Проблема недостатка правового регулирования холдинговых компаний
Автор: Кушхаканова Бэлла Валентиновна
Рубрика: 8. Предпринимательское право
Опубликовано в
международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Пермь, март 2012)
Статья просмотрена: 1867 раз
Библиографическое описание:
Кушхаканова, Б. В. Проблема недостатка правового регулирования холдинговых компаний / Б. В. Кушхаканова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1258/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время холдинги стали неотъемлемой частью и самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономической жизни, однако закона, который бы устанавливал правила работы холдинговых компаний, до сих пор нет.
Сегодня существуют только четыре документа, в которых упомянуты холдинги. Это Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и «Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» (утверждено указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392). В связи с этим, на наш взгляд, назрела необходимость принятия закона о холдингах. Напомним, закон о холдингах пытались принять уже дважды. В 1995 году его проект был одобрен Госдумой, но заблокирован Советом Федерации. В 1999 году парламент принял новую версию этого закона, но президент наложил на него вето. Причиной тому стало, что в законопроекте вообще не затрагивались вопросы взаимоотношения холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривалось, каким образом будут строиться внутренние взаимоотношения в холдинге, не уделено внимание вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля в такого рода предпринимательском объединении.
Хотелось бы обратить внимание на высказывание Депутата Государственной Думы И.В. Лисиненко, сделанное в период обсуждения законопроекта: «…Скорость принятия закона зависит от того, как он нужен обществу. Законопроект о холдингах никто не лоббирует, поэтому он и не продвигается. Это означает, что никто не заинтересован в том, чтоб он был принят. Лобби – совсем хороший индикатор публичного мнения»[1].
Положение е о холдингах содержится в Федеральном законе «Об акционерных обществах», в соответствии с подп.18 П. 1 ст. 48 «Принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций относится к компетенции общего собрания акционеров».
Антимонопольное законодательство, не оперирует фактически понятием «Холдинговая компания», относит эти хозяйствующие субъекты к группе лиц (ст. 4 Закона о конкуренции).
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в вопросе регулирования холдинговых компаний претерпел некоторые изменения. Имеет место противоречие отдельных положений данного ФЗ нормам Гражданского кодекса РФ и Закону о конкуренции. В отличие от Гражданского кодекса, ФЗ «О банках и банковской деятельности» содержит закрытый список оснований установления существенного влияния в системе холдинга одного юридического лица на остальные. Различая понятия «банковский холдинг» и «банковская группа» по сути, по критерию профиля деятельности головной организации (в холдинге головная организация не может быть кредитной, а в группе, наоборот, является кредитной), ФЗ «О банках и банковской деятельности», таковым образом, содержит другое понимание группы лиц в сравнении с Законом о конкуренции. В связи с этим на лицо существует необходимость установления единых критериев определения холдинговых компаний в разных отраслях законодательства.
Как отмечают некие ученые, в законодательстве и в правовой литературе отсутствует единообразие и в употреблении понятий «холдинг» и «холдинговая компания».
Представляется правильным, – пишет Шиткина И.С., – употреблять понятия «холдинг» либо «холдинговая компания» для обозначения совокупности юридических лиц, объединенных отношениями экономической зависимости, а применительно к контролирующему обществу употреблять предусмотренные законодательством категории материнское и основное общество.[3, с.46]
Налоговое законодательство относит холдинговые компании к категории взаимозависимых лиц. В налоговом законодательстве такими признаются физические лица и (либо) организации, дела меж которыми могут оказывать влияние на условия либо экономические результаты их деятельности либо деятельности представляемых ими лиц. В соответствии со ст. 20 Налогового кодекса РФ «Взаимозависимыми признаются организации, когда одна из них конкретно и (либо) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такового роли составляет более 20%.»
«В настоящее время не существует даже концепции закона о холдингах. Было бы разумным установить цивилизованные правила работы групп компаний. Тем не менее, даже отсутствие законодательных норм не препятствует активной работе холдингов. Если фирмы получат возможность платить налог на прибыль с общего финансового результата, с одной стороны, они выиграют, так как будут отдавать в бюджет меньше. А с другой – инспекторы увидят работу группы компаний как на ладони. Так что новшества в этом вопросе имеют две стороны» [4, с.49].
Холдинговые образования характерны как для отраслей естественных монополий, так и для крупного бизнеса.
Осуществление предпринимательской деятельности в холдинговой форме влечет за собой целый ряд правовых последствий, в том числе с точки зрения антимонопольного законодательства, регулирующего "группу лиц", налогового законодательства, предусматривающего особенности налогообложения холдинговых компаний налогами на прибыль, на добавленную стоимость, содержащего специальные требования к ценообразованию в системе взаимозависимых лиц и т.п. Таким образом, для предпринимателей становится весьма актуальным квалифицировать организационную форму своего бизнеса для того, чтобы, с одной стороны, извлечь из нее возможные преимущества, а с другой - оградить себя от ответственности за нарушение требований действующего законодательства, установленных применительно к холдинговым образованиям.
Почему именно «ХОЛДИНГИ», как организационно-правовая форма предпринимательских объединений, получают наиболее широкое распространение?
Конечно же, здесь огромную и первостепенную роль играет экономический фактор:
Увеличение прибыли за счет централизации капитала, его диверсификации, сохранения этой прибыли от риска и кредиторов;
Целостность организации при ее «многопрофильности».
Экономический эффект объединения юридических лиц в холдинговую компанию заключается в преумножении возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга:
воздействие конкуренции на участников холдинга минимально, поскольку они, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
существует возможность повышать стабильность бизнеса путем управления рисками, а также обеспечивать безопасность головной организации. Это достигается посредством перераспределения рискованных операций между дочерними обществами, так как «дочки», будучи самостоятельными юридическими лицами, несут ответственность по своим обязательствам только своим имуществом;
обеспечивается единое внутрихолдинговое финансовое планирование, основанное на рациональном распределении функций внутри холдинговой компании, создании участниками холдинга централизованных резервов.
В современный период в условиях усиливающейся конкуренции на первое место выходит управление эффективностью функционирования разнообразных форм объединения предприятий не как простой суммы отдельных промышленных предприятий, а как единой, действующей в тесной взаимосвязи системы.
Холдинговые компании выступают в гражданском обороте как единые хозяйствующие субъекты, хоть и состоят из формально независимых юридических лиц, связанных отношениями экономической зависимости. В частности, именно для защиты участников гражданского оборота, в том числе кредиторов и акционеров дочерних хозяйственных обществ, как наименее защищенных групп, необходимо надлежащее правовое регулирование холдинговых компаний.
Частичный подход к правовому регулированию холдинговых компаний (упоминание о них только в отдельных законодательных актах), отсутствие реальных перспектив принятия в ближайшее время системного законодательного акта о холдингах еще более актуализируют исследование правовых и управленческих аспектов организации и деятельности холдинговых объединений в России.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод:
В действующих правовых актах не содержится четкого единого для всех отраслей права понятия “холдинга”, не предусмотрены особенности такой организационно-правовой формы.
Необходимо принятие единого нормативно-правового акта - ФЗ «О холдингах», в котором найдут отражение понятие холдинга/холдинговой компании, его структуру, условия и порядок государственной регистрации холдинговой компании, функции головной и дочерних компаний, порядок ликвидации холдинга. Также, на наш взгляд, целесообразным является внесение в закон «О холдингах» положения о введении консолидированного учёта и консолидированного налогообложения, которые понизят, а в дальнейшем и ликвидируют оборот денежных средств вне налогового контроля.
-
- Литература:
1. Финансовая Россия. 2001. №10. стр. 6. Пока Закон «О холдингах» не принят, правовое регулирование холдингов носит отстающий от требований современной предпринимательской практики усеченно-фрагментарный характер.
2. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческие аспекты. М.: Городец- издат. 2003, с.90.
3. Шиткина И.С. Правовое регулирование холдинговых компаний. //Хозяйство и право. 2001.