Проблемы права информационного обеспечения молодежи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хайруллина, И. И. Проблемы права информационного обеспечения молодежи / И. И. Хайруллина, И. А. Владимиров. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 55-56. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1344/ (дата обращения: 17.10.2024).

Современные молодые люди владеют одним из самых мощных регуляторов жизни – это информация. Информацией не только, которая присутствует в СМИ и Интернете, но и информацией, полученной из близкого окружения (семья, друзья), из учебного заведения, из собственного опыта. Термин «информация» по разному определяется в различных науках. Существует множество способов деления видов информации. Классическая трактовка: текстовая, числовая, звуковая, графическая, видеоинформация. Также существуют: политическая, социальная, техническая, биологическая, массовая, специальная, документальная и т.д.

Нами была рассмотрена правовая информация, которая является актуальной в нашей стране среди всего населения. Особенно после перехода нашей страны к рыночной экономике, которая вносит изменения в содержание разных правовых отношений в связи с внедрением новых форм собственности и методов хозяйствования.

Правовая информация - сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках, и используемая при решении правовых задач. Существуют общероссийские сети распространения информации – это Консультант Плюс, ГАРАНТ и др.

В развитие правовой информатики большой вклад внесли российские ученые: Полевой Н.С., Венгеров А.Б., Москвин С.С., Шляхов А.Р., Батурин Ю.М., Элькин В.Д. и другие ученые. О правовой информации также упоминал Норберт Винер в своей книге «Кибернетика и общество». Элвин Тоффлер и Хейди Тоффлер всегда писали об информации в своих работах, там же можно найти сведения о правовой информации.

Примером исследования на поставленную проблему может служить исследование двух фокус-групп, проведенное среди подростков в возрасте 14-16 лет в июле 2002 года. В состав первой фокус-группы входили подростки (юноши и девушки) с нормальным типом поведения, в состав второй – с девиантным типом поведения (юноши, отбывающие срок наказания в исправительном учреждении).

Полученные в ходе опроса результаты свидетельствуют о том, что уровень осведомленности по правовым вопросам у подростков, изучающих правоведческие дисциплины, значительно выше, чем у подростков, не занимающихся изучением основ юриспруденции.

Одним из интересных выводов, который можно сделать по результатам проведенной фокус-группы, является то, что подростки, имеющие представление о своих правах, не видят реальных механизмов защиты своих прав в мире взрослых. Вследствие чего, подростки ощущают невостребованность их знаний о правах и свободах в нашем обществе: знание прав и свобод не ограждает подростков от жесткого и грубого вмешательства со стороны взрослых. И, тем не менее, подростки с нормальным типом поведения не отказываются от изучения литературы по правовым вопросам.

Некоторые респонденты успели в обычной общеобразовательной школе получить первичные знания по граждановедению, но свой уровень знаний они оценивают крайне низко: «листал учебник»; «ничего не помню»; «ничего не знаю»; «смотрел учебник по граждановедению для детей».

Из результатов опроса следует, что подростки начали получать азы правового образования только в исправительной колонии, так как у большинства информантов в их школах правоведческие дисциплины и смежные с ними дисциплины не преподавались (другой вариант: подростки не успели начать изучение правовых дисциплин в обычных общеобразовательных школах).

Большинство информантов оценивают свой уровень информированности по правовым вопросам, как «нулевой» или близкий к таковому.

Мое мнение, что следует начинать правовое просвещение уже в школе. Не то, чтобы вводя дополнительный урок, а выделять один-два урока по истории или обществознанию или литературе по изучению правовых основ в повседневной жизни. Где грань между религией и религиозными и общественными объединениями нарушающими закон (ст. 239 УК РФ), к примеру, сектами? Где и как закон регулирует свободу самовыражения (ст. 17-55 Конституции РФ)? Что грозит ребятам, употребляющим, распространяющим и производящим наркотики? Возможно, отвечая на данные вопросы, сократилось бы существование неблагоприятно настроенных молодежных субкультур, в целом молодежи, а вследствие чего снизилась бы подростковая преступность.

В средних профессиональных учебных заведениях, высших учебных заведениях требуется проработка краткой учебной дисциплины, связанной с трудовым и гражданским правом в особенности. Знать не только свои права, но и обязанности при трудоустройстве и дальнейшей работе. Для более интересного, а, по нашему мнению, и более действенного, изучения правовых основ можно проводить круглые столы, диспуты, беседы на особенно интересующие вопросы студентов – этот способ получения правовой информации будет являться практическим, что наиболее важно в усвоении любого предмета. Также, мы считаем важным изучение специальных профессиональных положений, законов. Студентов, занимающимися новыми разработками полезно узнать о понятии «интеллектуальная собственность», у разных специальностей есть свои специфические правовые документы, права и обязанности.

Информационное обеспечение правовой информацией имеет значение для каждого человека. Таким образом, вырабатываются не только знания, связанные с правом, но и индивидуальная гражданская позиция относительно политики государства, действий органов власти.

Изучение правовой информации молодыми людьми является профилактикой правонарушений среди подростков и молодежи, формирует правовую и политическую культуру молодежи и отношение нетерпимости к аморальному образу жизни и противоправным поступкам.

Разработка проблемы требует написания методологических пособий и учебников сегодняшнего представления молодежи о праве и проведения современных исследований о владении правовой информации среди молодежи, чтобы выявить тенденцию развития или, наоборот, деградации в этом направлении.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая информация, подросток, большинство информантов, изучение, информация, нормальный тип поведения.