями Конституционного Суда, Европейского суда по правам человека. Это касается положений, регламентирующих применение таких мер принуждения, как физическая сила, огнестрельное оружие, спецсредства.
Российская полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность. Милиция преследовала аналогичные цели, но при этом наделялась правом применения мер принуждения.
Более подробный список задач, которые возложены на полицию, есть в Указе Президента РФ от 01.03.2011 № 250. Но даже из Закона видно, что у полиции шире сфера деятельности, чем у предшественника. Это налагает на полицейских ряд дополнительных прав и обязанностей, которые мы рассмотрим в контексте деятельности перевозчиков.
Объективный процесс интеграции многих видов жизнедеятельности граждан стран мирового сообщества увлек и Россию в этот вид совместного развития. Это и понятно, многие угрозы для человечества невозможно преодолеть или избежать без консолидации сил в мире. Однако следует учитывать объективные закономерности развития социума. Как считают профессор Н.Д. Вершило и доцент Т.А. Вершило: "Глобализация - естественный и объективный исторический процесс, способствующий сближению и взаимообогащению народов и культур, ускорению научно-технического прогресса и экономическому развитию. Вместе с тем глобализация несет в себе и определенные издержки, о которых также не следует забывать" [3].
Наряду с положительными моментами при изучении опыта друг друга волюнтаристское переложение его на свой социум стало порождать необдуманные веяния со стороны отдельных чиновников России - ярых поклонников западной цивилизации, тем самым они превратились в "Иванов, не помнящих родства", отвергая свой национальный опыт и растоптав менталитет россиян, а страну ввергнув в пучину споров и катаклизмов.
Любое социальное заболевание, как подтверждает практика, следует лечить комплексно. Предположим, что будет внедрена идея о разделении существующей системы МВД РФ на федеральный и муниципальный компоненты. Сторонники этой идеи считают, что да, это мечта каждого губернатора региона. При общении наших специалистов с американскими полицейскими выяснено их восхищение нашей системой по охране правопорядка, когда есть орган, стоящий на страже законности и интересов не только региона, но и Федерации. У нас же направления необдуманного плагиата.
При раздробленности этого ведомства возникнет не только волюнтаризм со стороны региональных властей (достаточно и того, что они в своем большинстве не желают иметь на своей территории суды конституционного контроля), а что будет в действительности при этой раздробленности? На наш взгляд, возникнут вневедомственные распри, проблемы образования, социального обеспечения и др. Возьмем, к примеру, идею независимого следственного ведомства, подчиненного правительству либо главе государства, она витает не одно десятилетие, но до сих пор не получила прописку, так как ведомственные и региональные интересы сильнее национальной идеи и потребности качественного противодействия преступности. Отсюда в России отсутствие качества расследования уголовных дел, осуждение невиновных (как неоднократно заявлял В. Путин), необоснованное затягивание расследования и прекращение дел по примитивным порой причинам.
Социальная защищенность, к примеру, органов прокуратуры и МВД РФ на сегодняшний момент регламентирована в основном положениями о прохождении службы в этих органах: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", раздел V "Служба в милиции", и Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", раздел V "Служба в органах и учреждениях прокуратуры". Эти правовые документы практически возникли одновременно, но какая разница в объеме прав, статуса, оплаты труда и социальной защищенности своих сотрудников указанных ведомств!
По законодательству сотрудники прокуратуры России приравнены к статусу государственного служащего, а полиции - нет, до сих пор в ведомственных приказах гражданский персонал в полиции называется по-разному, но нет желания приравнять к сотруднику полиции (несмотря на ст. 17 Закона "О полиции", а самого сотрудника к категории государственного служащего. И как следствие - остепененным в ведомстве из числа гражданского персонала в вузах не платят (в отличие от других силовых структур) за ученое звание!
Служба в полиции многих странах не престижна, но многие государства комплектуют кадры при помощи различных стимулов: высокая оплата за риск профессии, нормальные бытовые и служебные условия деятельности, высокая пенсия, правовая защищенность, материальные и моральные стимулы (например, в советское время за стабильную и качественную работу награждали орденами, а в современной России - медалями за безупречную службу и нагрудными знаками, а почетных званий, если ты рядовой сотрудник либо относишься к гражданскому персоналу, не жди и не надейся) и др. Допустим необходимо МВД РФ избавить от следствия и отнести к следственному комитету при Прокуратуре, хотя это вопрос давно на устах, но правительство пока не готово на это решиться, а это намного упростит полицию. Ведь что такое polis-это охрана общественного порядка по городу полиции и др., но такие предложения о переводе функций (например: ради устранения коррупции в ГАИ) по техническому осмотру автотранспортных средств, по нашему мнению, приведут не только к понижению качества осмотров и росту ДТП, но и к созданию иной структуры государства по мздоимству с владельцев этих средств.
Но реформирование – это одна сторона вопроса, главное (престиж и социальная защищенность сотрудников) осталось за рамками современных попыток реформирования. Даже в Указе Президента от 24 декабря 2009 г. "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" ряд вопросов статуса сотрудника милиции вынесены как второстепенные с указаниями: "рассмотреть", "улучшить", "дать предложения" и т.д.
Следует учитывать мнение специалистов, особенно ученых страны, по выходу из тупика, о факторах, которые обусловили нынешнее состояние ведомства, а не "давить" их за их инициативу по оказанию помощи руководителям понять истоки социальной язвы. В МВД РФ традиционно притесняют инакомыслящих, не поддерживающих руководство, не за страх, а за объективность ратующих лиц. Многие ученые в своих исследованиях указывают на многие причины этого состояния в МВД РФ. Например, профессор Л.Л. Кругликов и доцент В.Ф. Лапшин считают: "Социальная незащищенность, неэффективность государственной деятельности по противодействию преступности, неспособность защитить суверенитет от внешних угроз - вот некоторые последствия разгула финансовой преступности в государстве" [4]. А это и оказывает влияние на авторитет МВД РФ, однако многие возможности борьбы с этими причинами лежат за рамками возможностей самого ведомства.
Необходима активная инициатива в этом вопросе, которая подавляется повсеместно на местах: не нравится - уходи, не держим, наша задача - сократить на 22% и все. При этом забывается, что на 100 тыс. населения (по сравнению с международными стандартами и особенностями России) - это не главное. Главное, на наш взгляд, избавиться от нечистоплотных сотрудников и непрофессионалов, сделать барьер для поступления на службу в органы внутренних дел представителей организованной преступности, психически неустойчивых людей и дать дорогу физически здоровым и интеллектуально подготовленным людям, а также сократить управленческий аппарат, уменьшить отчетность снизить количество заседаний и совещаний, а больше было живой работы с населением, пресечением планируемых преступлений и противодействием преступникам! А это возможно только при оснащенности сотрудников, условии и уверенности в стабильности и защищенности, нормальной оплаты и достойного существования семьи каждого сотрудника полиции.
В заключение немного о реформе в системе МВД. Здесь у нас две беды: Россия имеет обширные пространства, и сокращение числа ведомственных подразделений ведёт к тому, что преступления увеличиваются, а раскрываемость все ниже и ниже, и это понятно, если раньше, к примеру, на одного дознавателя в небольшом городе республики Коми до реформы было в ведении одного дознавателя 25-40 дел, то после сокращения, один дознаватель ведет свои дела и плюс ещё дела за двух или трёх сокращенных после реформы дознавателей. Как вы думаете, после такой нагрузки сотрудники будут работать, быстрее, качественнее? При наличии этих факторов, а также сокращении на 22% сотрудников - все вместе взятое, не говоря уже о качественном милицейском составе руководителей региона, может дать свой негативный результат.
Радует хотя бы то, что в Республике Коми министром органов внутренних дел А. Жуковским поставлена одна из основных задач, это профилактика предотвращения и пресечения преступлений и правонарушений. Сто повлияет на сокращение преступности в городах и районах республики. Также в 2011 году для граждан стало открытие приемной Общественного совета при МВД по РК на базе Общественной приемной Главы Республики Коми. Именно здесь каждую первую среду месяца члены Общественного совета будут проводить прием граждан. А учитывая, что филиалы приемной Главы Республики Коми открыты и действуют во всех муниципальных образованиях республики, то задать вопросы, получить консультацию, а также достоверную информацию о деятельности органов внутренних дел смогут жители любого уголка республики. Более того, общаться с членами общественного совета граждане смогут не только по телефонной связи, но и посредством видеосвязи через Интернет, т.к. каждый филиал оборудован компьютерами с программой Скайп [5].
С каждым годом все более усовершенствуется система работы органов внутренних дел с гражданами, но это зависит не от сокращения численности сотрудников, а от прогресса и от обеспечения сотрудников всем необходимым. При сокращении, ушли люди на пенсию, люди у которых есть, чему поучится. Опыт наработанный практикой незаменим ни одним учебником. Придут новый молодые люди после вузов, после армии, но то, как работать и на кого ровняться им будет не на кого. И все это в одночасье мы рушим. Может, эксперимент по сокращению провести по другому сценарию: первоначально обдумать, создать соответствующую материальную базу, внести изменения в законодательства, потратить эти денежные средства на обеспечение органов внутренних дел, обеспечение самих сотрудников разными льготами и повышением денежного довольствия. Накопленный же милицией опыт работы, остается актуальным для полиции, она продолжит наводить порядок на дорогах, руководствуясь нормами обновленного законодательства.
- Литература:
Вершило Н.Д., Вершило Т.А. Современный кризис, концепция устойчивого развития и задачи правовой науки // Российское правосудие. 2009. N 9. С. 4.
Кругляков Л.Л., Лапшин В.Ф. К вопросу о понятии финансовой преступности // Российский криминологический взгляд. 2009. N 2. С. 302.
- Электронный ресурс: http://www.mvd.rkomi.ru/news/area/syktyvkar/MVD_po_Komi_vnedryaet_novye_formy_raboty_s_grazhdanami/