Становление таможенных органов Тувинской Народной Республики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Монгуш, А. К. Становление таможенных органов Тувинской Народной Республики / А. К. Монгуш. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/948/ (дата обращения: 16.11.2024).

В 1921 году на Всетувинском учредительном хурале провозглашено создание Танну-Тува Улус. Решением хурала намечены границы нового государства. Правительство молодой республики начало проводить реформы в области таможенной политики. В 1922 году образовано Министерство финансов, в структуру которого входило и таможенное управление. Главными задачами управления являлись составление проектов о таможенных тарифах, руководство таможенными учреждениями.

Ключевые слова: таможенное дело, хурал, граница, финансовый отдел, налог, пошлины, пограничные караулы, посты, таможенный устав, тариф.

In 1921 foundation of Tannu-TuvaUlus was proclaimed on All-Tuvan Constitutive Khural. The borderlines of a new state were blueprinted by resolution of Khural. Government of the new republic began to reform customs politics. In 1922 Ministry of Finance was established, which involved Customs Administration. Main aims of the Administration were drafting customs rates, management of customs agencies.

Key words: customs, borderlines, finance department, tax, dues, border guards, post, customs statute, rate.

Становление таможенного дела тесно связано с возникновением государств, их границ и появлением внутренних и внешних рынков.

13 августа 1921 года в местечке Суг-Бажы на Всетувинском учредительном хурале провозглашено создание республики Танну-Тува Улус [1], в состав которой входили кожууны: Оюннар, Салчак, Тоджа, Даа, Бээзи, сумоны Маады и Чооду, Шалык-Сартульский. Решением хурала были намечены границы нового государства [2], которое граничило с двумя государствами – Советской Россией и Внешней Монголией. Ориентиром границы служили культовые сооружения на перевалах через горы - «оваа»[3].

Вскоре руководствуясь параграфом 6 Конституции республики Танну-Тува Улус[4] правительство молодой республики начало узаконивать таможенные налоги. Заседание Правительства от 19 февраля 1922 года отметило, что Республика Танну-Тува приобрела полную свободу и независимость, проводит политику единения всех дум и чаяний народа, приобрела полноправие. Поэтому, прежде всего, необходимо обратить внимание на укрепление пограничных караулов, таможен, служащих для сношения с внешним и внутренним мирами, взять в свои руки их функционирование. До этого времени финансовая работа проводилась не в пользу страны, поэтому налоги, которые передавались за пределы, должны быть строго запрещены[5].

На заседании принято Постановление Правительства Танну-Тува Улус, которое имело следующие пункты:

п.1. В Министерстве внутренних дел создать финансовый отдел со штатом: начальник отдела, делопроизводитель, 2 писаря, милиционер караула границы и его секретарь; для охраны государственной границы - 10 милиционеров караулов с секретарями. Установить заработную плату начальника отдела в 25 лан (1 лан = 37.3 грамма чистого серебра, 1 лан = 10 ценей) [6], милиционера караула – 15 лан, секретаря милиционера караула – 10 лан. Этот отдел берет на себя всю функцию проведения финансовой работы;

п.10. На территории Республики Танну-Тува все расходы и торговые дела осуществлять только деньгами, а взвешивание производить только через русскую меры веса – пуд.

п.11. Взыскивать с товаров, вещей и скота, поступающих из зарубежных стран для продажи таможенный налог в размере 5 ланов с каждых выручаемых 100 ланов. Прежде чем взыскивать налоги с торговцев, надо расспросить их об их ввозимом товаре, точно установить количество, составить их подробный список. Если у этих людей окажется больше товаров чем до проверки, то остатки конфисковать и дать им знать, что товары не будут продаваться по завышенным ценам, чем установленных.

С товаров, вывозимых за пределы республики, взыскивать таможенные налоги с каждых 100 лан.

Был разработан первый подзаконный акт о сборе таможенных пошлин - Инструкция, согласно которой цены на товары установлены в размере: сто шкур ягнят примерно будет стоить 6 ланов; стоимость ста шкур коз и баранов будет стоить 50 ланов; пуд бараньей шерсти будет стоить 4 лана, верблюжья шерсть весом в пуд будет стоить 6 ланов; одна большая шкура коровы будет стоить 4 ланов; шкуры лошади -3 лана; шкура большого зверя (лося) будет стоить 4 лана; стоимость одной шкуры марала – 8 ланов; пуд коровьего, бараньего мяса будет стоить 1 лан, 5 ценов; пуд соли – 5 ценов; пуд топленого масла – 5 ланов, топленого сала – 3 лана; стоимость упитанного быка - 35 ланов; большая корова – 18 ланов, теленок – 5 ланов; баран 3 лана; лошадь - 15 ланов; верблюд – 75 ланов; золото весом в один цен в переводе на денежные цены (единица денежная, а не слово цена, стоимость) – 5 ценов; серебро будет равно денежным ланам; маральи рога (панты) весом в один бум будет стоить 10 ланов; четыре белок – 1 лан; лиса – 5 ланов; шкура волка – 3 ланов, шкура рыси – 10 ланов; шкура выдры – 10 ланов; шкура соболя – 10 ланов; шкура горностая – 5 ланов; шкура колонка – 5 ценов; четыре сушеных рога самки изюбря – 1 лан; хороший мускус – 5 ланов; пять шкурок куницы – 2 лана 5 ценов; шкура тарбагана – 2 цена; сорок шкур зайца – 1 лан.

С вышеизложенных товаров взыскивается таможенный налог в размере 2,5% стоимости товара.

п.13. Устанавливаются следующие пограничные караулы на территории республики: на реке Теребес Салчакского хошуна – 1, в Саган-Тологое – 1, в Самагалтае – 1 караул, на Овюр Унгештее – 1, на реке Хурегечи – 1, на реке Торгалыг – 1, на реке Хандагайты – 1 караул.

Торговые люди не имеют никакого права переходить границу через другие караулы, чем через указанные выше. Об этом условии сообщения заинтересованным иностранным государствам высланы соответствующие извещения [7].

Первоочередными задачами экономического развития Республики Танну-Тува Улус являлись создание финансово-кредитной системы и организация торговли [8]. В конце 1922 года образовано Министерство финансов [9]. В ее структуру входило таможенное управление [10]. Согласно Положения о Министерстве финансов, задачами и предметами ведения являются осуществление финансовой политики республики Танну-Тува Улус и укрепление финансового положения страны, составление проектов законов о налогах, сборах, таможенных тарифах и других финансовых и налоговых вопросах, наблюдение за их выполнением и руководство ими, руководство таможенными учреждениями, направление их деятельности, разбор конфликтов по таможенным операциям и разрешение дел, связных с контрабандой [11].

Постановлениями Правительства республики Танну-Тува Улус в 1922 году были созданы таможенные посты в Чадане [12], на местностях Шивилиг-Карасуг и Тарлаг для проверки всех документов, товаров ввозимых, и вывозимых иностранными торговцами [13].

I Великий Хурал Народной Республики Танну-Тува в сентябре 1923 года утвердил первый бюджет республики на 1923-1924 годы. Главными источниками доходов служили налоги, взимаемые с населения, а также различные виды арендной платы и таможенные сборы от внешней торговли[14]. В Хурале принято решение, что Таможенные правила по взиманию таможенных пошлин уподобить правилам таможни Советской России [15].

Постановлением Правительства Народной Республики Танну-Тува от 23 ноября 1923 года №34 были созданы отделы по сбору таможенной пошлины для торгующих: на севере Танну-Ола - в Хем-Бельчир (ныне Кызыл), Кемчиутском (Хемчикском) районе - на Чжедане (Чадане), на юге Танну-Ола - в Самоголтае (Самагалтае), для торгующих в восточной части – в Тере-Норе (Тере-Холе) [16].

Основными таможенными постами, через которых ввозили и вывозили товары были: на севере страны - Шивилиг-Карасукский, со штатом из 6 человек, из них 3 солдата, 3 сотрудника поста (начальник поста Демжил, инструктор Медведев Ф.С., сотрудник Толума), а на юге страны - Шуурмакский, со штатом 5 человек, из них 3 солдата, 2 сотрудника (начальник таможенного поста Тондол, инструктор Антипин В.Н.)[17].

1924 годом датируется первый Таможенный устав Танну-Тувинской Народной Республики[18], основанный на таможенных правилах Советской России.

В 1925 году был принят Таможенный устав Танну-Тувинской Народной Республики, который упорядочил таможенное законодательство государства, отменив все ранее издававшиеся законы и инструкции [19].

В 1927 году Правительством Тувинской Народной Республики были утверждены Положение об обложении акцизным сбором табака и табачных изделий, спичек и игральных карт, ввозимых в Республику из заграницы, Временное правило о транзитной перевозке всевозможных товаров, сырья, скота и пушнины через территорию Тувинской Народной Республики [20] и Таможенный тариф по привозной и вывозной торговле[21].

В начальный период становления тувинской государственности в республике в обращении были советские рубли и бумажные червонцы, китайские ланы, монгольские тугрики. Встречались также царские деньги, американские доллары, польские злотых [22], которые использовались для уплаты таможенных пошлин.

1 января 1936 года по решению правительства Тувинской Народной Республики впервые была пущена в оборот тувинская денежная единица – акша. По курсу равнялась одному рублю 35 копейкам [23].

В соответствии с решением 11-го съезда Тувинской народно-революционной партии таможенные и прочие доходы в доходной части бюджета ТНР, в сравнении 1939 годом в 1941 году увеличилось на + 40,8 %, в денежном выражении - с 2525,3 акша по 3554,9 акша [24].


Литература:

1. Дубровский В.А. Конституции Тувы. – Кызыл, 1999. - с.24-93. За период существования название республики менялось: 1921 – август 1923 – Республика Танну-Тува Улус (народ Урянхая); август 1923 – сентябрь 1924 – Народная Республика Танну-Тува; октябрь 1924 – октябрь 1930 – Танну-Тувинская Народная Республика, Тувинская Народная Республика; ноябрь 1930 – май 1936 – Тувинская Аратская Республика; июнь 1936 – октябрь 1944 – Тувинская Народная Республика.

2. Минаев А.В. Государственная граница в приграничном субъекте Российской Федерации: история и современность исследования опыта Республики Тыва (1921 – 2009 г.г.) / Красноярск, - 2009, - с.15 – 16.

3. ЦГА РТ, ф.115, оп.1, д.83, л.л.24-25.

4. Дубровский В.А. Конституции Тувы. – Кызыл, 1999, - с.25.

5. ЦГА РТ, ф.144, оп.1, д.2, л.л.6 – 11.

6. ЦГА РТ, ф.144, оп.2, д.10, л.4.

7. ЦГА РТ, ф.144, оп.1, д.7, л.л.1-10.

8. История Тувы.- т.2. – Новосибирск, 2007. - с.175.

9. История Тувы.- т.2. – Новосибирск, 2007. - с.133.

10. ЦГА РТ, ф.112, оп.1, д.3, л.л.6-10.

11. ЦГА РТ, ф.102, оп.1, д.50, л.л.153-155.

12. ЦГА РТ, ф.144, оп.2, д.7, л.14.

13. ЦГА РТ, ф.144, оп.2, д.7, л.л. 49 – 53.

14. История Тувы. – т.2 – Новосибирск, - 2007, - с.175 - 176.

15. ЦГА РТ, ф.144, оп.1, д.1, л.л.1- 4.

16. ЦГА РТ, ф.92, оп.1, д.11, л. 3.

17. ЦГА РТ, ф.113, оп.1, д.7, л.12.

18. ЦГА РТ, ф.92, оп.1, д.11, л.л.11 – 12.

19. ЦГА РТ, ф. 92, оп.1, д.19, л.л. 5 – 6.

20. ЦГА РТ, ф.102, оп.1, д.30 л.л. 5 и 7.

21. ЦГА РТ, ф.92, оп.1, д.51, л.4.

22. Копеел В.А. Деньги и денежное обращение в период ТНР // По пути Великого Октября. К 60-летию Народной революции в Туве. Сборник. – Кызыл, 1981, - с.81-89.

23. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. – Новосибирск, 1982. – с.184.

24. ЦГА РТ, ф.113, оп.1, д.67, л.113.

Основные термины (генерируются автоматически): Танну-Тува, лан, Советская Россия, Тувинская Народная Республика, Всетувинский учредительный хурал, молодая республика, Народная Республика, таможенное управление, таможенный налог, финансовая работа.

Похожие статьи

Подходы к определению механизмов укрепления экономического потенциала Республики Таджикистан

Этапы становления государственной службы в Республике Казахстан

Совершенствование налоговой политики в республике Узбекистан

Зарождение и эволюция системы энергетики и энергоснабжения в Республике Татарстан

Становление и развитие института оказания ветеринарных услуг в России

Становление начального экологического образования в дореволюционной Якутии

Организация планирования действий органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных учреждений в Казахстане

Организация выездных налоговых проверок в Приднестровской Молдавской Республике в контексте опыта зарубежных стран

Становление института развития застроенных территорий в городе Улан-Удэ

Похожие статьи

Подходы к определению механизмов укрепления экономического потенциала Республики Таджикистан

Этапы становления государственной службы в Республике Казахстан

Совершенствование налоговой политики в республике Узбекистан

Зарождение и эволюция системы энергетики и энергоснабжения в Республике Татарстан

Становление и развитие института оказания ветеринарных услуг в России

Становление начального экологического образования в дореволюционной Якутии

Организация планирования действий органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных учреждений в Казахстане

Организация выездных налоговых проверок в Приднестровской Молдавской Республике в контексте опыта зарубежных стран

Становление института развития застроенных территорий в городе Улан-Удэ