Реализация полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
Авторы: Кирьянова Дарья Игоревна, Владимиров Игорь Александрович
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Пермь, март 2012)
Статья просмотрена: 1822 раза
Библиографическое описание:
Кирьянова, Д. И. Реализация полномочий Конституционного Суда Российской Федерации / Д. И. Кирьянова, И. А. Владимиров. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1670/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Законные полномочия
Конституционного Суда Российской Федерации, как органа
судебной власти, определены целями
конституционного правосудия,
основной из которых является защита основных прав и свобод
человека и гражданина.
- Анализ деятельности Конституционного Суда Российской Федерации позволяет выделить несколько категорий проблем в реализации его законных полномочий.
- Первая категория проблем возникает в результате деятельности Конституционного Суда. Эти проблемы связаны, прежде всего, с низкой самоидентификацией данного органа в качестве органа судебной власти. К данной категории можно отнести проблемы самостоятельности в осуществлении правосудия, проблемы применения судами Конституции Российской Федерации, а также проблемы низкой эффективности конституционной судебной защиты прав граждан и их объединений.
- Явное вмешательство Конституционного Суда в компетенцию других российских судов, является необоснованной практикой. Данные действия в значительной мере ограничивают независимость и самостоятельность остальных ветвей судебной власти, и существенно снижают авторитет судебной власти среди населения.
- Следующая категория проблем возникает в процессе деятельности Конституционного Суда. Эти проблемы связаны с достижением верности и безошибочности решений. Одной из главных причин, мешающих Конституционному Суду решать правовые задачи безошибочно, является отсутствие в Законе о Конституционном Суде критериев, определяющих качество решений, принимаемых Конституционным Судом. Закон необходимо дополнить критериями толкования норм права, установить ответственность за дачу заведомо ложных заключений и свидетельств. Еще одним существенным недостатком Закона является отсутствие условий, которые позволяли бы обжаловать и пересматривать судебное решение Конституционного Суда по воле сторон - участников процесса.
- Также существуют проблемы, связанные с ограниченностью применения в конституционном судопроизводстве общесудебных процессуальных принципов:
- Анализ деятельности Конституционного Суда Российской Федерации позволяет выделить несколько категорий проблем в реализации его законных полномочий.
- проблема реализации принципа доступности правосудия в конституционном судебном процессе;
- проблемы реализации принципов непосредственности, гласности судебного разбирательства, равенства всех перед законом и судом, независимости судей в конституционном судебном процессе;
- проблема реализации принципа возможности исправления судебных ошибок.
- Для реализации этих принципов в
Закон следует внести положения, позволяющие
обжаловать «отказные»
определения Конституционного Суда. Федеральный конституционный
закон «О Конституционном Суде Российской
Федерации» необходимо дополнить разделом
«Порядок устранения судебных ошибок в решениях
Конституционного Суда Российской Федерации». Основаниями для
изменения судебного решения должны служить недостаточная
обоснованность, нарушение норм материального и процессуального
права [1].
- Изменение и дополнение конституционного процессуального законодательства должно приблизить конституционное судопроизводство к обычной модели российского судопроизводства. Конституционный Суд – один из важнейших элементов политической системы российского государства. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться исключительно в форме судебного разбирательства. Только в этом случае позиция Суда в качестве посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.
- Литература:
- Изменение и дополнение конституционного процессуального законодательства должно приблизить конституционное судопроизводство к обычной модели российского судопроизводства. Конституционный Суд – один из важнейших элементов политической системы российского государства. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться исключительно в форме судебного разбирательства. Только в этом случае позиция Суда в качестве посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.
- Сасов К.А. «Проблемы реализации полномочий Конституционного Суда Российской Федерации: Материально-правовые и процессуальные аспекты», Москва, 2005