Вопросы исполнения решения суда
Автор: Курбангалеева Людмила Александровна
Рубрика: 22. Исполнительное право
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, ноябрь 2012)
Статья просмотрена: 1626 раз
Библиографическое описание:
Курбангалеева, Л. А. Вопросы исполнения решения суда / Л. А. Курбангалеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2727/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время сложилась ситуация, когда гражданин получает исполнительный документ, выданный на основании решения суда , то не знает , будет ли оно исполнено , и в каком объеме ( полностью или частично) . Естественно в первую очередь, судебное решение это акт реализации судебной власти. Суд выносит решение именем Российской Федерации, что подтверждает его властный характер. Только суд осуществляет правосудие, опираясь на власть и силу государства. В судебном решении выражается властное суждение суда о наличии (или отсутствии), содержании и объеме прав и обязанностей сторон по существу заявленных требований, бывших предметом спора.
Данное суждение связано с тем, что решение суда ,устраняя спорность в правоотношениях субъектов материального права, создает правовые гарантии для реализации права или охраняемого законом интереса. Решение суда, независимо от того, удовлетворено требование или в нем отказано, обязательно для всех и подлежит неукоснительному соблюдению и исполнению.
В соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве обязанность по исполнению судебных актов возложена на Федеральную службу судебных приставов России . А также «Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий» . (1)
Но, несмотря на установленные плановые показатели Федеральной службы судебных приставов России по исполнению исполнительных документов фактическим исполнением (исполнение решения суда в полном объеме) – не менее 80 процентов, из ста процентов предъявленных исполнительных документов, на практике будет исполнено в полном объеме 50 процентов . (2) И этому способствует ряд причин: во-первых – это платежеспособность должника и его имущественное положение (должник это физическое или юридическое лицо на которое исполнительным документом возложена обязанность по совершению действий направленных на исполнение решения суда, либо воздержание от них);
во-вторых, объем обеспечительных мер принятых гражданином – истцом в период досудебного и судебного разбирательства;
в-третьих, объем обеспечительных мер принятых на стадии исполнительного производства в период предоставления должнику срока для добровольного исполнения;
в-четвертых, готовность гражданина - взыскателя выполнять поручения судебного пристава-исполнителя, направленных на исполнение решения суда;
в-пятых, правильность и своевременность принятых судебным приставом-исполнителем мер принудительного характера по исполнению требований исполнительного документа. (3). В данном случае имеется в ввиду перечень исполнительных действий применяемых в процессе исполнения судебного акта и время их совершения . Так, в соответствии со ст. 36 Федерального закона № 229 «об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если самим поручением не предусмотрен иной срок его исполнения.
Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня.
В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения. Исполнительными действиями пережде всего в соответствии со ст. 64 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документоов;
давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
взыскивать исполнительский сбор;
обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Таким образом, с одной стороны судебное решение это правоприменительный акт, имеющий, свойства, сходные со свойствами нормативных предписаний. Как и норма права, оно является юридически обязательным и составляет активную частицу механизма правового регулирования. Но судебное решение действует только на основе юридических норм. Содержащееся в решении государственно-властное предписание носит индивидуальный характер.
С другой стороны процесс исполнения судебного акта зависит от ряда причин (платежеспособность должника и его имущественное положение, объем обеспечительных мер принятых гражданином – истцом в период досудебного и судебного разбирательства и.т.д.), и может быть приостановлен или завершен в любое время в независимости от воли гражданина, предъявившего на исполнение исполнительный документ, выданный на основе судебного акта. Данное обстоятельство подтверждается положениями предусмотренным действующим законодательством об исполнительном производстве:
«Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:
фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;
возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта. (4).
Литература:
Приказ ФССП Росии № 168 от 23.03.2012 "Об установлении плановых заданий" - Москва : , 2012.
Федеральный закон № 229 "Об исполнительном производстве" . - Москва : Юрист, 2011 статья 1 .
Федеральный закон № 118 "О судебных приставах" . - Москва : Юрист, 2011. - Тстатья . 12. - 1.
Федераьный закон № 229 "Об исполнительном производстве" . - Москва : Юрист, 2011. - Т. статья 47.