ШОС: проблемы обеспечения безопасности и противодействия терроризму в Центрально-Азиатском регионе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шаклеин, В. В. ШОС: проблемы обеспечения безопасности и противодействия терроризму в Центрально-Азиатском регионе / В. В. Шаклеин. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 137-140. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1283/ (дата обращения: 16.11.2024).

В конце ХХ века, по причине усиления такого вида угрозы как международный терроризм, в мире резко изменилась геополитическая ситуация. Вопросы обеспечения и укрепления международного мира и безопасности стали, без сомнения, приоритетным направлением в международной деятельности как большинства государств, так и международных межправительственных организаций, в том числе и регионального характера.

Создав в 2001 году новую международную организацию, государства-члены так называемой «Шанхайской пятёрки» на деле продемонстрировали готовность расширить сотрудничество не только в вопросах решения пограничных проблем, но также проблем в области безопасности, экономики и культуры.

В мировом сообществе, особенно в западной его части, относительно деятельности ШОС высказываются два мнения, одно из которых имеет негативный характер, а второе – нейтральный. Первые уверены, что в рамках ШОС Россия совместно с Китаем пытается создать некое подобие антизападного военного альянса, реализовав, таким образом, свои давние планы по формированию действенной силы, явившейся противовесом американской внешней политики. Другие же – напротив, считают, что данная организация вполне безвредна, так как её деятельность не в состоянии привнести ничего нового к осуществлению США и их союзниками борьбы в различных точках земного шара с международным терроризмом. Однако высказанные мнения, на мой взгляд, не имеют под собой достаточных оснований по ряду причин.

Во-первых, ШОС вряд ли когда-нибудь превратится в антиамериканский военный блок, так как его создание явно противоречит как всем уставным документам Организации, так и в особенности интересам её государств-членов ибо последние весьма нуждаются в поддержке США и стран Запада в процессе реализации своих внутригосударственных программ экономического развития.

Во-вторых, государства Центральной Азии крайне не заинтересованы в противоборстве великих государств в регионе из-за опасности оказаться в роли жертвы в конфликте подобного рода, а также из-за возможной угрозы использования в этих целях своих территорий. Указанные обстоятельства в полной мере предотвращают трансформацию отношений в центрально-азиатском регионе между ШОС в лице России и Китая с одной стороны и США с другой в никому не нужное и губительное столкновение.

В-третьих, ШОС несколько иначе смотрит на проблему поддержания международного мира и безопасности и в частности на борьбу с терроризмом, нежели США и их союзники. Государства-члены ШОС полагают, что международный терроризм неразрывно связан и находится в постоянном взаимодействии с этническим сепаратизмом и религиозным экстремизмом, в то время, как на Западе первостепенное значение имеет нанесение военных ударов по государствам, так или иначе оказывающим содействие терроризму и потворствующих созданию международных террористических центров, в том числе и на своей территории, что принципе представляется действием весьма оправданным. Вот только, к сожалению, в реальной действительности видно, как на роль подобных государств-изгоев Вашингтон зачастую избирает неугодные себе правящие режимы. К примеру, в январе 2002 года состоялось заседание Совета Министров иностранных дел государств-членов ШОС по итогам которого в совместном заявлении было отмечено, что «деятельность международных сил содействия безопасности в Афганистане должна осуществлять­ся в соответствии с мандатом СБ ООН и при согласии закон­ных властей Афганистана». В феврале 2003 г., министр иностранных дел России И.С. Иванов, в ходе интернет-конференции в китайской газете «Жэньминь жибао» заявил: «Военное присутствие США в Цент­ральной Азии мы рассматриваем через призму усилий антитер­рористической коалиции по ликвидации существовавшего в Афганистане незаконного режима талибов, превратившего стра­ну в плацдарм международного терроризма».

Как уже было отмечено, борьба с международным терроризмом - одно из приоритетных направлений деятельности Организации. Доказательством огромного вклада в борьбе с этим злом служит тот факт, что ШОС не только стала одной из первых международных организаций, назвавшей терроризм угрозой, общей для всех государств, но и впервые дала определение и закрепление понятия «терроризм» в многостороннем международном договоре. Речь идёт о Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., в которой терроризм определяется следующим образом:

а) какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к настоящей Конвенции (далее - Приложение), и как оно определено в этом договоре;

б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Таким образом, исходя из положений Конвенции, можно сделать вывод, что не только ни при каких обстоятельствах и чем бы они ни были вызваны, нельзя оправдать совершение указанных деяний, а напротив, привести своё национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции таким образом, чтобы за совершение подобных преступлений предусматривалось соответствующее соразмерное наказание.

В соответствии со ст. 6 Конвенции центральные компетентные органы государств-членов осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие путем обмена информацией, выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, разработки и принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 Конвенции, и взаимоуведомления о результатах их осуществления, принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению на территории своего государства деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 Конвенции, направленных против других Сторон, принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению финансирования, поставок вооружения и боеприпасов, оказания иного содействия любым лицам и (или) организациям для совершения деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 Конвенции, принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению, запрещению и прекращению деятельности по подготовке лиц к совершению деяний, указанных в пункте 1 статьи, 1 Конвенции, обмена нормативными правовыми актами и материалами о практике их применения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации своих специалистов в различных формах.

Примечательно наличие того факта, что Конвенцией будто игнорируется необходимость государствами-участниками сообща искоренить прежде всего те обстоятельства, которые служат фундаментом для возникновения терроризма, сепаратизма и экстремизма. Именно в искоренении первопричин, которые определяют мотивацию действий террористов, а не только в разработке механизмов совместных действий по выявлению, предупреждению и пресечению деятельности последних и видится перспектива существенного прогресса в решении проблем, связанных со всемирной террористической угрозой.

Именно поэтому, пожалуй, следует согласится с некоторыми специалистами, полагающими, что по состоянию на сегодняшний день в реализуемых принципах и программах безопасности преобладает оборонительная направленность, и не содержится каких-либо правовых норм, позволивших бы исключить вышеназванные первопричины террористической деятельности.

Говоря о деятельности ШОС в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, нельзя обойти стороной проведённые войсками стран-членов серии совместных военно-тактических учений, первое из которых, под названием "Взаимодействие", состоялось в августе 2003 года на территории Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая. В нем приняли участие свыше тысячи военнослужащих из России, КНР, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. В процессе учений было отработано взаимодействие вооруженных сил и правоохранительных структур при нейтрализации незаконных вооруженных формирований, использующих террористические методы ведения боевых действий.

В 2005 году в КНР на Шандуньском полуострове состоялись первые совместные антитеррористические учения серии «Мирная миссия», в которых, в отличие от «Взаимодействия», были задействованы помимо сухопутных также и морские силы. В учениях приняли участие по разным данным до десяти тысяч военнослужащих, в числе которых две тысячи от России. Целью данного мероприятия была прежде всего попытка продемонстрировать на практике военно-стратегического партнерства КНР и РФ, и, соответственно, проверить возможность этих стран вести совместные операции ограниченного масштаба.

Летом 2007 года на территории РФ под эгидой ШОС были проведены следующие учения серии «Мирная миссия». О значимости этого события уже говорит хотя бы тот факт, что Россия на подготовку объектов Приволжско-Уральского военного округа к учениям, потратила более полутора миллиардов рублей. На учениях было задействовано свыше пяти тысяч военнослужащих, в основном России и КНР, за их ходом наблюдали представители США и НАТО. По словам руководителя маневрами с российской стороны генерал-полковника Владимира Молтенского, цель подобных учений заключалась в необходимости «…дать понять, что при принятии руководством государств политического решения военная организация любой страны-участницы направит свои войска в регион возникшей угрозы. ШОС, как структура, не направлена против третьих стран и действует исключительно в интересах государств-участников. Проблема международного терроризма, экстремизма, наркоторговли, пограничной и трансграничной преступности имеет актуальное значение для всех стран мира, и понимая это, страны ШОС собираются и в дальнейшем с периодичностью раз в два года проводить подобные антитеррористические учения».

С 22 по 26 июля 2009 г. на территории России (Дальний Восток) и КНР (Таонань Шэньянский военный округ) прошли очередные совместные антитеррористические военные учения "Мирная миссия-2009". К учениям было привлечено около трёх тысяч человек, 300 единиц наземной боевой техники и 40 единиц боевой авиации.

В сентябре 2010 года на Казахстанском полигоне Матыбулак прошли учения «Мирная миссия-2010», в ходе которых были отработаны вопросы боевого слаживания подразделений. «Мирная миссия-2010» стала одним из главных военных событий Центрально-азиатского региона. Цель учений, задействовавших около 5 тысяч солдат почти из всех стран-членов ШОС, а также свыше 300 единиц боевой техники, - отработка методов борьбы с террористическими и экстремистскими группировками в ходе местных конфликтов малой и средней интенсивности. Министры обороны стран-членов ШОС отметили, что учения прошли успешно, продемонстрировав высокий уровень организации сотрудничества в области обороны. В частности, министр обороны Казахстана Адильбек Джаксыбеков сообщил, «…что в течение 15 дней военнослужащие отрабатывали элементы взаимодействия, вместе планировали боевые операции. Во время проведения учений они проявили хорошую выучку и организованность. Все прошло планово, поставленные задачи удалось выполнить. Это говорит о том, что вооруженные силы стран-членов ШОС могут собственными силами противодействовать проявлениям терроризма». Следующая серия учений «Мирная миссия-2012» состоится в Таджикистане.

Ко всему вышесказанному следует вспомнить об учреждении специализированного органа ШОС по борьбе с терроризмом в центрально-азиатском регионе – Региональной антитеррористической структуры (РАТС) являющийся постоянно действующим органом ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте (Узбекистан). В его состав входят представители государств-участников Конвенции. Собравшиеся в Астане в мае 2002 г. руководители силовых структур государств-членов Организации утвердили проект Соглашения о РАТС и сошлись во мнении в необходимости его дальнейшей доработки и развития. Вклад РАТС в борьбу против трех сил зла – терроризма, сепаратизма и экстремизма – сложно переоценить, ведь он координирует усилия всех государств-членов ШОС в этой области, разрабатывает предложения по эффективному противодействию террору, занимается анализом информации, формирует банк данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку бандитам, содействует в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями.

ШОС, без сомнения, является главным гарантом поддержания стабильности и безопасности в регионе, деятельность которой в этом направлении переоценить невозможно. С другой стороны организация не собирается трансформироваться в военный альянс. Однако военное сотрудничество в рамках Организации весьма значительно, но в тоже время оно не ограничивается одной лишь борьбой с тремя силами зла. Бандгруппы, занимающиеся производством и распространением наркотиков, к сожалению, имеют возможность приобретать современное и мощное оружие. Поэтому становится очевидно, что полагаться только лишь на местные правоохранительные органы или даже войска одного государства малоэффективно. Весьма важную роль играет военно-техническое взаимодействие стран-членов. В вопросе обеспечения безопасности стран ШОС немаловажное значение имеет сотрудничество в области поставок оружия, ведь большинство стран на постсоветском пространстве пользуются вооружением преимущественно российского производства, а также разработок новых современных боевых систем.

В случае, если ШОС в действительности собирается добиться значительных успехов в вопросе борьбы с террором, то единственный возможный путь – повышение уровня оперативного взаимодействия государств-участников в процессе проведения совместных антитеррористические учений. И от того как в дальнейшем государства-члены Организации будут продолжать бороться с этим негативным явлением, напрямую зависит и будущие перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества, и укрепления её роли в вопросе поддержания мира и безопасности в регионе.


Литература:

  1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001г. // МЖМП. М. 2003.

  2. Соглашение между государствами – членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002г. // МЖМП. 2003. № 1.

  3. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества: проблема обороны и безопасности. Монография. // Сост. А.Ф. Клименко. М. 2009.
  4. Кирсанов Г.В. Шанхайская Организация Сотрудничества: правовые аспекты развития региональных антитеррористических институтов. // Журнал Российского права. 2004. № 3.

  5. Клименко А.Ф. Россия и ШОС: аспекты сотрудничества в сфере обороны и безопасности. // Россия и многосторонние структуры АТР. 2009.

  6. Моисеев Л.П. Через ШОС снимается масса проблем. // Международная жизнь. 2010. № 6.

  7. Идрисов Е.А. «Шанхайская пятёрка»: эволюция развития. // Экспресс-К

  8. Офицальный веб-сайт ШОС http://infoshos.ru

  9. http://www.izvestia.ru/news/405650

Основные термины (генерируются автоматически): международный терроризм, Россия, КНР, учение, борьба, Китай, центрально-азиатский регион, военный альянс, Мирная миссия, Центральная Азия.

Похожие статьи

Особенности интеграционных процессов в Центрально-Азиатском регионе

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Узбекистан и международные организации: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и перспективы развития

Перспективы сотрудничества стран БРИКС в условиях формирования международного финансового центра в Российской Федерации

Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза

Анализ развития экономической интеграции в российских регионах

Республика Узбекистан: актуальные проблемы совершенствования финансового анализа в условиях модернизации экономики

Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступлениями: состояние и перспективы

Транснациональная преступность на Дальнем Востоке: региональный аспект

Вступление в ВТО: преимущества для развития экспортного потенциала Республики Беларусь

Похожие статьи

Особенности интеграционных процессов в Центрально-Азиатском регионе

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Узбекистан и международные организации: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и перспективы развития

Перспективы сотрудничества стран БРИКС в условиях формирования международного финансового центра в Российской Федерации

Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза

Анализ развития экономической интеграции в российских регионах

Республика Узбекистан: актуальные проблемы совершенствования финансового анализа в условиях модернизации экономики

Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступлениями: состояние и перспективы

Транснациональная преступность на Дальнем Востоке: региональный аспект

Вступление в ВТО: преимущества для развития экспортного потенциала Республики Беларусь